Внутренние угрозы экономической безопасности и их систематизация.
Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.
К внутренним угрозам относятся следующие.
1. Усиление структурной деформации экономики, т.е. воспроизводство сложившихся в народном хозяйстве диспропорций и связанных с ними аномалий, например, чрезвычайное развитие военно-производственного комплекса, тяжёлой промышленности и чрезвычайно отсталое развитие отраслей, непосредственно работающих на человека (пищевая, лёгкая сфера услуг и быта…).
Сегодня рост производства невозможен при сохранении прежней структуры, поэтому привязка структуры производства к структуре рыночного спроса - ключевая проблема российской экономики. Изменение структуры экономики включает два этапа: пассивный и активный. На первом этапе происходит сокращение объёмов продукции, невостребованной рынком. На втором этапе происходит увеличение выпуска конкурентоспособной продукции и создание мощностей для производства новых видов продукции.
2. Снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушения научно-технического потенциала.
Кризисное состояние - это снижение инвестиций, инновационной активности. Без крупных капиталовложений не возможен выход экономики из кризиса.
К основным угрозам экономической безопасности в инвестиционном комплексе можно отнести:
· Снижение объемов ресурсов капитального строительства;
· Разрушение экономических связей между сырьевой базой, техническим и технологическим обеспечением, научной и кадровой базой;
· Преобладание тактической направленности в инвестиционном процессе (элитное жилищное строительство, поддержание отраслей специализирующихся на экспорт сырья);
· Искусственное сжатие денежной массы;
· Высокая скорость обращения денежной массы (до 8-8.5 раз в год), поскольку денежная масса сосредоточена не в реальном секторе экономики, а в посреднической и валютно-финансовой сфере;
· Снижение инвестиционного потенциала сбережений населения в банках;
3. Угроза превращения России топливно-сырьевую периферию развитых стран.
В 90-х годах ХХ в. экспорт состоял на 80-90% из сырья и топливно-сырьевых ресурсов. Сохранение этой тенденции и сегодня чревато чрезмерной зависимостью страны от конъюнктуры мирового рынка, разбазариванию невосполнимых сырьевых ресурсов;
4. Усиление импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам.
Чрезмерное обилие импортных товаров создаёт опасность завоевания внутреннего рынка иностранными фирмами. Преодолеть сложившуюся ситуацию можно только поддержкой со стороны государства отечественного производителя, применению гибкой системы пошлин, государственной монополии на ввоз импортных лекарств, алкоголя, табака, зерна, а также вывоз нефти и нефтепродуктов, цветных и редких металлов и т.д.;
5. Утечка российского капитала за границу, вывоз за пределы валютных ресурсов.
Частный капитал всегда чутко реагирует на угрозы политической и экономической нестабильности. Поэтому в случае утечки капиталов перед страной возникает три проблемы: изучение мотивов утечки капиталов; разработка мер по возвращению «беглого» капитала; выработка мер по предотвращению в дальнейшем утечки капитала.
6. Углубление имущественного расслоения общества на богатых и бедных.
Имущественное расслоение характерно для всех стран, но если амплитуда колебаний доходов чрезмерна, то общество вступает в зону социальной нестабильности, то есть соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных превышает отношение 1:10 (в России это 1:14);
7. Размер внешнего долга.
Государство отвлекает на погашение внешнего долга значительные бюджетные средства, теряет самостоятельность в принятии решений. В экономике долг одного государства другому - это нормальное экономическое явление. Вся проблема заключается в величине долга. В мировой практике критерием уровня внешнего долга считается сумма в иностранной валюте, направляемая на обслуживание внешнего долга (текущие выплаты долга, %, неустойки и т.д.). Безопасным уровнем внешнего долга принято считать такую его величину, на обслуживание которой направляется не более 25% общих валютных поступлений.
8. Чрезмерная открытость экономики.
Разумная открытость экономики повышает её эффективность, конкурентоспособность и т.д. Но, открывая границы, необходимо учитывать состояние защищённости отечественного производства, финансов, банковской системы, денежного обращения, стратегических отраслей;
9. Угроза криминализации экономики.
Это специфический способ хозяйствования, при котором относительно небольшая группа лиц получает сверхдоходы от преступной деятельности, используя в этих целях пробелы и недостатки в законодательстве.