Почему так трудно решиться на разрыв?
Дафна Роуз Кингма
Как пережить расставание
Дафна Роуз Кингма
Как пережить расставание
«Трудно внезапно отречься от старой любви;
Трудно, но надо как‑то с этим смириться».
Катулл
Предисловие к пересмотренному изданию
С момента написания этой книги более десяти лет назад человеческие взаимоотношения претерпели значительные изменения. Уровень разводов оставался высоким – разводом завершался почти каждый второй брак, но при этом мы стали свидетелями большого числа новых видов взаимоотношений – браки между людьми одного пола, пары, постоянно живущие вместе без регистрации отношений, а также, пожалуй, наиболее распространенная форма интимных взаимоотношений: краткосрочные моногамные союзы. Все вышесказанное свидетельствует о том, что мы – любвеобильная нация. Мы ищем устойчивых личных отношений, и тем не менее те внутренние посылки, на которых мы чаще всего завязываем такие отношения, и прежде всего «мифическое» представление о том, что мы будем любить одного человека всю жизнь, пока смерть не разлучит нас, довольно сильно изменились всего за одно поколение. Большинство людей вступают теперь в целый ряд союзов и, следовательно, за свою жизнь переживают хотя бы один, если не несколько разрывов взаимоотношений. Когда я только написала эту книгу, развод рассматривался как социологический феномен огромной разрушительной силы, после которого расставшаяся пара ощущала себя так, словно была единственной парой, пережившей столь ужасный опыт, потрясающий все жизненные устои. В наши дни все изменилось. Конец взаимоотношений все более и более становится всего лишь одной из многих вех на жизненном пути. И правда, люди, единственный раз вступившие в брак, – к примеру, романтические влюбленные, познакомившиеся еще в школе и не утратившие своих чувств в браке, – являются редчайшими исключениями.
Впервые задумавшись о браке, моя дочь спросила: «Мам, как думать о замужестве, если я заранее знаю, что наши взаимоотношения не будут длиться вечно, как я могу выходить замуж за человека и понимать, что однажды настанет день и наш брак распадется?» А не так давно подруга сказала мне: «Мы решили завершить наши отношения и сами назначили день для прощания. Мы оба понимали, что наши отношения утратили вкус, и все равно придет время, когда каждый из нас уйдет к другому. Вместо того, чтобы мучить друг друга, продлевая агонию предательства, мы приняли решение сознательно завершить наши взаимоотношения, поскольку они уже выполнили свою задачу».
И моя дочь, и моя подруга выразили уверенность в том, что наряду с тем счастливым волнением, которое сопутствует влюбленности, в жизни существует еще и такая вещь, как расставание с любовью, некий процесс «разлюбления». За то время, что минуло с момента написания этой книги, одна вещь, пожалуй, претерпела наиболее радикальные изменения. Появилась возможность, даже скорее необходимость, учиться тому, как вполне осознанно завершить исчерпавшие себя любовные отношения. Если любовный роман является приглашением к исследованию глубин интимных отношений и того, что они могут дать, то завершение взаимоотношений представляет собой возможность заново обрести самого себя, оторваться от той близости, которая некоторым образом формировала нас, и интегрировать в себя опыт, полученный в браке.
В настоящее время становится возможным по‑настоящему благородное завершение личных отношений. Это позволяет обоим партнерам перейти к следующим отношениям без глубоких эмоциональных стрессов, которые прежде зачастую составляли неотъемлемую часть разрыва отношений. Помня об этом, я включила в новое издание книги церемонию расставания. Это простой, но значимый ритуал, позволяющий двум людям вместе подтвердить свое решение о разрыве, понять всю значимость завершившихся взаимоотношений и вынести из них все самое ценное, все то, что они сами сумели дать или получили от другого.
Пускай этот ритуал да и вся эта книга в целом послужат напоминанием о том, что пока мы живы, мы будем продолжать любить и, скорее всего, будем переживать и закат любовных отношений. Чем полнее мы сумеем осознать тот факт, что некоторые из взаимоотношений неминуемо приходят к концу, тем более сознательными, спокойными и безболезненными будут для нас такие расставания.
Новое издание книги «Как пережить расставание» и особенно ритуал расставания, описанный в Главе 1, являются моим личным вкладом в это процесс. Я желаю своим читателям и читательницам горячо любить и быть любимыми, а когда взаимоотношения приходят к концу, расставаться достойно и по‑дружески.
