О человеке судят по его словам
Лашон-ара понижает статус человека в собственной семье и в среде его друзей. Ему кажется, что он добивается признания благодаря доступу к источникам "скрытой" информации. Но не понимает при этом, что такой успех кратковременен.
В любом месте найдутся люди, любящие услышать лашон-ара, и обладатель информации наверняка привлечет к себе их внимание. Но Хафец-Хаим не зря предупреждал: у каждого, кто слышит лашон-ара такого рода, неизбежно сложится впечатление, что этому человеку нельзя доверять. Каждый чувствует: раз он плохо говорит о своем старом друге, значит, будет порочить и других. В конце концов, люди начнут опасаться носителя лашон-ара и держаться от него на расстоянии. Близость, которую он чувствует вначале, - фальшива, она основана на сиюминутном интересе к его словам.
В то же время шмират-алашон усиливает чувство близости и доверия между друзьями и соседями. Ведь людям есть что сказать друг другу - кроме лашон-ара, кроме "онаат дварим" (причинение боли словами), без поиска врагов и унижения ближнего. Если отбросить речевой мусор, то остаются лишь мягкие, добрые слова, пронизанные позитивной оценкой и сплачивающие друзей.
Лашон-ара - мощный арсенал, укомплектованный разрушительным оружием
В более широком смысле термин лашон-ара охватывает все разрушительные формы речи. В этом словесном арсенале каждый вид оружия (а их ровно четыре) наносит свой собственный ущерб, но все они пользуются одинаковыми боеприпасами - словами, которые мы говорим друг о друге и друг другу. Перечислим эти виды.
1) В узком смысле лашон-ара - это речь, оскорбительная для какого-то третьего лица. Например, если сосед А. говорит соседу Б., что сосед В. "холодный и недружелюбный человек", это означает, что А. и Б. занимаются лашон-ара, т.е. злословием: А. в качестве говорящего, Б. в качестве слушающего, причем второй из них виновен в дополнительном грехе, поскольку верит в то, что сказал А.
2) Есть еще один вид злословия в широком смысле трактовки этого термина - рехилут, в буквальном переводе - "мелочная торговля". Тот, кто занимается сплетнями, как бы торгует вразнос выдумками и байками. Он сообщает другому человеку, что некто третий сказал о нем плохие слова.
Возвращаясь к ранее приведенному примеру, поясним: передача сплетни происходит в тот момент, когда, завершив злоязычный разговор, сосед Б. отправляется к соседу В. и говорит ему: "Послушай, сосед А. утверждает, что ты к нему недружелюбен!"
Отличительная особенность сплетни от лашон-ара состоит в том, что она порождает вражду между людьми. Сосед В., никогда прежде не испытывавший неприязни к соседу А., настраивается такими речами против него, и единственная причина этой перемены - сообщение соседа Б.
3) Следующий вид "плохого языка" - моци-шем-ра, клевета. В то время как первый вид лашон-ара относится к правдивым утверждениям, моци-шем-ра - это негативное суждение, лживое по своему содержанию. В случае с нашими тремя соседями моци-шем-ра происходит, когда сосед А. говорит соседу Б. какую-то неправду о соседе В.; например, что тот никогда не возвращает долги, хотя это не соответствует действительности.
4) Онаат-дварим - еще один вид лашон-ара. Он определяется как причинение боли словами. Вопреки распространенному мнению, будто слова не могут причинить большого вреда, Тора считает такую боль вполне реальной. Прекрасно зная, какой силой обладает речь, Тора утверждает, что онаат-дварим может иметь для жертвы не менее, а иногда более тяжелые последствия, чем физический или финансовый ущерб.
В реальной жизни бывают сложные ситуации. Иногда возникает необходимость резко отчитать человека, совершившего проступок, наставить его на пусть истины. Воспитание детей тоже не обходится без строгих внушений. Начальнику приходится делать выговор нерадивому работнику или даже уволить его. Все это важно и, к сожалению, неизбежно в нашей жизни. Но запрет онаат-дварим требует от каждого еврея использовать максимально деликатные методы в подобных ситуациях, подбирать самые мягкие слова и манеры для передачи неприятных сообщений.
Впрочем, онаат-дварим не всегда бывает следствием вынужденной ситуации. Нередко это просто результат бестактности, грубости или ошибочного мнения, будто такие вопросы, как внешний вид, новая покупка, поведение жены, личное прошлое, личные взгляды и пр. открыты для публичных дискуссий.
Существует множество деликатных вопросов, которые, если обсуждать их опрометчиво и не щадя чужих чувств, могут обидеть, унизить человека, сделать его беззащитным и уязвимым. Есть великое множество способов выразить ближнему свое презрение. Такие фразы, как: "тебя предупреждали", язвительные шутки и замечания, цитаты и афоризмы, указывающие на ошибку или личный недостаток, даже некоторые жесты и мимика, - все это не что иное, как разные виды оружия из арсенала онаат-дварим. Бесчувственные, бестактные люди всегда найдут подходящее средство, чтобы обидеть ближнего в повседневном общении, нанести ему тяжелый эмоциональный урон.