История из жизни к Четвертому Шагу.
Когда мой муж Дон решил жить без алкоголя, у нас наконец появилась возможность обсудить наши проблемы свободно, без искажающего мрака активного алкоголизма.
Одно его замечание впервые показало мне, каким неправильным стало мое поведение. Он сказал, что когда я была счастлива, я не возилась столько с цветами. Я задумалась, это было неожиданным для меня.
Ложась спать, я все еще думала об этом и, проснувшись, пыталась понять - как это мое занятие садоводством могло стать причиной обиды Дона?
Вот уже много лет, как занятия растениями было моим хобби. Я собирала все, что может расти на подоконнике. Разместить их в наиболее удобном месте - стало основной моей заботой. Для них я была готова жертвовать собственными удобствами в квартире. Я могла прервать отпуск, чтобы уехать ухаживать за ними. Выходные я посвящала пересадкам, смене грунта и поливкам своих растений. С ними я работала гораздо усерднее, нежели на своей работе. Я должна была в награду получить красоту - но получила пристрастие. Мне уже казалось, что и муж разделяет мое хобби. Когда у меня не было возможности заниматься своими растениями, я становилась раздраженной и огорченной, как алкоголик, когда нет выпивки! И так я оказалась в тюрьме, построенной собственными руками. Мы не могли пользоваться лоджией, так как все столики и стулья были уставлены растениями. В комнате было тоже самое. Прежде чем что-то сделать, Дону приходилось передвигать их, чтобы освободить пространство. Мы не могли закрыть ставни на окнах, ибо растения нуждались в свете; в комнатах поддерживалась регулируемая температура - чтобы они лучше росли.
И вот эти растения обернулись для меня бедой - мое пристрастие прогрессировало. После разговора и размышлений я приняла решение преодолеть свою рабскую зависимость и освободиться от того, чтобы растения доминировали в моей жизни. После того, как я нашла причину и предприняла действия против нее, жизнь наша значительно улучшилась.
ШАГ ПЯТЫЙ
Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
Смирение - вот основная мысль всех Двенадцати Шагов. Образец смирения дан уже в Первом Шаге, призывающем "признать свое бессилие". Во Втором Шаге мы узнаем о Силе, большей, чем наша собственная, в Третьем - мы перестаем себя контролировать, приняв решение "препоручить нашу волю и жизнь" заботам этой Силы. В Четвертом Шаге мы предстаем перед своими недостатками. И все это соответствует цели и качеству смирения.
С предыдущего Шага мы начали постоянный процесс истинного познания самого себя. День за днем мы учимся распознавать, какие поступки помешали нам реализовать свои истинные возможности и какие принесли в нашу жизнь благо. Теперь мы решились совершить троекратное покаяние: перед Богом, перед собой и перед другим человеком.
Первое покаяние - перед Богом, подготавливает нас к тому, что мы должны сделать затем: признаться самим себе в своих недостатках и покаяться перед кем-то из других людей.
Не следует беспокоиться о том, как дать знать о своих тайнах Высшей Силе. Важно то, чтобы мы желали говорить с нашим Богом искренне и открыто. Это даст нам основу для четкого понимания самих себя. Наш контакт с Высшей Силой позволит нам более свободно выявить то, что нуждается быть извлеченным на свет. Сознательно обращаясь к Богу со словами признания, мы тем самым как бы раскрываем сами себя, и именно здесь проявляется направление, в котором нам хотелось бы измениться.
Наш способ общения с Богом зависит от наших личных воззрений и тех связей, которые нам удалось установить с Ним. Некоторые могут "говорить" с Ним мысленно, представляя Его себе как некое непонятное существо или как безличный Универсальный Дух. Неважно, каким образом мы обращаемся к Высшей Силе, важно то, что мы практикуем чувство смирения своей воли. А затем мы должны подготавливать себя к безоговорочному принятию Его руководства нами в предстоящие дни и годы.
Далее Пятый Шаг предлагает нам раскрыть свои недостатки перед кем-либо из близких или друзей. Это может оказаться нелегким делом, даже если мы уже открыли свое сердце Духовной Силе. Здесь нам может помочь перечень своих качеств, составленный в Четвертом Шаге. Очень частыми являются такие недостатки, как высокомерие, самооправдание и обидчивость, за этими тремя могут скрываться и другие. Абсолютная честность и мужество должны сопутствовать прилагаемым нами усилиям. Нам, конечно, не нравится то, что мы обнаруживаем в себе, но как только мы сумели признаться в своих недостатках, сразу же начинается процесс самоусовершенствования.