Рука помощи
Завершение взаимоотношений так болезненно и вызывает такие ужасные чувства – безнадежности, потерянности, отчаяния, беспомощности, одиночества и никчемности, – что большинство людей боятся не пережить столь печальный опыт. Мы беспокоимся о том, что подумают наши родные, боимся, что скажут соседи, нам жаль своих детей и страшно за них, нас волнуют финансовые проблемы и необходимость покидать родной дом. Но что еще хуже, мы сами начинаем чувствовать себя отвратительно. Мы теряем не только привычную атмосферу и жизненные устои, не только общую историю, но и утрачиваем реальное представление о том, кто мы есть и какие мы. Наша самооценка подвергается глубочайшим потрясениям.
Именно в тот момент, когда мы сильнее всего нуждаемся в какой‑то перспективе, в некоем ощущении, что в произошедшем задействованы и другие причины помимо нашей собственной неудачливости, мы чаще всего бываем склонны принимать всю вину за случившееся на себя. Именно потому, что стремление объяснить разрыв взаимоотношений собственными недостатками является вполне естественным и приводит к зачастую ошеломляющему кризису самооценки, в такой момент исключительно важно понять, что в основе разрыва взаимоотношений всегда лежат и какие‑то другие причины.
Вместо того, чтобы рассматривать конец взаимоотношений как признание своей личной вины, следует спокойно разобраться в том, какие причины привели вас к разрыву. Я убеждена, что всегда найдутся веские и вполне понятные доводы в пользу того, почему взаимоотношения между людьми подошли к концу. Эти причины связаны, так сказать, с химией и динамикой развития человеческих отношений.
В нашей жизни взаимоотношения с людьми выполняют роль одной из важнейших двигательных сил Мы идентифицируем самих себя через отношения с другими людьми и на их основе вырабатываем принципы самовосприятия. Коль скоро это так, то для составления полного представления о самих себе нам может понадобиться целый ряд различных взаимоотношений, а значит в течение жизни мы можем один или несколько раз приходить к разрыву таких взаимоотношений.
Взаимоотношения – это не самоцель, не конечный пункт, а процесс. Для людей, вступающих во взаимоотношения, они необязательно являются последним эмоциональным прибежищем. Скорее это жизнеспособный и развивающийся организм, у которого есть собственная жизнь, а значит и собственный жизненный предел. Хотя мы вряд ли о том задумываемся, но в нашем сознании глубоко укоренился миф о том, что «любовь приходит раз и навсегда». Этот миф постоянно утверждается в популярной музыке и литературе, но и без этого подкрепления мы склонны рассматривать личные взаимоотношения как перманентные и считать, что раз мы вступили во взаимоотношения, то они должны продолжаться в неизменном виде всегда. И тем не менее отношения приходят к концу, причем все чаще и чаще. Один из каждых двух браков завершается разводом, бесчисленное множество коротких и длительных незарегистрированных союзов тоже распадается. Вероятно, эта убедительная статистика доказывает, что любовь не может быть вечной. И тем не менее, сталкиваясь с разрывом в личных отношениях, мы строго судим самих себя, основываясь все на том же мифе о вечной любви. Причина состоит в том, что с тех пор как этот миф укоренился в наших сердцах, наши взаимоотношения успели подвергнуться многочисленным трансформациям, а вот наше мышление по поводу таких взаимоотношений не изменилось. В результате невероятное число людей переживают душевную травму, завершая свои любовные отношения с чувством вины, переживая неистовые муки, занимаясь самобичеванием или испытывая глубокую потерю самоуважения.
