Разговоры о чьей-то физической слабости
Физическая слабость или физические недостатки человека, как и его болезни - не вина, а беда этого человека. Тем не менее, обсуждать физические недостатки окружающих запрещено, поскольку такое обсуждение может их обидеть или принести прямой вред - например, помешать им устроиться на работу или вступить в брак и т.д.
Разговоры о чьей-то бедности
Некий человек стеснен в средствах, у него серьезные финансовые проблемы. Говорить об этом, как правило, запрещено, так как может создать этому человеку дополнительные трудности - например, помешать сделать покупку в кредит или получить заем. Впрочем, многое зависит от обстоятельств.
Также запрещено говорить о том, что некто, живущий на помощь других частных лиц или на благотворительные пожертвования, не так уж и беден, как многие думают, а потому помощь получает незаслуженно.
10. Утверждение, которое становится лашон-ара в определенном контексте
Порой можно только изумиться многозначности человеческого языка. Одно и то же утверждение может выглядеть похвалой, когда его произносят в адрес одного человека, и осуждением, когда говорят о другом. Подчас определить, содержит ли некое замечание лашон-ара, можно лишь в зависимости от контекста высказывания.
Нельзя сказать в свое оправдание: "Лично я ничего бы не имел против, если бы такое сказали обо мне. Пусть говорят сколько угодно! Если бы я учинил то, что сделал такой-то, то пусть говорят обо мне, как я говорю о нем! За что же меня упрекают в злословии?"
Тут значим только один критерий: если человек обижен и унижен нашим замечанием, если своими словами в его адрес мы нанесли ему определенный вред - на нас лежит вина произнесения лашон-ара.
Боря и Лева - родные братья, но их жизненные пути различны, да и характерами они друг на друга не похожи. Боря тяжело работает с утра до вечера и с трудом сводит концы с концами, однако выкраивает каждый вечер несколько часов на изучение Торы. Лева моложе, у него нет семьи, и он учится в ешиве, где занимается целый день, но каждую свободную минуту он предпочитает тратить на пустые развлечения.
Люди говорят о Боре: "Он изучает Тору три часа в день", - и это очень высокая оценка, так как все знают о его проблемах. Но если кто-то скажет то же самое о Леве, ничего не комментируя и не прибавляя, - он произнесет лашон-ара. Ведь Лева на самом деле обязан посвящать учению намного больше времени.
В американской общине строят новую микву. Мистер Левин и мистер Сегал пожертвовали каждый по триста долларов. При этом мистер Левин учится в колеле и с трудом содержит семью. Для него триста долларов - огромная сумма, которую он с трудом выкроил из скудного бюджета.
Мистер Сегал - типичный миллионер и мог бы пожертвовать значительно больше. Безусловно, можно и нужно упомянуть о щедрости и бескорыстии мистера Левина. Но человек, сказавший: "Мистер Сегал пожертвовал триста долларов", - произнесет лашон-ара, так как таким образом он упрекнет состоятельного человека в скупости.
Злословие о товарах
Допустим, вам не понравилось качество и ассортимент товаров в неком магазине. Другим людям говорить об этом запрещено, особенно если торговец является вашим конкурентом. Вы можете выразить свое недовольство качеством или ассортиментом лишь с конкретной целью предотвратить обман.
Этель Львовна покупает яблоки. "Б-же мой, какая дороговизна!" - говорит она. "Да, жизнь становится дороже день ото дня", - соглашается продавец по фамилии Айзман. "Однако в магазине Бейлиса, что напротив, цены гораздо ниже. Почему это?" - "Да что вы сравниваете качество его полусгнившего и залежалого мусора с моими свежими, сочными и отборными фруктами?"
Продавец, безусловно, произнес лашон-ара. Он может сколько душе угодно превозносить качество своего товара, но не критиковать продукцию конкурента.
12. Двое или более людей произносят один и тот же лашон-ара
Как одному человеку нельзя произносить лашон-ара, так нельзя это делать и двум сразу. Более того, двое совершают грех более серьезный, чем один, поскольку слушатели более доверчивы к тому, что исходит от нескольких людей, нежели от одного. Срабатывает механизм убеждения. Причем неважно, говорят оба одновременно или один повторяет за другим через некоторое время. Во всех случаях второй виноват не меньше первого - даже если он не добавляет ни одного слова к рассказу первого нарушителя. Повторение может только углубить и обострить неблагоприятное впечатление у слушателей.