Мы можем попытаться оправдать свое недружелюбное или безразличное отношение к людям или не принимать во внимание то, с чем нам слишком трудно согласиться, но такое уклонение будет наверняка только мешать нашему прогрессу. Если же мы действительно стремимся избавиться от своих основных недостатков, то мы должны понять полезность рассмотрения их, относительно окружающих нас в повседневной жизни людей. Подобные знания дадут нам ясное понимание причин наших поражений и обид.
Прекрасная мысль - задуматься над своими недостатками, когда кто-то задел нас упреком или чем-то еще обидел. Если мы захотим узнать, почему все сложилось таким образом, то мы зачастую можем обнаружить, что этому виной наши собственные привычки и поступки. Но даже, если не случилось ничего плохого, всегда полезно познать свои реакции в разных ситуациях, чтобы знать, какие из них могут вывести нас из равновесия.
Пересмотрев свой список, мы определили, что каждый наш недостаток связан с какой-то привычкой, образом мышления, манерой действовать, работать, выражать свои мысли. Если мы склонны к обидам и сразу думаем об умышленном оскорблении, то мы должны отыскать причину таких мыслей, припомнив моменты из жизни, когда подобная обида явилась для нас чем-то существенным, то есть имела последствия. Если же наше огорчение возникло из-за несбывшихся ожиданий, то значит нам следует научиться не рассчитывать на то, что люди будут действовать именно так, как мы того желаем. Если мы обижены тем, что мы сочли обдуманной нелюбезностью, то нам надо спросить себя, кто же в действительности доставил нам вред горьким чувством. И мы обнаружим, что вред мы получили от себя самих, а не от того, кто нас обидел.
Та же самая мысль может быть приложена и к другим, открываемым нами недостаткам. Когда же мы научимся понимать, отчего мы поступаем так или иначе, то мы будем готовы перейти к другой части Шага и поделиться знанием о причинах своих недостатков с другим человеком.
Хорошая мысль - выбрать для этого надежного, понимающего члена Ал-Анона, кто действительно имеет опыт жизни по Программе. Лучше, когда это доверенное лицо не является ни членом семьи, ни родственником, ни алкоголиком. Раньше мы считали, что таким лицом может быть лишь представитель духовенства. Но приобщенность к вечным истинам не полностью соответствовала нашим целям. Такой человек должен был быть осведомлен о сути нашей программы и ее целях.
Мы решились довериться таким же зависимым личностям, как и мы, и делать это как можно более честно и искренне. Это было гораздо сложнее, чем написать список своих недостатков; мы нуждались в откровенном и подробном объяснении, как мы ощущаем свои недостатки и как другие люди оценивают их и так далее. Мы считаем, что такой разговор будет более естественным и простым, если нам удастся избавиться от чувства виновности. Кроме того, надо помнить, что мы совсем недавно даже не знали о тех недостатках, о которых сейчас должны рассказывать, предпринимая усилие по самоусовершенствованию. Мы стремимся воздержаться от старых оценок даже наедине с собой.
Доверяя другому человеку наши сокровенные мысли о себе, мы стремимся не только к тому, чтобы высказаться и быть услышанным. Нам хотелось бы узнать, что человек думает о том, что мы ему доверили. Его жизненный опыт может существенно отличаться от нашего, и обмен опытом может быть полезным и действенным только, если мы желаем слушать с открытой душой точку зрения другого человека. Мы же только приобретаем, когда узнаем новые сведения, которые могут изменить нас к лучшему.
Не так важно, что Пятый Шаг кажется нам таким трудным, он поможет многое понять и постичь. Он облегчит ношу, которую мы несем, когда другой поможет нам, а для того человека это будет возможностью помочь кому-то еще.
Обдумывая вышесказанное.
Очень приятно осознавать, что по своему собственному желанию я могу вступить в контакт с Высшей Силой. Так как Бог и я понимаем друг друга, то в моей воле поведать о своих недостатках Духовному Другу.
Когда я призналась себе в своем несовершенстве, я дала себе шанс на приобретение новых привычек и направлений развития. Моя готовность преодолеть самооправдательную позицию и прямо взглянуть на настоящие или вымышленные обиды, позволит мне избавиться от них. Ведь если я смогу их разглядеть и понять, то смогу и найти путь избавления от них.
Учиться говорить правду о себе другому человеку и доверять ему, означает еще и избавляться от предвзятых суждений. Еще больше пользы я получу, если моим доверенным лицом будет кто-то из группы Ал-Анона, который станет уверено направлять меня в нужное для программы русло, учитывая мои исповеди. А я, в свою очередь, могу поделиться с другими полученными советами. Хотя мой наставник не поучает меня, а только выслушивает. Какую огромную помощь он дает мне разделяя мою ношу, и какое чувство освобождения я ощущаю после этого. Я буду стараться поделиться с другими своим опытом, также не навязывая готовых решений.