Создается впечатление, что о любви нам известно все, что мы знатоки в этой области. Существует даже целый ряд общепринятых ритуалов ухаживания. Но мы плохо понимаем, как протекает внутреннее развитие любовных отношений, и еще меньше знаем, как достойно завершить отношения. Люди, пережившие разрыв отношений с любимыми, не слишком склонны делиться тем, как им удалось пройти через болезненный опыт расставания. Мы понимаем, что от развода или разрыва отношений вряд ли кто‑то умирал или заканчивал дни в сумасшедшем доме, что люди успешно переживают такой опыт. Более того, в числе этих «выживших» нам известны многие примеры мужчин и женщин, которые просто преобразились, которые почувствовали себя более счастливыми после развода или разрыва. Однако мы не подозреваем, как им удалось справиться с таким ужасным опытом. Это одна из при‑, почему разводы кажутся такими трудными. Мы просто не знаем, как себя вести. Мы не представляем, как нам пережить закат наших любовных отношений. Мы имели возможность наблюдать людей, у которых был такой опыт (а может, уже и сами пару раз переживали подобное), и всякий раз мы видели, насколько это болезненно, как люди в эмоциональном плане теряют почву под ногами, и какие радикальные встряски и перемены в жизни несет с собой разрыв. В целом наши наблюдения учат нас, что процедура расставания или развода таит в себе кучу неприятностей, что заставляет нас очень бояться того дня, когда нам самим придется расставаться с любимым человеком. Иногда мы даже боимся признаться себе, что разрыв отношений мог бы действительно благотворно сказаться на нашей жизни, настолько нас пугает мучительная процедура расставания. Самый сильный страх связан с тем, что во время расставания нам придется пережить настолько тяжелые чувства, что мы никогда уже не сможем от них оправиться. Все мы предчувствуем, что конец взаимоотношений заведет нас в глубокий эмоциональный омут. Сама мысль о возможности разрыва заставляет нас ощущать легкое головокружение, и мы чувствуем, что случись нам пережить такой разрыв в реальной жизни, мы окажемся абсолютно выбиты из нормальной жизненной колеи и лишимся всех ориентиров. Этот страх настолько огромен и всепроникающ, что даже если бы какая‑нибудь ясновидящая безоговорочно предсказала вам, что и через 25 лет вы будете столь же несчастливы в своем союзе, как и теперь, возможно, вы бы все равно не решились разорвать опостылевшие отношения. Многие из нас предпочитают идти на что угодно, в том числе продолжать жить в тягостном, безрадостном, лишенном души союзе, – лишь бы избежать эмоциональной катастрофы, связанной с разрывом. Еще один страх коренится в представлении о том, что, оборвав существующие отношения, мы никогда больше не сможем полюбить и никто не полюбит нас. Это действительно очень неприятное чувство, но мой опыт свидетельствует о том, что в большинстве случаев этого не происходит; подавляющее большинство моих клиентов, которые развелись или пережили разрыв взаимоотношений, успешно вступили в новые союзы и чувствуют себя лучше, чем прежде. Подобные более счастливые личные взаимоотношения становятся возможными, когда люди не отказываются учиться на ошибках и уроках, полученных в предыдущем браке. Я помогла сотням людей пройти через процесс разрыва отношений: людям, которые торопились расстаться, людям, которые не хотели разрыва, и парам, которые пришли к взаимному согласию по поводу расставания. Мой опыт говорит о том, что независимо от того, уходите вы или уходят от вас, если вы готовы решительно и осознанно пройти через процесс расставания, не пытаясь избежать эмоциональных потрясений, вы найдете в себе силы и возможности для построения новых, более удовлетворительных взаимоотношений в будущем. Цель этой книги состоит в том, чтобы протянуть руку помощи всем, кто уже проходит через фазу завершения личных отношений и испытывает пугающие, сложные и незнакомые ощущения, сопутствующие процессу расставания. (Если вы не уверены, что ваш союз идет к концу или должен прерваться, начните с чтения коды, которая приводится в последней части книги.) Показывая вам, что ваши взаимоотношения подошли к закономерном) концу, направляя вас в прохождении сопутствующих естественных эмоциональных этапов расставания, предоставляя вам «набор средств первой помощи», чтобы достойно пережить разрыв, эта книга поможет вам постичь науку расставания и сохранить собственную личность и чувство самоуважения.
Экзистенциальные страхи
Называя любовь защитным пологом, я хочу подчеркнуть, что мы используем опыт личных взаимоотношений в большей мере, чем любой другой опыт, для решения важнейших вопросов существования: «Почему я не могу жить вечно?», «В чем смысл жизни?», «Для чего я явился в этот мир?» Очень часто мы стремимся найти ответ на эти вопросы в своих любовных взаимоотношениях. Тогда ответ на вопрос «Почему я не могу жить вечно?» звучит так: «Если ты меня любишь, это не имеет значения», ответом на вопрос «В чем смысл жизни?» является: «В любви», а на вопрос «Для чего я явился в этот мир?» мы часто отвечаем: «Чтобы любить своего мужа, свою жену, чтобы наслаждаться взаимной любовью, пока смерть не разлучит нас».
