По направлению 38.04.01 Экономика
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к подготовке и защите выпускной квалификационной
Работы (диссертации)
По направлению 38.04.01 Экономика
(профиль «Экономика предприятий и организаций)
Степень – магистр
Волгоград 2014
УДК
Методические указания к подготовке и защиты выпускной квалификационной работы (диссертации) по направлению 38.04.01 «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций») – магистр/ Сост. М. К. Беляев, О. В. Максимчук; Д.Е. Киселев; ВолгГАСУ / Волгоград, 2014. – 49с.
Определены состав, структура, требования и правила к исполнению и оформлению основных разделов выпускной квалификационной (диссертационной) работы, к ее подготовке и защите, включена примерная тематика работ.
Для обучающихся по направлению 38.04.01 «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций»)
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящих методических указаниях определены основные и обязательные требования, правила и рекомендации при подготовке и защите выпускных квалификационных работ – диссертаций по направлению 38.04.01 «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций») – магистр.
Наряду с этими указаниями, выпускающие кафедры, дополнительными методическими рекомендациями, способствуют самостоятельному написанию отдельных разделов и подразделов (например, по выполнению системного или структурно-логического анализа, анализа, оценки, планирования и прогнозирования, научного обоснования и др.)
Выпускающая кафедра обязана обеспечить актуальность тематики диссертаций, систематическое повышение их научного уровня и качества выполнения. В этих целях выпускающая кафедра должна стимулировать развитие преемственности самостоятельных студенческих диссертаций, как выполняемых в соответствии с требованиями учебного плана, так и в рамках других форм углубленного изучения теоретических и практических основ будущей профессии. Курсовые и контрольные работы/ проекты, тематические доклады на научных студенческих кружках и конференциях, научно-исследовательские работы и научные публикации обучающихся, рефераты на семинарах являются ступеньками в развитии и формировании навыков высококачественной и своевременной подготовки выпускной квалификационной работы – диссертации.
При разработке данных методических указаний учитывались цели и задачи дипломного исследования и подготовки диссертаций в Университете с учетом научно-практического опыта специалистов-менеджеров, экономистов, строителей, оценщиков, а также замечаний и предложений, поступивших от коллег-преподавателей.
В первом разделе сформулированы цель и задачи диссертации, во втором - описан порядок выбора и утверждения тем диссертаций. В третьем разделе описаны общие положения научного руководства дипломным проектированием и в 4-ом – общие требования к подготовке диссертаций. В 5-ом разделе приведена структура диссертации и описаны требования к содержанию его составляющих. Здесь же в подразделе 5.3 приведены основные требования и правила комплектации, исполнения и оформления диссертаций и графического материала. В подразделах 5.4-5.5 описан порядок допуска диссертаций к предварительной защите нормоконтролёром и научным руководителем. В разделах 6 и 7 описан порядок представления диссертаций на предварительную и основную защиты.
В качестве основных направлений разработки диссертации предложено общее направление управленческая деятельность в сфере производственных, финансовых, экономических, инвестиционных, внешнеэкономических, маркетинговых процессов, отношений и связей организаций (предприятий, учреждений), и различных форм их объединений. В целом диссертация представляет собой комплексное научно-обоснованное управленческое решение выявленных проблем в деятельности исследуемых организаций и их объединений с учетом внешних и внутренних их источников.
В заключении к диссертации четко должны быть обозначены научные и практические результаты, полученные в ходе решения поставленных задач. В приложении 1 настоящих методических указаний приведена примерная тематика диссертаций. В приложении 2 приведены типовые формы бланка задания, титульных листов к диссертации и к её разделам и презентации. В приложении 3 предлагается примерный образец оформления содержания диссертации, в приложениях 4 и 5 – образцы написания «Введения» и «Заключения» соответственно. В приложении 6 предлагается образец составления и оформления библиографического списка и ссылок на первоисточники. В приложении 7 – образец доклада к защите диссертации. В приложении 8 приведены образцы написания аннотации к диссертации – на русском и иностранном (немецком и английском) языках.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИИ
Подготовка диссертации и её успешная защита являются важными завершающими этапами учебного процесса в Университете. В процессе её выполнения и защиты обучающийся не только закрепляет, но и расширяет полученные в Университете знания по общетеоретическим и специальным дисциплинам, углубленно изучает один из разделов специального учебного курса и развивает необходимые навыки в ходе самостоятельной научно-исследовательской работы.
