Кто хочет сократить свою жизнь?

Все хотят жить долго. Но, тем не менее, многие люди расходуют драгоценное время своей жизни на пустую болтовню. Час в день, растраченный зря, - это более 350 бесплодных часов в год. "Ни одна потеря не страшна так, как потеря времени" - гласит поговорка. Потерянные деньги можно найти или возместить - время пропадает навсегда. Тот, кто хранит свою речь от лашон-ара, сведет время, проведенное в никчемном разговоре, к минимуму, и освободит время, необходимое для изучения Торы и совершения достойных поступков.

Рецепт царя Давида

Некоторые считают: большинство людей неосторожны в своих речах, почему я должен отличаться от остальных? На это можно привести такую притчу. В одном городе, где разразилась эпидемия страшной болезни, не нашлось врача, который, изучив то заболевание, изобрел бы против него лекарство. Со временем люди привыкли к своим страданиям. Но вот появился в том городе врач, который знал средство от недуга. Он дал объявление, что может вылечить всех желающих, однако никто к нему не пришел. Лишь один человек, прочтя объявление, побежал к врачу. Его спросили люди: что заставляет тебя торопиться? Разве не все страдают в нашем городе, неужели тебе одному надо больше всех? На что он ответил: глупцы, моя жизнь зависит от этого врача, а я хочу жить, поэтому мне нет никакого дела, как остальные смотрят на свои страдания.

Если так обстоит дело с лекарством для тела, то что сказать о лекарстве для души? Царь Давид завещал нам рецепт вечной жизни. Он спросил (Теилим 34:13-14): "Кто жаждет жизни(хафец хаим),любит дни(т.е. хочет долго жить),чтобы увидеть хорошее?" И ответил:"Береги свой язык от плохого и свои уста от обмана".

Кто откажется от этого рецепта? Кто не хочет долго жить?

Королевская охрана

Когда правитель назначает сторожа для охраны своих богатств, тот старается с честью выполнить важное задание. Не смыкает глаз ночью, прислушивается к каждому шороху, каждому подозрительному звуку, который раздается в ночи. И особенно он будет внимателен, если известно, что в прошлом уже несколько раз бандиты и воры покушались на сокровища и предпринимали попытки залезть в царскую казну.

То же самое можно сказать и о нас, которым Царь царей завещал охранять Свою сокровищницу. Стремление к злу пытается ослабить наше внимание, оно хочет нас обмануть: дескать, в прошлом вы уже неоднократно не справлялись со своей ролью, уступите и сейчас, дайте мне разорить доверенные вам богатства. Не будем ему уступать! Отстоим то, что дано нам для охраны, самое дорогое, что у нас есть - достойную речь.

Злословие о враче

Обдумайте следующую ситуацию: человек потерял дар речи и после тяжелых поисков нашел врача, который ему помог. Хватило бы у него наглости, чтобы использовать свою вновь обретенную речь на то, чтобы злословить о том враче? Конечно, нет. Так вот, Всевышний наделил нас способностью говорить. Давайте же не будем использовать эту способность против Его воли.

41. Немедленно прекрати!

Еврей, соблюдающий заповеди, сидит за столом и ест. Вдруг ему говорят, что пища, которую он ест, некашерна. В его глазах ужас. Он тут же выплевывает кусок, который до того мирно жевал... То же самое со злословием. Немедленно прекратите разговор, как только почувствовали, что ваш рот произносит запрещенные слова!

Всевышний помогает тому, кто помогает себе

Когда еврей читает молитву Шмоне-Эсре, он заканчивает ее словами: "Всевышний, огради мой язык от злословия" (Элокай, нецор лешони мэра). А теперь подумайте: если человек не прилагает никаких усилий для того, чтобы хранить свою речь, то как он может просить Всевышнего помочь ему?

Каждый способен

Некоторые люди считают, что обычный человек не в состоянии воздержаться от того, чтобы время от времени говорить и слушать лашон-ара. Поэтому они боятся, что любое усилие их воли быть осторожными окажется тщетным. А посему они прекращают любые попытки исправиться.

Это ошибка. Всевышний не требует от человека того, что выше его сил. И раз Он дал нам эту заповедь, значит, любой человек способен хранить свою речь, если искренне попытается это сделать.

44. Не следуйте дурным примерам

Даже если вы видите, что некоторые уважаемые люди неосторожны в своих высказываниях, не следуйте их примеру. И даже в таком случае постарайтесь оправдать их - допустив, что они не осознают, насколько серьезен грех лашон-ара.

Истинная любовь

Способность хранить свой язык от злословия зависит от степени нашей любви к ближнему, что является важнейшей заповедью. Если мы действительно любим кого-то, мы никогда не будем о нем злословить.

Чужая вина

Нередко злое начало, присутствующее в человеке, соблазняет его общаться с группой злословящих людей. Чтобы не поддаться соблазну, надо сказать себе: "Достаточно, если я буду нести ответственность за собственные грехи. Почему я должен страдать еще из-за других?"

Наши рекомендации