К числу многих вещей, которые мы постепенно стараемся осознать, пока живем, относится тот факт, что никто из нас не вечен, что человеческое существование имеет свой конец. Поскольку все мы боимся смерти и нам трудно смириться с полным исчезновением наших личностей, мы стремимся сделать все возможное для достижения стабильности. Мы стараемся утешить себя иллюзией о том, что есть вещи, на которые всегда можно опереться, что существует то, что может длиться вечно. Мы стараемся отгородиться от зияющей пропасти смерти, впитывая в свою жизнь любовь, ища людей, о которых и которым мы могли бы сказать: «Я знаю, что ты будешь рядом всегда. Я знаю, что ты не оставишь меня здесь одну (одного)». Поскольку мысль о смерти вызывает сильную тревогу, чрезвычайную важность для нас имеет то, что дает нам иллюзию стабильности и неизменности, а именно личные взаимоотношения, на которые мы в первую очередь возлагаем задачу обеспечения постоянства в жизни.
Естественно и легко ожидать, что наши личные взаимоотношения дадут нам ощущение постоянства, поскольку в детстве большинство из нас ощущали себя в постоянной связи со своими родителями. С первых сознательных мгновений мы чувствовали, что наши родители рядом и, насколько известно, будут рядом с нами всегда. Родители были рядом, когда мы впервые открыли глаза, когда впервые потянулись за пищей и когда постепенно у нас начали появляться первые мысли. Постоянное ощущение близости родителей будило в нас мысли о том, что родители никогда никуда не исчезнут, что они всегда были и всегда будут. Ощущение этой взаимосвязи как непрерывной и в каком‑то смысле вечной давало нам в детском возрасте столь необходимое чувство стабильности.
У большинства из нас детский опыт был чрезвычайно радостным и наполненным покоем. Хотя, став взрослыми, мы начинаем понимать, что детский опыт безопасности был всего лишь иллюзией, мы все равно стремимся воссоздать подобный опыт наполненных любовью взаимоотношений, который, как мы надеемся, будет выполнять ту же стабилизирующую функцию. Мы чувствуем себя в безопасности под защитой наших возлюбленных, мужей или жен. Мы относимся к ним как к своей опоре. То же самое можно сказать и о людях, чьи родители не сумели дать им в детстве умиротворяющего ощущения надежности, хотя ими движут несколько иные причины. Такие люди отчаянно нуждаются в ощущении стабильности, которого они всю жизнь были лишены.
Одна из причин того, почему мы прилагаем такие усилия для повторения своего детского опыта во взрослых любовных связях, заключается в том, что в нашем обществе существует всего два типа взаимоотношений, которые, по нашему убеждению, имеют признанное право на существование. Это ребенок в семье или взрослый, состоящий в законном браке. Несмотря на множество доступных возможностей – жить отдельно, в общежитии или коммуне, в одной квартире с соучениками или друзьями – на самом глубоком уровне сознания мы продолжаем верить, что никакие отношения не заменят моногамного союза, супружеских отношений, которые по своей интенсивности напоминают ранний детский опыт.
Будучи детьми, мы находились в отлаженных, фиксированных взаимоотношениях; мы являлись неотделимой частицей семейной ячейки. Однако, сделавшись взрослыми, мы перешли в другие социальные слои жизни, где сами выбираем собственные взаимоотношения. Мы надеемся воссоздать в формате взрослых романтических взаимоотношений чувства надежности и тесной взаимосвязи, испытываемые в детстве. И когда эти взрослые взаимоотношения приходят к концу, мы внезапно оказываемся в бурном море растерянности и оторванности; нам начинает казаться, что мы остались совершенно одни. Мы не можем снова вернуться в родительский дом маленькими детьми, поэтому когда рвутся наши взрослые взаимоотношения, мы чувствуем себя оторванными от единственных доступных нам в этой жизни надежных связей, от тихой гавани в этой бурной жизни. Мы испытываем эмоциональное опустошение.
Застаревшие мифы любви
Разрыв отношений очень болезнен еще и потому, что среди людей бытует много мифов о любви и взаимоотношениях, о том, какими «полагается быть» любви и браку, которые уже не являются отражением реальности. Наши представления о любви больше не совпадают с тем, что происходит в мире, и наступивший конец взаимоотношений противоречит нашим глубинным убеждениям. Я называю эти старомодные представления устаревшими мифами любви.