Отметим еще одно обстоятельство. То, что два человека не могут передать другим о третьем человеке, они не могут сделать предметом обсуждения между собой. Пусть они видели одну и ту же сцену. Добавить к тому, что видел каждый из них, они не могут. Но вероятность того, что их обсуждение обернется рядом высказываний, позорящих честь третьего лица, очень велика.
Наш знакомый, которого зовут Лёня, известен своим эгоизмом и отсутствием чуткости. Аркадий делится с Ильей: "Лёня никогда не думает ни о ком, кроме своей драгоценной персоны". В беседу вступает Григорий, тоже пострадавший от эгоизма Лёни. Он говорит Илье, что готов подписаться под словами Аркадия, и добавляет от себя: "Поверь, никогда не встречал более неприятную личность".
Заметьте, Григорий не сообщил Илье ничего нового, но, тем не менее, он виновен в произнесении лашон-ара.
Маленькая Рохл мучается у классной доски. Учительница задала ей вопрос, но она, судя по всему, плохо подготовила урок и не знает, что отвечать. "Ну разве не дура?" - шепчет Наоми своей соседке по парте Мире.
Мира все видит не хуже Наоми. Последняя не имеет права делать подобный комментарий в адрес бедной Рохл.
ГЛАВА 6
1. Не слушайте лашон-ара
Тора запрещает слушать лашон-ара, даже если слушатель не доверяет тому, о чем ему рассказывают.
Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"
Стоит ли уточнять, что Александр нарушает закон, слушая лашон-ара? Ведь, кроме запрета "не верь злым словам", есть запрет "не слушай их"!
Если ваш собеседник начинает беседу с фразы: "Послушайте, какую интересную вещь я только что узнал о таком-то!" - постарайтесь под благовидным предлогом покинуть его как можно скорее. Почти наверняка его рассказ будет наполнен сплетнями и злословием, которые вам придется выслушать, если вы вовремя не ретируетесь.
В старости у Хафец-Хаима притупился слух. Рабби Меир Шапиро, знаменитый глава "Ешивы Люблинских мудрецов", однажды сказал ему:
"Рабби, почему бы вам не сходить к врачу? Может быть, он сможет вам помочь?"
"С Б-жьей помощью, до сих пор я воздерживался от того, чтобы сказать лашон-ара, - ответил мудрец. - Но слышать или не слышать злословие - тут мы зависим не столько от себя, сколько от других. Если кто-то хочет сказать мне что-то необходимое, он повысит голос. Но никто не станет кричать лашон-ара мне в ухо".
Не верьте злословию
Вы всеми силами стремитесь не слушать лашон-ара. Однако, иногда так случается, вы его слышите против своей воли. Не всегда можно встать и уйти, покинув собеседника. Но даже если вы случайно услышали злословие - не верьте ни одному слову! Не меняйте своего мнения о человеке на основании услышанного о нем лашон-ара. Ни при каких обстоятельствах не нарушайте запрета верить лашон-ара. Даже если вслух вы не выразите свое согласие, но в душе поверите злословию - вы нарушите запрет. Тем более запрещено соглашаться с говорящим, иначе на вас сразу ляжет двойная вина - верить лашон-ара и произносить его.
"У нас в лаборатории появился новый аспирант по фамилии Розенбахер. Глупый и пустой человек", - сказал доцент Шидловский в беседе с доцентом Ойфманом. Доцент Ойфман не должен этому верить.
Рути упомянула в присутствии Элишевы, что Шошана тщеславна. Элишева была вынуждена выслушать это, настолько все произошло неожиданно. Но верить сказанному она не имеет права.
"Дани внешне выглядит очень щедрым, но это показуха. Он дает большие пожертвования исключительно потому, что хочет добиться всеобщего уважения". Такую характеристику, данную Элазаром, слышит Велвл. Его прежнее мнение о Дани как о щедром и бескорыстном человеке не должно измениться. Стоит ему согласиться с Элазаром, даже ничего не добавляя от себя, - как он сразу же совершит двойной грех.