Сообщить о причиненном зле (семь условий)
Допустим, вы стали свидетелем того, как некий еврей обманул другого либо причинил ему зло. Причем вы полностью уверены, что он не собирается возместить ущерб, причиненный жертве. В таком случае вы имеете право рассказать об этом потерпевшему, но только если будет соблюдено хотя бы одно из следующих условий:
а) ваш рассказ поможет обиженному получить компенсацию (материальную или моральную);
б) ваше сообщение сможет удержать других людей от совершения греха, показав им наглядно, что нечестные люди достойны презрения; в частности, существует вероятность, что человек, чей дурной поступок вы сделаете достоянием гласности, встанет на правильный путь.
Если ваш рассказ помогает обиженному возместить свои потери (а), то вы обязаны рассказать о случившемся даже в том случае, если жертва не подозревает о своей потере. Если же вы намерены удержать от греха других людей (б), то рассказ возможен лишь при условии, когда обиженный знает о том, что с ним произошло. Но если потерпевшему о его потере ничего не известно и из вашего рассказа никакой пользы он не извлечет, то этот рассказ будет считаться рехилут (см. третью часть книги - "Запрет на сплетни").
Но даже в случаях, рассмотренных нами только что в пунктах (а) и (б), ваш рассказ разрешен только при соблюдении следующих семи условий:
(1) У вас нет никаких сомнений в том, что инцидент, о котором вы собираетесь рассказать, имел место в действительности.
Вы полностью уверены в том, что ваши сведения абсолютно правдивы: либо вы видели и слышали все своими глазами, либо проверили информацию и из надежных источников знаете, что это правда.
(2) Нет ни одного фактора, позволяющего допустить, что совершенное действие было разрешенным.
Воздержитесь от поспешных заключений о том, что вы видели или слышали, как человек согрешил и что его действие запрещено законами Торы. Есть целый ряд случаев, когда разрешенность действия зависит от обстоятельств. Взвесьте все факторы как можно более тщательно и скрупулезно!
Бухгалтер, который делает расчеты для совместного бизнеса господ Сосновского и Лифшица, заметил, что господин Сосновский присваивает себе большую часть дохода. Имеет ли бухгалтер право предположить, будто господин Сосновский обманывает господина Лифшица? Конечно, нет! Ибо возможно, между партнерами на этот счет существует особое соглашение, о котором бухгалтер не имеет представления.
(3) Необходимо предупредить нарушителя, прежде чем рассказывать о его нарушениях.
а) Вы предупреждаете нарушителя, что предадите гласности его поступок (в случае если он не исправится и не возместит причиненный ущерб). Если он не обращает никакого внимания на ваши слова, вы можете рассказывать о его нарушении.
б) Если вы абсолютно уверены, что ваше предостережение останется без внимания, вы можете ничего ему не сообщать. Тем не менее, предпочтительно рассказать об этом в присутствии как минимум трех свидетелей. Почему? Потому что, если вы расскажете об этом только одному или двоим, они могут усомниться в достоверности вашего рассказа (иначе, почему вы рассказываете такие вещи в узком кругу людей?). Если же вам не поверят, ваш поступок будет лишен смысла.
Тем, кто вас слушает, запрещено принимать ваши слова за абсолютную истину. Они обязаны проверить все факты, чтобы подтвердить их для себя и иметь возможность, в свою очередь, упрекнуть нарушителя.
в) Если вы опасаетесь, что нарушитель может причинить вам вред, то разрешено не рассказывать о его грехе в присутствии трех свидетелей.
г) Если вы известны в своей общине как неподкупный и честный человек и все знают, что вы готовы повторить свой рассказ в присутствии нарушителя, то можно также не выполнять условие о необходимости трех свидетелей.
(4) Рассказ должен быть скрупулезно точным.
Запрещено преувеличивать, приукрашивать, обобщать - ни в целом, ни в одной из самых малых частностей. Рассказ должен быть точным, чтобы неприятность не выглядела большей, чем она была на самом деле. Если есть возможность упомянуть самую незначительную деталь, позволяющую судить о герое рассказа с положительной стороны (чтобы оправдать его в глазах людей), стоит ее привести.
(5) У вашего рассказа должна быть полезная цель.
Примеры целей, которых вы добиваетесь своим рассказом:
а) Намерение принести практическую пользу. (Запрещено получать удовольствие от того, что кто-то согрешил, а также руководствоваться при этом личной неприязнью к тому человеку.)
б) Если вы стали очевидцем нарушения, но и сами нарушаете закон, вам запрещено рассказывать о его грехе другим, так как вы виновны в совершении подобных (или других) грехов, и ваша цель - лишь унизить другого.
в) Запрещено рассказывать о грехе одного человека другим грешникам. Ибо они ничего постыдного в том грехе не видят, а значит, в вашем рассказе нет никакой воспитательной пользы. Ведь не бросятся же они укорять того грешника или помогать ему исправить совершенное злодейство!
(6) Надо попытаться использовать другой метод воздействия.
Если вы можете достичь полезной цели, не прибегая к рассказу о нарушении, а каким-либо другим способом - используйте этот способ! Общее правило гласит: если у вас есть малейшая возможность не говорить ничего плохого и неприятного о других, не пренебрегайте такой возможностью!
В своем районе за Йоси закрепилась слава хулигана, настолько он безобразно себя ведет: обижает людей, оскорбляет их, хамит встречным. С недавних пор той же дорожкой пошел и Цвика. Друг Цвики, Пиня, с болью в сердце видит, что Цвика перестал слушать советы и, если дело пойдет так дальше, он окончательно испортится. Но как помочь товарищу? Сначала Пиня собрался в разговоре с Цвикой показать на местного хулигана Йоси и отметить, что вот до чего может дойти человек, который плохо себя ведет: при встрече с ним люди стараются перейти на другую сторону улицы. Но потом, поразмыслив, Пиня решает не использовать пример Йоси для педагогического внушения, чтобы не впасть в грех лашон-ара, а поступить по-другому: надо Цвике привести примеры из Торы и высказываний мудрецов. Если учиться, то почему не на Торе?
(7) Наказание за грех должно соответствовать законам Торы.
Ваш рассказ не должен причинить грешнику большей потери, чем предусматривает закон.
Исаак видел, как Эли "позаимствовал" у Симхи дефицитную книгу. Желание Исаака помочь Симхе вернуть украденную вещь понятно, и его можно только приветствовать. Но дело в том, что Исаак не может убедить "любителя чужих книг" вернуть украденное. Впрочем, это может сделать рабби Танненбаум. Поэтому Исаак обязан рассказать о случившемся рабби Танненбауму, но ни в коем случае не силачу Мишке. Тот тоже может помочь вернуть книгу, но несколько иным способом: угрозой и побоями.