Диссертация призвана раскрыть способности выпускника применять полученные в Университете теоретические и прикладные знания для творческого решения практических задач, стоящих перед предприятиями (организациями, учреждениями) всех форм собственности. Она должна представлять собой самостоятельно проведенное обучающимся научное исследование, в котором наиболее полно раскрываются его знания и умение применять их для решения конкретной задачи в избранной области экономической науки и практики.
Обучающийся в диссертации должен показать умение грамотно и хорошо излагать свои мысли, аргументировать свои предложения, правильно и свободно пользоваться специальной общепринятой управленческой, экономической и финансовой терминологией. Разработка диссертации имеет важное психологическое значение. Хорошо подготовленная и успешно защищенная диссертация придает молодому специалисту уверенность в своих силах и вызывает желание взяться за решение более серьезных задач. Практика показывает, что в процессе подготовки и защиты диссертаций в большей степени раскрываются творческие способности обучающихся, что служит основанием для рекомендации их в аспирантуру.
Задачами диссертации являются:
§ теоретическое обоснование и раскрытие сущности управленческих и экономических категорий, явлений и проблем в деятельности организации в рамках избранной темы;
§ развитие навыков самостоятельной логической, аналитической, творческой работы, полученных за годы учебы, в проведении научного исследования по теме;
§ показать знание и умение применять положения законодательных, нормативных и инструктивных материалов по вопросам, рассматриваемым в диссертации;
§ проявить умение самостоятельно разрабатывать с достаточной глубиной конкретную проблему;
§ представить четкое понимание теории управления в решении проблем исследуемой темы, включая критическую оценку литературных источников и различных взглядов ученых и практиков, как отечественных, так и зарубежных;
§ проявить умение обучающегося систематизировать и обстоятельно анализировать данные, полученные из статистических сборников, отчетных материалов предприятий, периодической и специальной литературы;
§ обобщить весь комплекс знаний, полученных за время обучения в Университете.
ВЫБОР ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИИ
Выбор темы диссертации осуществляется на основе утвержденной выпускающей кафедрой тематики, содержащей темы, отвечающие потребностям современной практики, направленные на решение актуальных проблем в деятельности организаций.
При выборе темы обучающийся должен руководствоваться своим научным интересом, определившим тематику его рефератов и научных докладов, учитывать опыт, накопленный при написании курсовых работ и проектов, научных работ и статей и прохождении специализированных практик, опираться на знание научной и специальной экономической литературы по избранной проблеме, умение использовать статистическую и иную дополнительную информацию в аргументации своих выводов и предложений.
Опыт показывает, что диссертации высокого качества представляют, как правило, те обучающиеся, которые на завершающем году обучения продолжали исследование проблем, частично рассмотренных и разработанных в их курсовых работах/ проектах, научных работах и статьях, сумели систематизировать знания, накопленные в процессе всей предшествующей учебно-исследовательской и научной работы.
В отдельных случаях (при получении рекомендации для поступления в аспирантуру; при разработке диссертации в рамках выполнения заказных научно-исследовательских работ по кафедре) обучающийся может выбрать для разработки тему, которая не вошла в утвержденную кафедрой тематику, но отражает его приверженность определенному направлению научных поисков. В этих случаях тема должна быть всесторонне обоснована с точки зрения практической целесообразности ее разработки, согласована с научным руководителем и утверждена заведующим кафедрой.
При выборе темы диссертации нужно учитывать актуальность темы, ее практическую значимость, а также возможность использования в ходе проектирования конкретного фактического материала, собранного в период прохождения производственной и преддипломной практик.
