Когда договор о партнерстве уже подписан

Договор заключен. Несмотря на это, мы обязаны предупредить Реувена о том, что Шимон нечестен (если он действительно нечестен). Делаем это для того, чтобы Реувен был осторожен в своих делах с партнером, но он не имеет права расторгнуть соглашение, не посоветовавшись со знатоками законов Торы. И еще: запрещено предупреждать человека о компаньоне, если мы знаем, что он способен расторгнуть соглашение вопреки законам Торы.

Вредный совет

Реувен советуется с нами, стоит ли ему делать Шимона своим партнером. Мы, зная Шимона, опасаемся, что партнерство будет убыточным. Даже если нам запрещено сообщать подробную информацию по собственной воле, мы должны сказать ему об этом, если он просит у нас совета. Но ни в коем случае не будем давать совета, исходя из своих личных мотивов, - чтобы такой совет не ввел его в заблуждение.

Предлагая кому-либо партнера, компаньона по бизнесу, партию для женитьбы, рабочего для найма, советуя совершить покупку и т.д., следует исходить только из личных интересов того, кому дается совет.

Информация о сватовстве

Предположим, мы знаем, что Реувен собирается посвататься к женщине, у которой есть какие-то достаточно серьезные недостатки, о которых он не осведомлен. Более того, мы уверены, что, узнав об этих недостатках, Реувен откажется от своих намерений. В этом случае мы обязаны сообщить ему об этом.

О том, что такое серьезный недостаток, разговор ниже.

Преувеличение недостатков

Предупреждая человека о возможных неприятностях, следует быть предельно осторожным, чтобы не преувеличить недостатки его предполагаемого партнера. Например, нельзя называть жениха глупцом на том основании, что он честен, наивен и не способен заметить обман, или по той причине, что он не в состоянии поддерживать легкую, непринужденную беседу, другими словами, лишен блеска и остроты ума.

Серьезная болезнь

Нам известно, что один из предполагаемых брачных партнеров страдает каким-либо тяжелым недугом, например, душевной болезнью, признаки которой не бросаются в глаза. В таком случае мы имеем право предупредить другого партнера. При этом мы обязаны соблюсти следующие условия:

а) надо быть абсолютно уверенным в том, что человек действительно болен; бывает так, что человек просто слаб физически, - об этом рассказывать не стоит;

б) следует соблюдать осторожность, чтобы не преувеличивать степень болезни;

в) нами движет исключительно забота о партнере, а не неприязнь к другой стороне;

г) если мы чувствуем, что наш совет ни к чему не приведет и свадьба все равно состоится, следует молчать. Любое наше высказывание на эту тему запрещено как бесполезное.

Предостеречь от связи с отступником веры

Один из партнеров известен нам как вероотступник (поносит Тору или ее мудрецов, тайно или открыто крестился, и т.д.). В этом случае мы обязаны предупредить другую сторону, которая наивно считает, будто вступает в брак с евреем, соблюдающим заповеди. Все это, конечно, при условии, что мы лично слышали, как он высказывал еретические взгляды или еще как-нибудь проявил свою антиеврейскую сущность. Если же мы просто слышали об этом от кого-то другого, стоит просто уведомить другую сторону, что ходят подобные слухи (не упоминая при этом имен).

Недостаточное знание Торы

Предполагаемый жених не слишком сведущ в вопросах Торы. Мы не имеем права добровольно рассказывать об этом родственникам невесты. Им следует винить только себя: они обязаны были сами выяснить обстоятельства дела, если им настолько важно породниться с талмид-хахамом (например, попросить знатока Торы проэкзаменовать жениха и определить степень его учености, - в этом нет ничего зазорного, так принято поступать). Если же семья невесты ничего в этом направлении не предприняла, это означает, что они готовы принять жениха независимо от уровня его знаний. А поэтому нельзя вмешиваться!

Как должен поступать знаток Торы, когда его просят определить степень уровня знаний будущего жениха? Он обязан обосновать свое мнение на степени знания Торы, необходимого для данного сватовства, и сказать правду, т.к. проверка происходит с согласия обеих сторон. Безусловно, экзаменатор обязан быть правдивым и объективным, а также очень осторожным в оценках в любую сторону: если знаток Торы преуменьшит степень знаний жениха, то произнесет лашон-ара; если он их сознательно переоценит, то нарушит запрет на ложь.

Эльнер, зять Годлевского, преподает Мишну раз в неделю в местной синагоге. Гольдшмидт, регулярно посещающий уроки Эльнера, хотел бы иметь зятем такого же знатока Торы. Когда его дочери сватают молодого студента ешивы, он обращается за консультацией к главе ешивы. В этом случае уважаемый раввин должен заключить, соответствует ли молодой человек требованиям Гольдшмидта в области знания Торы. Если, как ему кажется, тот соответствует, раввину следует охарактеризовать его как "сведущего в Торе человека", даже если его собственные требования намного выше требований Гольдшмидта.

Наши рекомендации