Любовь навеки
Самый главный и вероятно самый мощный миф о любви состоит в том, что любовь приходит навеки; коль скоро мы вступили в любовный союз, он продлится всю нашу жизнь. Клятва, даваемая при вступлении в брак: «Пока смерть не разлучит нас» является публичным отражением этого мифа. Мы не говорим: «Я буду любить тебя, пока мне будет с тобой хорошо» или «Я буду любить тебя, пока не полюблю другого человека». Мы обещаем: «Я буду любить тебя вечно», «Мы будем вместе, пока один из нас не умрет». Мы верим в то, что партнер, которого мы выбрали, останется с нами на всю жизнь.
Именно эта исходная посылка делает разрыв столь тяжелым. Разрывая союз, мы отрицаем миф о вечной любви; мы нарушаем базовую посылку о том, что наши взаимоотношения продлятся всю жизнь. Выходит, наши взаимоотношения не вечны, это просто эпизод в нашей жизни.
Поскольку почти все мы верим в миф о любви, которая длится вечно, неудивительно, что при разрыве отношений мы начинаем думать: «Должно быть, я ни на что не гожусь; наверняка все дело во мне. Я создавал(а) эти взаимоотношения, веря в то, что они будут длиться вечно, но вот они оказались на грани разрыва. Не может быть, чтобы представление о вечной любви было ложным, а значит мой союз рушится по моей вине». Мы проводим невообразимо много времени в самокопании и самобичевании, потому что не можем даже представить себе, что вечной любви не бывает. Но это так. Вряд ли существует хоть один человек, не переживший развода или разрыва любовных отношений. Правда заключается в том, что любые взаимоотношения когда‑нибудь приходят к концу. Давно пора отказаться от мифа о вечной любви, и тогда развод или разрыв уже не приведут к столь значительному кризису в самооценке.
Любовь всепоглощающая
Еще один архаичный миф состоит в том, что любовь всепоглощающа. Вступая во взаимоотношения с кем‑либо, мы полагаем, что кроме этого человека, нам уже ничего в жизни не нужно, что можно жить исключительно друг другом и друг для друга. Другими словами, мы считаем, что это единственный человек, с которым мы отныне будем ходить в кино, на званые вечера, в церковь, вести разговоры о том, что произошло за день на работе и почему у нас плохое настроение, который будет знать все наши проблемы и которому мы сможем доверить все свои тайны или сомнения.
Вступая в брак или иной любовный союз, мы не говорим себе: «В браке я собираюсь удовлетворить свои сексуальные потребности, с мужем я буду ходить на званые вечера, а интеллектуальные разговоры буду вести со своей подружкой Салли и ходить на культурные мероприятия со своим другом Стэном». Завязывая длительные отношения, мы, как правило, предполагаем, что любимый человек сможет заменить нам весь или почти весь мир. Мы ожидаем, что сможем удовлетворять в браке или интимном союзе 95 % всех потребностей, а остальные 5 % – ну, о них можно просто забыть.
Мы полагаем, что наш избранник станет для нас источником дружеских отношений и развлечений, интеллектуальным и эмоциональным партнером, даст нам физический комфорт и сексуальное удовлетворение, что он или она станет для нас… всем. Мы рассматриваем свой союз как исключительный источник всего, что только может предложить жизнь, и строим жизнь в соответствии с этими ожиданиями. Мы начинаем с того, что поворачиваемся лицом к любимым, ограничивая общение с другими людьми. Во всех своих потребностях мы все больше и больше полагаемся на наших партнеров, пока они не превращаются для нас в центр вселенной.
Именно потому, что мы придаем такой исключительный и всеохватный смысл своим любовным отношениям, мы и ощущаем такое опустошение, когда они приходят к концу. На простейшем уровне: С кем мы пойдем на вечеринку в пятницу? Как мы будем удовлетворять свои потребности: в задушевных разговорах, сексе, в товарищеских отношениях? На кого нам теперь опереться в жизни? Кто заменит нам человека, который один заменял нам весь мир и с которым мы оказались неразрывно связаны?