Закрепление за обучающимися тем диссертаций осуществляется кафедрой до начала практики с тем, чтобы при распределении обучающихся по базам практики учесть их научные и практические интересы. Закрепление темы производится на основе письменного заявления обучающегося на имя заведующего кафедрой и оформляется приказом ректора Университета по представлению выпускающей кафедры. Уточнение и изменение темы диссертации производится в порядке исключения и должно оформляться в течение 2-х недель после начала практики.
При закреплении темы индивидуально за каждым обучающимся следует учитывать по возможности, чтобы по одной и той же теме работало не более 2 человека и при этом обязательно на различном практическом материале. Не допускается закреплять темы диссертаций, не соответствующих профилям.
ПОДГОТОВКОЙ ДИССЕРТАЦИЙ
Научное руководство подготовкой диссертации осуществляется профессорами, доцентами выпускающей кафедры, которые регулярно ведут самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвуют в исследовательских (творческих) проектах, имеют публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходят повышение квалификации. При необходимости для научного руководства/ консультирования могут привлекаться преподаватели кафедр, а также практические работники, имеющие ученую степень и, в порядке исключения, люди с высшим образованием, обладающие большим практическим опытом работы.
Список научных руководителей утверждается ректором Университета по представлению выпускающей кафедры за две недели до начала практики. За каждым научным руководителем закрепляется не более 5 диссертаций.
Научный руководитель осуществляет текущий контроль за работой обучающегося по подготовке диссертации в установленные сроки и надлежащего качества, несет ответственность за качество рекомендуемого (подписанного) им к защите диссертации.
ПОДГОТОВКА ДИССЕРТАЦИИ
Подготовка, написание и оформление диссертации начинаются с получения обучающимся от научного руководителя задания на диссертационное исследование, в котором указывается: тема диссертации, срок окончания, исходные данные, перечень подлежащих разработке в диссертации вопросов, содержание презентации (приложение 2).
В недельный срок по получению задания обучающийся составляет график подготовки диссертации и согласовывает его с научным руководителем. В графике должны найти отражение следующие примерные этапы:
· составление предварительного плана диссертации;
· подбор и первоначальное ознакомление с литературными и статистическими источниками по избранной теме;
· изучение отобранной литературы и статистических материалов; составление окончательного плана диссертации;
· сбор и обработка фактического материала; написание текста диссертации;
· доработка и печатание диссертации;
· оформление диссертации и иллюстрирующего материала и представление его на предварительную защиту, на кафедру;
· подготовка к основной защите диссертации.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Во введении называется тема диссертации, приводится обоснование её актуальности, формулируютсяцель и задачи, определяются предмет и объект исследования. Кратко исследуется степень разработанности проблемы.
Предмет дипломного исследования – связи, отношения и процессы, имеющие место в системе управления организацией, а также связи и свойства, характеризующие закономерности взаимодействия организаций предприятий в рамках отрасли иди сферы деятельности. Объект дипломного исследования – организации различных форм собственности, функционирующие ее в строительном и промышленном комплексе.
Приводится обоснование методической базы, используемой в ходе дипломного исследования, используемой информационной базы. Приводится обоснование научных и практических результатов, а также обоснование их апробации. Приводится краткаяаннотация к диссертации.
ПРИКЛАДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Во втором разделе рассматривается действующая система управления объединением организаций, отраслью, комплексом в сфере производства, финансирования, инвестирования, кредитования, учета, оценки, организации работы структурных подразделений, в деятельности которых выявлены проблемы. Материал этого раздела базируется на всестороннем и глубоком анализе статистического и фактического материала, собранного в процессе производственной преддипломной практики. Материалы анализа должны лежать в основе всей диссертации, служить базой, на основе которой разрабатывается проект. В данном разделе проводится исследование объективных условий и факторов функционирования объекта исследования по следующим позициям:
- организационно-управленческие показатели и условия деятельности;
- инженерно-технологические показатели и условия деятельности;
- финансово-экономические показатели и условия деятельности.[2]
Логическим итогом второго раздела является заключение о деятельности предприятия по трем вышеназванным направлениям: выявление и обоснование проблем и их источников во внутренней среде функционирования предприятия.
НАУЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Основное требование, предъявляемое к данной главе, включается и разработке и обосновании выводов, теоретических и практических предложений, направленных на решение проблем, исследованных в диссертации. В целом данный раздел представляет собой комплекс управленческих решений выявленных в предыдущих разделах проблем функционирования организации. Эти решения должны быть представлены в виде четко разработанной программы, содержащей конкретные и обоснованные мероприятия по устранению проблем, использованию резервов развития и т.д. В программе должны быть отражены следующие положения:
- четко обозначенные проблемы;
- программа мероприятий с обоснованием необходимости применения предложенных мер для решения проблем;
- ожидаемый эффект от применения предложенной программы;
- комплексное обоснование предложенной программы;
- прогнозирование эффекта от практической реализации.
Помимо этого, в данном разделе приводится обоснование научной и/ или практической значимости проекта:
Логическим итогом третьего раздела является выработка и прогностическая оценка теоретико-практических предложений по улучшению условий, факторов, влияющих на функционирование хозяйствующего субъекта (объекта исследования) и возможности его развития; по изменению связей, отношений, свойств предмета исследования.
Библиографический список
Библиография включает в себя перечень литературы и других источников, действительно использованных при подготовке диссертации. Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием, монографии, книги, брошюры - по реквизитам титульного листа: фамилия и инициалы автора, название, город, издательство и год издания. Все источники, включенные в библиографию, приводятся в алфавитном порядке, причем сначала независимо от всего указываются нормативно-правовые акты и методические документы. Все источники нумеруются последовательно.
Приложение
Приложения состоят из таблиц, диаграмм, схем и других материалов, которые, как правило, используются диссертантом для проведения анализа и расчетов, но в тоже время не являются его собственной разработкой, например, копии документов бухгалтерской и статистической отчетности, нормативных и законодательных актов и др. Приложения подшиваются строго в той последовательности, в какой на них делается ссылка в тексте. Каждое отдельное приложение должно иметь заголовок, раскрывающий его содержание.
5.3. Основные требования и правила комплектования,
исполнения и оформления диссертации и
ИЛЛЮСТРАТИВНОГО материала
Текст диссертации выполняется на листах формата А4 (210 297) ГОСТ 2.301-68. Общий объем основного текста диссертации (без приложений и библиографического списка) должен быть не менее 90 страниц печатного текста. Если текст набирается на компьютере, то рекомендуется для основного текста шрифт 14 строчными буквами, оглавления разделов - жирный шрифт 14 прописными буквами, выделения подразделов жирный шрифт 14, для пунктов подраздела - жирный шрифт курсив 14, подпунктов подраздела обычный шрифт курсив 14 строчными буквами (см. пример в п. 3.3). Межстрочный интервал полуторный (1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания, или в рабочем поле документа располагается 28-30 строк). Размеры полей следующие, мм: левое - 25, правое - 15, верхнее - 20, нижнее - 20 (т.е. формат набранного текста будет соответствовать размеру 17 25 см). Гарнитура Times New Roman.
В состав диссертации входят: титульный лист; задание на проектирование (на двух страницах), содержание, введение, основная часть работы, состоящая из четырех разделов, заключение, библиографический список, приложения (если они есть). Для размещения подписей согласования и утверждения к текстовой части ПЗ составляется титульный лист, который оформляют по форме, приведенной в прил. 3 (ГОСТ 2.105-79). Пример заполнения бланка задания на двух листах приведен в прил. 3.
После задания помещают содержание, включающее номера и наименования разделов и подразделов с указанием номеров страниц. Содержание входит в общее количество листов данного документа (проекта). Слово «содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами (см. прил. 6).
Следующей страницей является введение, где кратко отражены: актуальность и важность выбранной темы диссертации, объект исследования, научная и практическая значимость дипломных разработок.
