Угрозы экономической безопасности в инновационном комплексе РФ.
Угрозы экономической безопасности в инновационном комплексе Российской Федерации следующие:
- оторванность сферы научных исследований и разработок от реального сектора экономики;
- несбалансированность национальной инновационной системы;
- отток капитала из реального сектора в менее рисковые отрасли и за границу;
- структурная деформация промышленности;
- прекращение выпуска прогрессивных видов продукции на высокотехнологичных производствах;
- низкая конкурентоспособность отечественных товаров на мировом и национальном рынках;
- сырьевая модель экспорта, зависимость от конъюнктуры рынка на энергоресурсы;
- разрыв хозяйственных связей между предприятиями, цехами и производствами, составляющими единые технологические цепочки;
- «утечка умов» вследствие закрытия ряда научных учреждений в стране, утраты сильных позиций образовательной и научной сфер.
Кроме того, теневая экономика, связанная с явлениями коррупции и криминализации, также является препятствием для развития в стране инновационных отраслей и производств.
По лекции:Угрозы:
(импорт инноваций):
- Закупка устаревшего оборудования, которое не позволит РФ конкурировать на зарубежных рынках
- Возможность потери самостоятельности компаний, формирование совместных предприятий под управлением иностранных партнеров
- Постоянный переток финансовых ресурсов в зарубежные страны
- Отсутствие интереса к финансированию российских научных исследований
- Опасность несовместимости старого и нового оборудования в рамках одной технологической цепочки
- Необходимость дополнительных затрат на обучение персонала и освоение нового оборудования и технологий
(экспорт инноваций):
- Закрепление научно-технического отставания России, постепенная специализация России на аутсорсинге вспомогательных технологий
- Отток ученых за рубеж в ходе совместной работы по проектам
- Быстрая потеря технологического задела в тех областях, где он еще сохранялся
- Финансовые потери от реализации технологий , а не готовой продукции.
Угрозы экономической безопасности в различных секторах услуг: банковских, страховых, информационных, туристических.
Информационных
Банковская сфера
Угрозы экономической безопасности в банковской сфереуслуг обусловлены нарушением механизма перераспределения финансовых средств между отраслями национальной экономики, недостаточным развитием инфраструктуры. Задачи по устранению угроз в банковской сфере следующие:
• установление соответствия основных целей банковской деятельности главным целям развития экономики РФ;
• соблюдение принципов возвратности и ликвидности;
• устойчивость принципов кредитования банковской системы;
• помощь реальному сектору экономики в достижении экономического роста;
• сбалансированность работы банковской сферы и других секторов экономики;
• увеличение аккумулирования денежных средств.
Для решения задач по устранению угроз в банковской деятельности необходимо увеличить гарантии государства по условиям кредитования коммерческими банками предприятий реального сектора экономики. Создание федеральных целевых программ и специальных инвестиционных фондов повышает устойчивость предоставления банковских услуг. Также следует совершенствовать систему страхования рисков по различным направлениям работы коммерческих банков с целью предоставления кредитов и инвестирования в экономику в большем объёме для стабилизации макроэкономических процессов.
Страховая сфера
Экономическая безопасность в сфере страхования представляет собой состояние экономической защищенности субъектов рынка страхования от внешних и внутренних угроз, позволяющую надежно сохранить и эффективно использовать экономический потенциал для исполнения системой экономической безопасности своей миссии. При этом под миссией системы экономической безопасности, определяемой сущностью страхования, будем понимать задачу обеспечения экономической безопасности граждан и хозяйствующих субъектов посредством минимизации угроз социального, экономического и физического характера.
Экономические угрозы в системе страхования представляют собой реальную системную угрозу экономической безопасности страны. В частности, экономическая преступность провоцирует рост цен в системе страхования: чем выше уровень мошенничества, тем больше нецелевых издержек вынужден терпеть страховщик, и тем выше (в силу необходимости компенсировать эти сверхиздержки) стоимость страховых услуг. От данного негативного эффекта страдают, прежде всего, добросовестные и законопослушные страхователи, чьи страховые взносы помимо их воли незаконно распределяются между преступниками, а страховые активы претерпевают внеплановые и слабо регулируемые издержки на покрытие незаконных выплат и вынужденных расходов на урегулирование юридически не необоснованных и криминальных убытков. Преступность в страховании дестабилизирует социально-экономическое развитие общества в целом, дискредитирует принципы страхования, снижает налоговые взносы страхового сектора в бюджет страны и его инвестиционные вливания в экономические институты, угрожает всем сегментам общества и в целом его экономической безопасности, трактуемой как защищенность жизненно важных интересов общества в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.
Информационная безопасность
а) внутренние:
-отсутствие координации деятельности ЭО по реализации единой политики в области информатизации и защиты информации;
-преднамеренные действия персонала при формировании, распространении и использовании защищаемой информации ЭО;
-нарушения установленной технологии сбора, накопления, хранения, преобразования, отображения и передачи защищаемой информации;
-непреднамеренные ошибки персонала, отказы технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах;
-компрометация ключей и средств криптографической защиты информации по вине обслуживающего персонала;
б) внешние:
-преднамеренные действия по совершению преступных действий по отношению информационных ресурсов ЭО органов или их защитных программных средств используя возможности глобальных сетей и несанкционмрованногосёма информации;
-неправомерные действия отдельных должностных лиц органов государственной власти, приводящие к нарушению или разрушению единого экономического информационного пространства России;
-целенаправленное вмешательство и противозаконная деятельность заинтересованных структур, групп, и отдельных лиц в область формирования и использования информации ЭО;
-воздействие на парольно-ключевые элементы автоматизированных систем обработки и передачи защищаемой информации ЭО;
-противоправная деятельность коммерческих и криминальных структур, террористическая деятельность, деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, стихийные бедствия и катастрофы.