Оборонно-промышленная безопасность.
Оборонно – промышленная безопасность- это состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России. Аналитическая характеристика оборонно-промышленной безопасности с позиции структуры современных угроз содержит следующие оценки: Состояние мощностей, способных производить вооружение, по количеству и качеству соответствующее требованиям военной доктрины; состояние квалифицированных кадров; состояние научно-исследовательских и конструкторских организаций, способных разрабатывать новые, современные виды вооружений.
Одним из важнейших средств обеспечения национальной безопасности государства выступают вооруженные силы, имеющие общее название оборонно-промышленный комплекс. Оборонно-промышленный комплекс — совокупность научно-исследовательских, проектно-конструкторских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов для государственных силовых структур и на экспорт, а также гражданской продукции в рамках конверсии.
ОПК насчитывает почти полторы тысячи производственных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, которые расположены на территории 72 различных субъектов Российской Федерации, из них около 40 % находятся в Центральном федеральном округе. Отраслевая структура показана на рисунке
Состояние, в котором на сегодняшний день пребывает ОПК, можно охарактеризовать как кризисное. Это выражается в следующих основных факторах:
– крайне критическое состояние научно-технической, и испытательной базы;
– данный кризис сопровождается нарушением процесса воспроизводства основных фондов, что в свою очередь, влечет за собой процесс старения основных промышленно-производственных фондов, опережающий процессы обновления и прироста;
– оно выражается в ухудшении качества и уменьшении количества научных и производственных кадров, неполной занятости персонала и низком уровне заработной платы при столь высоких квалификационных требованиях;
– осуществляется слабая государственная поддержка предприятий, которые выполняют государственный оборонный заказ.
В России наблюдается сильное технологическое отставание оборонной промышленности от ведущих индустриальных стран. Моральное и физическое устаревание технологий, оборудования и выпускаемой продукции на данный момент остановить не удалось. На предприятиях оборонно-промышленного комплекса используется оборудование, которое было выпущено в 70-х гг. прошлого века, а его износ иногда достигает 80 %. Это объясняется неспособностью станкостроительной промышленности в должном объёме обеспечить предприятия ОПК даже металлорежущим инструментом.
Другим фактором, препятствующим модернизации оборонно-промышленного комплекса, выступает нехватка квалифицированных кадров. Сегодня средний возраст людей, работающих на предприятиях ОПК, достигает 50 лет. Но приток молодых кадров невозможен, пока средняя зарплата в данной отрасли составляет 20 тыс. руб. Также следует отметить падение уровня политехнического образования в России. В управленческих структурах в сфере оборонно-промышленного комплекса всё меньше специалистов с техническим образованием, и всё больше менеджеров – специалистов по финансовым потокам, маркетингу и прочих управленческих специальностей.
Развитие ОПК также обусловлено научно-техническим прогрессом, учитывая данный факт, ситуацию ухудшает отсутствие интереса среди молодежи к освоению технических профессий. По данным Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, прошлой осенью недобор студентов по специальностям, необходимым предприятиям оборонно-промышленного комплекса, например, ракетно-космической отрасли, составил в среднем около 40 % по России.
Резюмируя все вышесказанное, современное состояние ОПК России обусловлено отсутствием развития и должного спонсирования после развала СССР. Следует также отметить острую необходимость придания импульса процессу модернизации ОПК. Для выполнения данной цели действует Российская государственная программа развития вооружений на 2011–2020 годы, которая базируется на прогнозе угроз национальной безопасности на 30-летний период и военно-технических данных на ближайшие 10 лет.