После основной части диссертации формулируется заключение в котором даются основные выводы по дипломной работе и личная оценка проведенной работы, далее приводится библиографический список, который составляют в алфавитном порядке. Библиографический список составляется с указанием фамилии авторов, полного названия книги, места издания, издательства, года издания, количества страниц. При ссылке на статью указывают фамилию автора, наименование статьи, название журнала, год издания и номер журнала. Примеры оформления библиографического списка и ссылок на первоисточники представлены в прил. 4.
В качестве приложений могут быть использованы копии документов бухгалтерской и статистической отчетности, устава предприятия, иллюстрации, тексты вспомогательного характера и др. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» прописными буквами. При наличии в документе более одного приложения их нумеруют арабскими цифрами (без знака №), например: Приложение 1.
Если в документе есть приложения, то на них дают ссылки в тексте, а в содержании перечисляют все приложения с указанием их номеров и заголовков (при наличии). Нумерация листов в диссертации должна быть сквозной: первой страницей является титульный лист, второй и третьей - задание на проектирование, четвертой – содержание. Эти страницы учитываются в составе документа, но номер на них не проставляется. Проставление номеров страниц начинается с листа «введение». Нумерация должна быть без пропусков и буквенных добавлений. Номер страницы ставится вверху по центру или в правом верхнем углу арабскими цифрами без точки.
5.3.1. Правила оформления текстовой части
Диссертации
Текстовая часть проекта должна в краткой и четкой форме раскрывать ее смысл, содержать методы исследования, методику расчета, описание проведенных экспериментов, их анализ и выводы по ним, сравнение вариантов и сопровождаться рисунками (графики, диаграммы, схемы) и таблицами. В тексте пояснительной записки допустимо употребление аббревиатур, но только после разъяснения их значения один раз при первом употреблении. При этом сначала записывается полная расшифровка аббревиатуры, а затем в круглых скобках сама аббревиатура.
Аббревиатуры целесообразно вводить только в тех случаях, когда они используются многократно. Аббревиатуры, установленные в государственных стандартах, не требуют расшифровки (например: РФ, ЭВМ, ГОСТ и т. д.).
Текст разделяют на разделы и подразделы, обозначенные арабскими цифрами с точкой (14 кегль):
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
Название подраздела
Введение и заключение на разделы не разбиваются. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. В конце номера подраздела также должна ставиться точка.
При разбивке подраздела на подпункты нумерация соблюдается в пределах раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется. Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта. Содержащиеся в тексте пункта или подпункта перечисления требований, указаний, положений обозначают арабскими цифрами со скобкой. Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзаца.
Наименования разделов записывают в виде заголовков (симметрично тексту) прописными буквами, подразделов - отдельной строкой с абзаца строчными буквами. Переносы слов в заголовках не допускаются, точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и текстом, заголовками раздела и подраздела должно быть равно 1-му интервалу.
Каждый основной раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа. Перед каждым разделом диссертации необходимо помещать титульный лист, где пишут название раздела и вычерчивают штамп по установленной форме (прил. 3). Заголовок раздела на титульном листе и заголовок на первом листе раздела идентичны. Номер страницы, на которой размещается титульный лист, проставляют в штампе.
Текст должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. В тексте диссертации не допускается:
сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы;
применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии и пунктуации (г., и т. д., и пр.) и ГОСТ 712-77;
употреблять математические знаки без цифр, например (меньше или равно), (не равно), а также знаки № (номер), % (процент).
Числовые значения величин в тексте должны указываться с необходимой степенью точности, при этом выравнивание числа знаков после запятой необязательно. В тексте диссертации числа с размерностью следует писать цифрами, а без размерности до десяти - словами, свыше десяти - цифрами.
Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, приводятся непосредственно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строчки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Все формулы, если их в документе больше одной, нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера этой формулы в данном разделе, разделенных точкой. Например:
«Структура экономического интереса представлена формулой»:
Иtио i = {Atио i; Оtио i }; (1)
где Иtио i – экономический интерес i-го субъекта отношения по поводу инвестиций в t-м периоде;
Оtио i – совокупность факторов, характеризующих объекты экономического интереса i-го субъекта в t-м периоде.;
Atио i – совокупность факторов, характеризующих действия i-го субъекта в t-м периоде, или факторная характеристика адаптивности i-го субъекта к инвестициям»[4].