Все наши желания и потребности, которые с любовью и готовностью выполнял единственный человек, с которым мы были связаны теснее всех в этом мире, теперь больше не удовлетворяются. Мы оказываемся охвачены не только ощущением одиночества, перед нами встает необходимость учиться жить самостоятельно и удовлетворять свои жизненные потребности иным образом.
По горькой иронии мифы о вечной и всепоглощающей любви возникли в то время, когда средний срок жизни человека был вдвое короче, чем сегодня. В те дни, когда человек, вступая в брак, обещал: «Я буду любить тебя вечно», эта вечность могла продлиться два года или десять лет, но редко когда достигала 40, 50 или 60 лет брака, которые возможны в наши дни. Но даже в прошлом у людей бывало много супружеских или любовных союзов. Люди заключали брак и с легкостью произносили «пока смерть не разлучит нас», поскольку такое часто случалось в действительности, смерть одного из супругов клала конец союзу, и вдова или вдовец искали нового союза. Взаимоотношения приходили к концу не по внутренним причинам, а в результате внешних обстоятельств. Не было необходимости задаваться вопросами вроде: «Может быть, я плохой человек?», «Не я ли причина того, что мой союз распался?», «Что я сделал(а) не так?», потому что обычная причина распада союза – смерть – не оставляла других виноватых.
Однако сегодня, примеряя на себя старые мифы, мы приходим к единственному психологическому результату: кризису самооценки по причине того, что нам не удалось выстроить личные взаимоотношения в соответствии с этими мифами.
Обстоятельства, в которых мы живем сейчас, очень отличаются от тех, откуда исходят наши культурные представления о личных взаимосвязях. Мифология, о которой идет речь, не всегда оказывала такой негативный личный эффект. В прошлом наш континент нуждался в освоении, а покорение новых пространств было под силу не одиночкам, а только группам или сообществам людей. Подобные сообщества начинались с пары молодых людей, которые влюблялись друг в друга или вступали в брак из практических соображений, рожали детей, и постепенно община разрасталась, и появлялась рабочая сила, необходимая для выполнения общих задач.
В то время люди были слишком бедны и отягощены заботами, чтобы волноваться о чем‑то еще помимо проблемы экономического выживания. Цель заключения союза прежде всего состояла в создании крепкой экономической ячейки, которая за счет усилий всех ее членов могла обеспечить более‑менее приемлемые условия существования. Выбирая партнера, человек руководствовался практическими целями. Вряд ли кто‑то беспокоился об эмоциональной стороне брака или задавался вопросами личных ощущений и самооценки.
Но времена изменились, и теперь наши отношения имеют иную направленность. Поскольку общество больше не озабочено покорением природы и его больше волнует проблема сохранения мира и защиты уже покоренной природной среды, внимание начинает переключаться вглубь, вовнутрь, к вопросам о смысле существования и человеческой личности.
В прошлом индивиды подчинялись потребностям брачных союзов для выполнения совместной работы, приближающей их к осуществлению некой взаимно оговоренной цели. Мы с вами живем во время, когда личные отношения поставлены на службу удовлетворения глубинных потребностей индивидов, вступающих в такие отношения.
В каком‑то смысле мы стремимся к тому, чтобы наши взаимоотношения способствовали развитию личности. Решив проблему выживания, люди получили возможность перейти на более сложные уровни развития: эмоциональный, духовный, эстетический. Эти процессы происходят именно в сфере личных отношений, в тесном и волнующем общении с близким человеком. Это уже не перспектива, к которой мы стремимся, а реальное положение вещей.
Его нелегко осознать, несмотря на влияние «своего поколения» (me generation). Напротив, все свидетельствует о том, что мы пока еще не до конца осознаем, насколько высоко мы оцениваем важность развития собственного «я». Но это действительно так: мы вступаем в личные взаимоотношения прежде всего для того, чтобы открывать, стимулировать развитие, совершенствовать и охранять собственную индивидуальность. Мы не признаем этого в открытую, поскольку не хотим считать себя самовлюбленными эгоистами. Некая часть в нас склонна верить, что мы ставим человеческую общность и, следовательно, свои взаимоотношения выше собственной индивидуальности. Нам неприятно думать, что мы вступаем в союз с другим человеком, чтобы что‑то от него получить – это было бы слишком грубо (crass). Эта мысль коробит наши тонкие романтические чувства. Мы не хотим верить, что влюбляемся для того, чтобы извлечь из этой любви что‑то для себя.
