Тед и Лора: долгий срок ученичества
Тед был известным нью‑йоркским режиссером, а Лора – начинающей актрисой, мечтающей о славе. Они встретились в летней театральной студии, где в течение ряда лет преподавал Тед. У Теда уже было несколько любовных связей, которые удовлетворяли его до поры до времени, но теперь, почти в сорок лет, он готов был жениться. «Мне хотелось построить более глубокие и прочные взаимоотношения, и я стал подумывать о браке. Я считал, что будучи женатым человеком, остепенюсь и смогу в более полной мере направлять энергию на свою профессиональную деятельность».
Хотя прежние возлюбленные Теда по большей части принадлежали к миру искусств – у него были романы с танцовщицей и хореографом, художницей, девушкой, которая занималась литографией, с редакторшей – он всегда считал, что идеальной партнершей для него будет девушка или женщина, разделяющая его интерес к театру. Он был также убежден, что, являясь столь «тонким знатоком» женского пола, легко сумеет определить, какая женщина более всего подойдет ему с физической, интеллектуальной, эмоциональной и сексуальной точки зрения.
Он был несомненно потрясен, когда встретил Лору в театральной студии. Физически она обладала роскошными рубенсовскими формами, которым всегда отдавал предпочтение Тед, а интеллектуально она тоже показалась ему достойным партнером. Лора была хорошо начитана и, казалось, могла с удовольствием вести беседу практически на любую тему. Кроме того, со всей очевидностью она была одаренной, хотя еще не состоявшейся актрисой. К своему собственному удивлению, Тед понял, что его привлекает идея помогать Лоре в развитии ее актерского таланта.
Лора же увидела, что Тед «известный, динамичный и удачливый человек – профессионал, который сможет направить меня по верному пути в безжалостном театральном мире». Его профессиональные достоинства очень привлекали ее, потому что, хотя Лора и была глубоко предана актерскому делу, она опасалась, что не сможет добиться успеха без посторонней помощи.
После первых нескольких встреч в то лето, казалось, сама Судьба заставляла их пути неоднократно пересекаться. В конце концов они выяснили, что в сексуальном плане представляют собой взрывоопасную пару, да и интеллектуально очень подходят друг другу. Через несколько гастрольных месяцев, когда Тед активно ухаживал за Лорой, и еще через несколько месяцев, прожитых вместе, они поженились.
Они купили дом в Коннектикуте и поселились там. Тед расширил режиссерскую деятельность, и под его уверенным руководством и с его мощной поддержкой Лора заявила о себе как актриса. В течение десятка лет они работали рука об руку, взаимно дополняя друг друга, и несмотря на идущую в гору карьеру, требовавшую от Лоры упорной работы, она продолжала несколько автоматически выполнять роль первой помощницы и опоры Теда.
Однако где‑то к сорока годам Лора вдруг начала осознавать, что не получила возможности сыграть некоторые из чрезвычайно важных для нее ролей и попробовать себя во всех интересных амплуа. Лоре хотелось получить настоящее признание, а для этого требовалось еще больше времени и сил отдавать работе.
Надо сказать, что достигнутые к тому моменту успехи Лоры и ее постоянные разъезды на гастроли уже принесли Теду сильные огорчения и разочарования. Он отчаянно скучал по жене. Сознательно способствуя развитию ее карьеры, он подсознательно надеялся на ее поддержку как жены, и его совсем не радовало то, что под его умелым руководством Лора начала все больше и больше вести себя как актриса. Как раз в тот момент, когда он начал серьезно страдать от ее отсутствия, Лора начала все более отчетливо осознавать, что для быстрейшего продвижения вперед своей актерской карьеры должна предпринимать какие‑то дополнительные усилия.
