Государственная политика в области региональной экономической безопасности.
Для реализации стратегии регионального развития необходимо:
– ранжирование регионов по степени негативного влияния сложившихся в них ситуаций на национальную безопасность России;
– определение кризисных регионов, ситуация в которых должна находиться под контролем Совета безопасности;
– разработка приоритетных мероприятий, направленных на изменение ситуаций в кризисных регионах в условиях ограниченности ресурсов;
– непрерывный контроль за ходом выполнения и оценка фактической эффективности мероприятий, принятых к реализации; контроль позволит принимать своевременные меры в случае нарастания социально-экономической напряженности в регионах до критической.
Экономические угрозы усиливаются хищническим использованием ресурсов. Неотработанность правовых и экономических аспектов, касающихся разграничения сфер ведения и полномочий между федеральными и региональными уровнями управления в отношении прав собственности на природные ресурсы и их источники (месторождения и др.), дает возможность бесконтрольного их использования. Государство несет потери от продажи стратегического сырья (цветных металлов, леса и т.п.) по демпинговым ценам в результате обострения конкуренции среди российских экспортеров.
Наметилась устойчивая и неблагоприятная тенденция усиления дифференциации в уровнях доходов населения по регионам РФ.
Вызывает тревогу естественная убыль населения в центральных районах, а также в Сибири и на Дальнем Востоке.
К проблемным относятся «закрытые» города. Недоучет территориального фактора при осуществлении конверсии военных производств приводит к невостребованности тысяч уникальных специалистов. Потенциальными центрами опасного уровня безработицы являются также многофункциональные малые или средние города, где подавляющая часть занятых сосредоточена на одном- двух предприятиях.
Необходимо определение оптимальных соотношений доходов федерального и региональных бюджетов, образование фондов для межрегионального перераспределения финансовых ресурсов на экономические и социальные программы.
Позитивные сдвиги в решении проблем региональной социальной политики возможны только в условиях стабилизации и развития экономики. Наряду с этим определенную роль в обеспечении социальной политики регионов может оказать учет региональных факторов
К средствам регионального регулирования, используемым в этих странах, можно отнести:
• производствен но-хозяйственную, предпринимательскую деятельность государства;
* бюджетное субсидирование и кредитование;
• государственные заказы;
• налоговую политику;
* правовое регулирование;
* административный контроль.
При проведении региональной политики в России возможно использование любых из перечисленных средств, однако необходимо рассчитывать не только прямой эффект от того или иного мероприятия, но и косвенный. Например, государственный заказ на ту или иную продукцию размешают в те регионы, где будет ниже цена. Но, размещая заказ в регионы, где цена может быть выше, надо рассчитывать косвенный эффект, который может быть связан с ростом числа рабочих мест, снижением пособий по безработице, ростом налоговых отчислений в бюджет, ростом платежеспособности населения и в снижении финансовой помощи из федерального центра региону. В США на федеральном уровне действует ряд законов, предписывающих при размещении заказов федеральных ведомств учитывать потребности развития региональной экономики .
Проблема самодостаточности регионов породила такую теоретикопрактическую новацию, как деление регионов на реципиенты и доноры. Регион-донор не получает из центра трансфертов и субвенций. Что же касается оценки экономического потенциала, то более половины субъектов Федерации можно с полным основанием считать регионами с самодостаточным экономическим потенциалом. Однако недоработки в реализации механизмов финансового распределения потоков, особенно налогово-бюджетных, закрепляют диспропорции в экономическом развитии регионов. Зачастую уровень отчислений в бюджет регионов существенно различается, поэтому положение регионов-реципиентов во многом является результатом слабого действия механизмов выравнивания.
В этой связи практически необходимо решить две проблемы:
• обеспечить равномерность в получении средств всеми субъектами Федерации для решения текущих задач (производства, здравоохранения, безопасности и т.д.);
• выровнять финансово-экономические потенциалы регионов, что является стратегической, долговременной проблемой.