Нам хочется видеть в любви ту часть жизни, в которой все еще сохранились волшебство и тайна, где по‑прежнему есть место романтике. Хотя любовь действительно удовлетворяет нашу потребность в чудесах, тайне и романтике, более глубокая истина заключается в том, что все мы вступаем в брак или любовный союз по очень специфическим причинам, предпочитаем мы их замечать или нет.
Несмотря на все достижения цивилизации, личные взаимоотношения по‑прежнему остаются ориентированными на выполнение определенных задач. Когда приходит пора любить, мы влюбляемся в человека, способного помочь нам в чем‑нибудь: в чем‑то, нам известном, к примеру, в получении университетского диплома или создании семьи, или в чем‑то, о чем мы порой не догадываемся, к примеру, в достижении эмоциональной стабильности.
Я вовсе не хочу сказать, что следует лишить любовь ее тайны, волшебства, романтичности. Однако нам определенно следует признать, что в процессе «разлюбления» никакой тайны нет. Когда союз приходит к концу, просто необходимо взглянуть на реальность открыто и спросить себя: «В чем дело?», «Что связывало нас вместе?» Нам нужно понять, что произошло в действительности, чтобы не чувствовать себя виноватыми, чтобы извлечь урок на будущее, чтобы суметь снова испытать любовные чувства.
Я помогла сотням людей пройти через болезненное испытание расставанием и вынесла из этого следующий опыт: только когда люди действительно понимают значение своих взаимоотношений, задачи, которые выполнял их союз, дары, которые они получили в своих взаимоотношениях, – они способны пережить закат этих отношений и сохранить собственную индивидуальность и чувство самоуважения.
Задачи развития
В течение всей жизни каждый из нас пытается осуществить единственную вещь: сотворить самих себя. Все мы пытаемся решить базовую психологическую проблему: по возможности наиболее точно и полно ответить себе на вопрос: «Кто я такой?»
Это означает, что сколько мы живем, столько мы стараемся обрести значение собственной личности. Чтобы достичь этого, мы «проводим» ряд «жизненных экспериментов», которые помогают нам либо понять, какие мы на самом деле, либо подтвердить собственное самовосприятие. Процесс самоопределения или самораскрытия происходит посредством выполнения того, что я называю «задачами развития», и именно наши личные взаимоотношения, больше, чем что‑либо еще, помогают нам справиться с задачами развития, с помощью которых мы идентифицируем себя. Вот почему мы выбираем тех, кого выбираем, и вот почему они выбирают нас. И вот почему отношения завязываются и приходят к концу.
Задачи развития являются некими последовательными этапами в процессе развития. Когда ребенок, научившись ползать, учится ходить, он выполняет задачу развития, а поступление в колледж после окончания средней школы является интеллектуальной задачей развития для молодого человека или девушки. Выполнение каждой из таких задач знаменует собой формирование еще одного «кусочка» личности, новый шаг в самоидентификации, дальнейшее продвижение к осознанию того, кто ты есть на самом деле.
Осознаем мы это или нет, все мы, в любой момент наших жизней, вовлечены в процесс развития. Мы все участвуем в процессе самостановления или стараемся стать самими собой, неповторимыми личностями. Мы все стремимся поскорее стать взрослыми и покинуть отчий дом: получить образование, принять решение о потомстве, научиться обеспечивать себя в материальном плане, преодолеть склонность к пагубным привычкам, развить свои артистические способности, понять сексуальные запросы, повысить самоуважение, получить признание. Все это задачи развития, и мы стремимся отыскать поддержку в переходе от одного конкретного этапа развития к следующему.
Существует несколько видов задач развития. Один набор задач тесно связан с внешними жизненными проявлениями и ориентирован на выполнение конкретных целей. Он связан с тем, что мы стараемся воплотить, чего стремимся достичь, что хотим приблизить в каждый данный момент жизни: к примеру, научиться ходить, научиться читать, уехать из дома, поступить в колледж, открыть собственное дело, родить ребенка, построить дом.
Кроме того, есть психологический процесс развития, где задачи лежат в сфере личной психологии. Этот набор задач связан с решением некоторых эмоциональных проблем, таких как понимание своих сексуальных возможностей, обуздание собственных чувств, например, гнева, осознание своей мужской или женской сущности, своей личной силы, своих творческих способностей или самодостаточности.