Когда Лора рассказала Теду о своих планах, он пришел в ужас и негодование. Он создал для себя комфортное местечко в этом мире, он мечтал наслаждаться здесь счастьем и покоем – вместе с нею. Он считает, что ей пора отказаться от актерских амбиций и наслаждаться тем благополучием, которое он создал для них обоих своими профессиональными достижениями. В эмоциональном порыве он приобрел для них огромный особняк в Бель‑Эйр и надеялся, что там они смогут пережить второй медовый месяц.
Вместо того, чтобы полюбить новый роскошный дом, Лора чувствовала себя там, как в клетке. Домашняя жизнь не имела для нее никакого смысла. Она физически ощущала, как быстро бежит время, и боялась, что скоро состарится, так и не сумев оставить заметного следа в театральном мире.
В ответном отчаянном эмоциональном порыве Лора прошла театральные пробы и получила роль, с которой должна была отправиться в гастрольное турне сроком на полгода. Когда она сообщила об этом Теду, он буквально взорвался. Его лишали общества и опоры для его «эго», и Тед почувствовал, что Лора буквально предала его в угоду своим «прихотям». Лора могла сколько угодно иметь собственную профессию до тех пор, пока ее работа не мешала ей выполнять функции его жены. Но как только карьера стала приобретать для Лоры доминирующую роль, Тед ни минуты больше не желал поддерживать ее.
Поскольку Лора стала меньше нуждаться в муже как в наставнике и учителе и постепенно лишила его своего восхищения и поддержки, Тед сделался сварливым. Он постоянно находился в раздраженном состоянии духа, стал оскорблять жену и придираться к ней. Пару раз он даже поднял на Лору руку. Он жаловался, что Лора больше ничего не делает для него из того, что всегда делала раньше. У Лоры его агрессивность, оскорбления и недовольство вызывали ответные обиду и гнев, и через много месяцев ссор и препирательств оба начали недоумевать, что такого необыкновенного они видели друг в друге раньше. За этим последовал ряд скандалов, и в конце концов они развелись.
Можно сказать, что Тед и Лора выполнили задачи развития, осуществлением которых занимались вместе; для них пришла пора двигаться дальше. Совершенно бессознательно они поженились по очень важным для обоих причинам. Одна из задач развития личности Лоры была прозрачна и очевидна: она мечтала сделать актерскую карьеру. При поддержке Теда она достигла этой цели и стала известной актрисой, играющей во многих постановках. Однако у Лоры была и «скрытая» задача развития. Несмотря на то, что она предпочла актерскую деятельность материнству, у Лоры осталась потребность в выражении материнской, любящей и сочувствующей части ее «я». Глубоко запрятанные слабость и беспомощность Теда дали ей такую возможность. Благодаря его сильной потребности в общении, в поддержке и заботе Лора смогла реализовать собственную потребность в проявлении материнских чувств. Она восхищалась мужем и обожала его.
Тед, исполнявший роль наставника, ментора, желал доминировать в любых взаимоотношениях с людьми, быть центральной фигурой, вокруг которой бы все вертелось. Брошенный в возрасте трех лет матерью, которая предпочла карьеру сыну, он испытывал отчаянную потребность в подтверждении собственной значимости, чего он сумел достичь в профессиональной сфере, став известным театральным режиссером, и в браке, когда передавал свои знания и опыт Лоре. Он испытывал удовлетворение, так как сознавал, что жена нуждается в нем, что для нее – он знаток, мастер, на которого она всегда может опереться. В ответ на его усилия она одаривала его восхищением и преданностью.
Когда их союз распался, Лора уже выполнила свою материнскую задачу. Теперь она готова сконцентрировать все свое внимание и усилия на актерской деятельности. Однако для Теда окончание их отношений не совпало с выполнением его личной задачи развития. На тот момент он еще не успел перерасти своей глубокой скрытой потребности в зависимости от близкого человека. Скорее всего, он постарается найти другую женщину, которая бы согласилась потакать его прихотям и тешить его «эго» или сумеет оценить дар, предложенный ему Лорой, интегрировать его в самовосприятие и применить этот дар в будущем, завязав более демократичные личные отношения.