Причем номер формул указывается с правой стороны страницы на уровне формулы в круглых скобках. Ссылки в тексте на номер формулы дают в скобках, например: … в формуле (3.1).
В примечаниях к тексту и таблицах указывают только справочные и поясняющие данные. Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова «примечание» ставят точку. Если примечаний несколько, то после слова «примечание» ставят двоеточие. Примечания нумеруют арабскими цифрами с точкой.
Для пояснения излагаемого текста в дипломной работе помещают рисунки, которые должны следовать сразу после ссылки на них в текст. Все рисунки, нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера самого рисунка в данном разделе, разделенных точкой, например: рис. 3.1. Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают сокращенными словами «смотри», например: (см. рис. 3.2). Рисунок должен иметь название и поясняющие данные (экспликацию), как показано на примере:
Рис. 2.28. Динамика структуры оборотных средств
ОАО «Фирма ЖБИ-6» за 2010-2012 годы
Если иллюстрация расположена на листе больше формата А-4, то она складывается до формата А-4 и учитывается как одна страница.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблица должна иметь заголовок, который следует помещать над ней посередине. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблиц должна быть не менее 8 мм. Например:
Таблица 2.3
Аналитические группировки и динамика статей пассива баланса ОАО «Фирма ЖБИ-6»
Пассив баланса | Годы | Абсолютное отклонение | |||||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2011г. отн. 2010г. | 2012г. отн. 2011г. | 2012г. отн. 2010г. | ||||
т.р. | % к итогу | т.р. | % к итогу | т.р. | % к итогу | ||||
1. Источники имущества всего, в том числе | -1796 | +3080 | +1284 | ||||||
2. Собственный капитал | 64,17 | 71,39 | 58,80 | -29 | -149 | -178 | |||
3. Заемный капитал, в том числе | 35,83 | 28,61 | 41,00 | -1767 | +322 | +1462 | |||
4. Долгосрочные обязательства | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
5. Краткосрочные обязательства. | 35,83 | 28,61 | 41,00 | -1767 | +322 | +1462 | |||
6. Кредиторская задолженность | 35,83 | 28,61 | 41,00 | -1767 | +322 | +1462 |
Внутритабличный шрифт и название таблицы допускается уменьшать до 12 или 10 пунктов. Все таблицы в ПЗ нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы по данному разделу, разделенных точкой.
Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера, ниже посередине листа пишут заголовок (название) таблицы. Если в тексте диссертации имеется только одна таблица, то номер ей не присваивают и слово «Таблица» не пишут. Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется нумерация граф головки, во втором - боковик. Над последующими частями таблицы пишут слово «Продолжение» или «Окончание», например: (Продолжение (окончание) табл. 3.1). Заголовок (название) таблицы помещают только над первой частью.
Графу «№ п/п» в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей, параметров и других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Для облегчения ссылок в тексте документа допускается нумерация граф.
Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах измерения, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице измерения (например, в рублях), то сокращенное обозначение единицы измерения дается над таблицей.
Повторяющийся в графе таблицы текст допускается заменять кавычками, если строки в таблице не разделены линиями. Если повторяющийся текст состоит из двух или более слов, то при повторении его заменяют словом «то же», а далее – кавычками. Если повторяется лишь часть фразы, ее заменяют словами «то же» с добавлением дополнительных сведений. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков не допускается. Если цифровые или иные данные в таблице не приводятся, то в графе ставят прочерк.
5.3.2. Правила оформления ИЛЛЮСТРАТИВНОГО
Материала к диссертации
Презентация является обязательным дополнением к диссертации, так же представляется на проверку нормноконтролеру (в распечатанном виде), научному руководителю и после защиты сдается на диске вместе с диссертационной работой в архив. В презентацию выносятся основные таблицы, графики, диаграммы, схемы. Она должна наиболее полно отражать содержание диссертации, её разделов. Количество страниц в презентации не более 12: первая и последняя – вводная и заключительная соответственно, а 10 основных страниц отражают основные материалы, на которые автор проекта ссылается и к которым обращается по ходу своего доклада.