Поскольку все мы живые существа, вполне естественно, что мы тянемся к другим живым существам, и личные взаимоотношения являются наиболее естественной формой помощи, которую мы можем получить у других людей. Любовь является тем посредником, с помощью которого мы предлагаем друг другу свою помощь, и по определению хороша та любовь, в которой помощь в равной мере предлагается и принимается обоими партнерами.
Конечно, это не слишком‑то романтичный взгляд на любовь; такая формулировка может показаться кому‑то слишком утилитарной и даже эгоистичной. Однако правда состоит в том, что под ярко разукрашенным зонтиком романтических отношений в действительности происходит формирование личностей двух людей. И здесь нет никакого эгоизма, просто это определение любви, которая дает возможность во всей полноте оценить личные неповторимые качества обоих участников. В каком‑то смысле, это наиболее полный взгляд на любовь.
Наши личные взаимоотношения очень часто помогают нам осуществить внешние задачи развития – и мы зачастую вполне это осознаем («Он помог мне закончить колледж» или «Она помогла мне наладить собственное дело»); еще больший интерес, а возможно и большую важность представляет то, что наши личные взаимоотношения помогают нам справиться с эмоциональными задачами в нашем развитии. Это происходит потому, что личные, любовные взаимоотношения очень эмоциональны по своей природе. Как правило, мы не замечаем, чего мы сумели достичь эмоционально в наших взаимоотношениях, поскольку в целом не осознаем, как протекают эмоциональные процессы в нашей жизни. Но факт остается фактом: сознательно или бессознательно, мы всегда находимся в состоянии эмоционального развития, и ничто так не стимулирует это развитие, как интимные отношения.
Поскольку внешние жизненные задачи развития вполне очевидны, я не собираюсь тратить на их обсуждение много времени. Я хотела бы прояснить характер психологических задач развития, поскольку они оказывают глубочайшее влияние на наши личности.
Психологические задачи развития в наших личных взаимоотношениях делятся на две основные категории: (1) компенсация того, чего нам не хватало или чего мы были лишены в детстве; и (2) выявление эмоциональных значений в историях нашего детства.
Большинство из нас не придают особого значения своему личному прошлому, рассматривая его как некий туманный пролог к той жизни, которую они ведут теперь. Мы привыкли думать о детстве и взрослом возрасте как о двух совершенно различных этапах существования, а не как о едином непрерывном существовании, где нити детства прочно вплетены в ткань нашего взрослого настоящего. В результате нам свойственно очень примитивное восприятие собственного детства: «Конечно, я был счастлив, ведь мои родители сделали для меня все возможное» или «Время было ужасное, ну и что – ведь я давно уже выросла».
Неважно, что нам хочется думать, но мы все равно несем свое детство внутри нас. Фактически детство накладывает отпечаток на все, что происходит с нами в дальнейшем, и по большей части мы проживаем наши взрослые жизни на основании тех эмоциональных моделей (или программ), которые были заложены в нас в детстве. Сознательно и бессознательно, с безошибочной точностью мы принимаем в нашей взрослой жизни решения, основанные на попытках понять и исправить то, что произошло с нами в ранние годы. Наши личные взаимоотношения больше, чем что‑либо, являются теми движущими силами, с помощью которых мы стараемся понять смысл наших детских впечатлений. Многим людям трудно это принять, и в целом мы не слишком любим анализировать свое детство. Мы считаем, что это бессмысленная трата времени, или боимся, что, начав анализировать детские годы, обнаружим ошибки и промахи, совершенные нашими родителями, и закончим тем, что станем судить и критиковать их. Поскольку интуитивно мы понимаем, что идеальных родителей не бывает, мы не знаем, как отнестись к тем промахам в нашем воспитании, какие мы можем обнаружить.
Хотя действительно идеальных родителей не бывает, наша цель состоит не в том, чтобы выставлять своим отцам и матерям баллы за успехи и недочеты в нашем воспитании. Анализ детских лет предоставляет нам возможность дать оценку тому глубокому и прочному воздействию, которое оказывает на нас детство, для того, чтобы научиться более полно понимать, почему мы именно так проживаем свои жизни и выбираем именно тех партнеров, которых выбираем. Любая информация полезна, так как чем больше мы о себе знаем, тем больше мы способны быть самими собой в наиболее по