Тема 1. Семейный (личный) бюджет (10 ч.)
Потребности и труд (1 ч.). Потребности человека. Ограничение потребностей. Формирование представления о необходимости выбора. Благо как экономическое понятие. Блага и потребности. Труд в семье и на производстве. Профессии людей. Взаимозависимость людей разных профессий при создании товаров и услуг.
Семейные (личные) доходы и расходы (1 ч.).Потребности семьи (человека) и возможности их удовлетворения. Источники доходов. Диверсификация доходов. Классификация расходов. Что значит экономить. Как управлять расходами. Как сократить расходы.
Семейный бюджет (1 ч.).Понятие «семейный бюджет». Как правильно вести и распределить семейный (личный) бюджет. Электронные приложения для ведения семейного бюджета и финансового планирования.
Домашняя бухгалтерия (1 ч.).Потребности и желания. Оптимизация доходов и расходов семьи. Дефицитный, сбалансированный и профицитный бюджет. Создание«чрезвычайного денежного фонда».
Принятие финансовых решений (1 ч.). Как мы обычно принимаем финансовые решения. Этапы принятия финансовых решений. Определение целей. Подбор альтернатив. Выбор лучшего варианта. Отношение к деньгам.
Финансовое планирование(1 ч.).Эффективное ведение домашнего хозяйства. Финансовые планы. Зачем семье нужны финансовые планы.
Практические занятия (3 ч.):
1. Учет доходов и расходов семьи.
2. Разработка критериев принятия решений. Финансовая игра «Покупаем велосипед».
3. Составление личного финансового плана.
Урок обобщения (1 ч.)
Требования к результатам учебно-познавательной деятельности:
Знать:
– значение понятий: доход, расход, бюджет, финансовые цели, финансовое решение, финансовое планирование;
– источники дохода семьи;
– различные виды оплаты труда;
– пути повышения личного дохода;
– общие принципы управления расходами.
Уметь:
– различать регулярные и нерегулярные источники дохода;
– давать финансовую оценку расходам на различные потребности;
– оценивать свои доходы и расходы;
– вести запись доходов и расходов;
– составлять личный финансовый план;
– различать краткосрочные и долгосрочные потребности и определять приоритетные траты.
Применять полученные знания для принятия решений в сфере личных финансов
Тема 2. Собственность и сбережения (9 ч.)
Сбережения и финансовая безопасность (1 ч.).Понятие «личные сбережения». Роль накоплений в экономике страны и семьи. Мотивы личных сбережений. Пути формирования личных сбережений. Понятие «личная финансовая безопасность». Меры по обеспечению личной финансовой безопасности.
Банковский вклад (депозит) (2 ч.). Банковский вклад как источник дохода и вид сбережений. Виды банковских вкладов. Отзывные и безотзывные депозиты. Проценты по вкладу. Фиксированная и плавающая процентная ставка. Капитализация процентов по банковскому вкладу. «Детский» банковский вклад. Договор банковского вклада. Основные условия договора банковского вклада.
Сохранность денежных вкладов населения в банке (1 ч.). Государственный механизм гарантированного возмещения банковских вкладов физических лиц. Как действует Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов. Опыт соседних стран по страхованию сбережений.
Собственность (1 ч.). Что такое собственность? Собственность: личная, частная, семейная, общественная, коллективная, государственная. Как можно получить что-то в собственность?
Страхование (1 ч.). Сущность и содержание. Страховой фонд. Государственный резервный фонд. Функции страхования. Объекты страхования. Виды страхования: личное, имущественное, страхование ответственности. Основные страховые понятия (страховой случай, страховой полис, страховая выплата).
Практические занятия (3 ч.):
1. Выбираем депозит.
2. Финансовая математика. Учимся считать проценты по депозиту.
3. Выбираем вид страхования
Урок обобщения (1 ч.)
Требования к результатам учебно-познавательной деятельности:
Знать:
– значение понятий: собственность, сбережения, депозит, процент, капитализация, инвестирование, личная финансовая безопасность, собственность, страхование, страховой полис, страховой случай, страховая выплата, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель;
– различные способы сбережений;
– систему государственного страхования;
– виды депозитов.
Уметь:
– откладывать деньги на определенные цели;
– различать депозит (срочный вклад) и текущий счет;
– читать и проверять банковскую выписку;
–понимать договор банковского обслуживания по вкладу.
Применять полученные знания для принятия решений в сфере личных финансов