Допуск диссертации защите
Нормоконтролером
Нормоконтроль является одним из этапов разработки и подготовки диссертации и иллюстративного материала к ней. Предварительно нормоконтролер информирует о существующих и описанных в данных Методических указаниях (прил. 5).
В строго установленные сроки для проверки представляют напечатанные (но непереплетенные) экземпляры диссертации и иллюстративного материала. По предварительному согласованию с нормоконтролером возможна проверка материалов диссертации с использованием компьютерной техники, при этом требования к комплектации, исполнению и оформлению диссертации не меняются. Проверенные нормоконтролером диссертации вместе с перечнем замечаний (если он составляется) возвращаются обучающемуся для внесения исправлений и переработки. Пометки нормоконтролера сохраняются до подписания им документа. Если документ заново перерабатывается обучающимся, то на повторный нормоконтроль сдаются оба экземпляра: с пометкой нормоконтролера и переработанный.
Нормоконтролер при исполнении своих обязанностей руководствуется действующими нормативно-методическими документами, в частности настоящими Методическими указаниями и ГОСТ 2.III-68, отслеживает новые издания и изменения в них, а также ведет учет и анализ выявленных ошибок, информирует о них обучающихся и научных руководителей.
Допуск диссертации к защите
ПРЕСТАВЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
НА ЭКСПЕРТИЗУ КАЧЕСТВА
В связи с введением Системы менеджмента качества в ВолгГАСУ принципиально изменен подход к оценке готовности ВКР и непосредственно выпускников к защите. Введена обязательная процедура – экспертиза качества диссертаций на предмет соответствия методическим указаниям: по техническому исполнению и оформлению ВКР, иллюстративного материала; правильности и корректности изложения введения, выводов по разделам и в целом заключения по ВКР; грамотного использования теоретических и практических подходов и методов в решении поставленной проблемы; соразмерного распределения материала основной части ВКР по разделам; доклада к защите в письменной форме, глоссария (сборника основных терминов и понятий – не менее 20-ти) к диссертации.
По итогам экспертизы оформляются протоколы, в которых подробно указаны все претензии и замечания к каждой работе. В письменном виде они доводятся до каждого обучающегося, устранение этих замечаний является строго обязательным условием для допуска к предварительной защите. Рекомендуется отражение результатов экспертизы в сводном отчете председателя ГАК и хранение протоколов Комиссии качества в архиве кафедры в течение 1 года.
ОСНОВНАЯ ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
Основная защита диссертаций является важным и завершающим этапом учебного процесса в Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете. К основной защите допускаются обучающиеся, успешно выполнившие весь учебный план, защитившие отчет о производственной практике, сдавшие итоговый государственный экзамен по специальности и представившие в установленный срок диссертация с положительными результатами прохождения предварительной защиты по выпускающей кафедре (отзывами научного руководителя и рецензента, если это предусмотрено).
Диссертация защищается обучающимся перед Государственной экзаменационной комиссией на открытом заседании. Помимо членов Государственной экзаменационной комиссии на защите может присутствовать научный руководитель.
Защита диссертации проходит следующим образом. Обучающийся в течение 12 минут излагает Государственной экзаменационной комиссии основные положения проекта. При этом он должен назвать тему диссертации, обосновать ее актуальность, охарактеризовать состояние объекта исследования, раскрыть по разделам основное содержание и исчерпывающе изложить полученные выводы и сущность предлагаемых мероприятий с обоснованием их целесообразности.
Для этого обучающийся должен предварительно подготовить доклад и согласовать его с научным руководителем (прил.7).
Диссертант должен излагать основное содержание своего проекта свободно, не читая ее текста. При этом обязательны обращения и ссылки на презентации. Внешний вид выступающего должен со