Немного об истории китайской астрологии
Сущность китайской культуры понятна из бессмертного изречения: "Познавший других владеет знанием, а познавший себя — мудр”. Много тысячелетий формировалась китайская мудрость.
Культура Востока, история и философия — это бездонное море, открывающее перед нами необозримые дали. Оно настолько глубоко, что войдя в него, понимаешь, что можно не добраться до конца.
Почти два миллиона лет назад на территории Китая жили синантропы, которые уже добывали огонь и пользовались орудиями труда; возможно, уже в те далекие времена зародился первоисточник китайской культуры. Но китайская письменность возникла в конце родового — начале рабовладельческого строя во время династии Ся (XXI век до Рождества Христова). Первые образцы китайской письменности, в которых упоминается китайский лунный календарь, датируемые XIV веком до P. X., открыты на гадальных костях Ания. Первое же философское осмысление мира появилось между II и I тысячелетием до P. X. Первое философское сочинение, написанное между VIII и VII веками н. э., — "Книга перемен" (И — Цзин), авторство которой приписывается основоположнику даосизма Лао-Цзы.
Для китайской этнокультуры характерно, что еще на заре формирования она была неразрывно связана с искусством и наукой, основанной на общей философии, а также на единой мифологической базе. Так, например, известно, что в восточной медицине диагностика построена на пяти элементах стихии (У Шин) и восьми диаграммах (Па Куа), которые используются в летописях еще до написания книги "И Цзин."
В исторических записках "Ши Цзи" (II век до Р.Х.) уже говорится о шести общепринятых философских школах: ин-ян, конфуцианцы, моисты, номеналисты, легисты и даосы.
Одновременно со стихийным материалистическим представлением о мире в народе распространялась мифология, которая не противопоставлялась первому, а напротив, адаптировалась и комментировалась во всех философских школах. В ее основе лежало солидное для своего времени знание о Космосе и единое стремление систематизировать, понять устройство Вселенной, а не мистифицировать знание. В книге "Канши Шинцзи" ("О звездах"), датируемой периодом Воюющих царств, упоминается 800 звезд, из которых 120 точно расположены на сегодняшнем небосводе. Это самый ранний звездный каталог, существующий в мире. Первая омилярная сфера и сейсмограф, показывающий точное местоположение эпицентра землетрясений, изобретен китайским астрономом Чжан Хииом (78— 139 гг. н. э.), a bVIII веке буддистский монах И Син (673–727 гг.) высказывает гипотезу об изменчивости расстояния до неподвижных звезд, то есть, почти на тысячу лет раньше Галилея (1656–1742 гг.). И еще множество астрономических открытий сделано в древнем Китае.
В летописи "Хан Шу", созданной во время династии Хан (III век), упоминается, что китайский лунный календарь был введен еще при династии Ин (1372–1122 гг. до Р.Х.). Но, согласно другим текстам, существует еще шесть старых календарей, первые из которых возникли во времена династии полумифологического императора Хуан Ди (2518–2435 гг. до Р.Х.).
В действительности же китайская астрология возникла значительно раньше появления буд дизма на востоке, распространение которого началось только в V веке Новой эры, примерно спустя тысячелетие после миссии Будды Гаутамы. Таким образом, астрологи Китая занимались своим искусством еще столетиями раньше. Но сами корни этой астрологии загадочны и уходят вглубь времен.
В отличие от Запада, который разработал солнечную астрологию, основанную на перемещении Солнца в зодиакальном круге, Восток создал лунную астрологию, опирающуюся на годичный цикл лунных месяцев.