Сбор и обработка фактической информации
Ответственным этапом подготовки курсовой работы является сбор фактического материала. При работе над проспектом студент должен тщательно продумать, какой фактический материал необходим для решения проблемы курсовой работы. Если речь идет о цифровых данных, то целесообразно заготовить формы таблиц, удобные для сбора, систематизации, обработки и последующего анализа собранного фактического материала.
Фактический материал может быть получен из разных источников: планово-нормативных документов, учетно-отчетной информации, первичной экономической документации, технической документации, материалов обследования, специальных наблюдений, решений собраний акционеров, приказов и распоряжений по организации пояснительной записки к годовому отчету, рабочих документов аудиторской проверки, статистических сборников. Время для сбора фактического материала должно быть предусмотрено в графике прохождения производственной практики.
Особое внимание необходимо обратить на ту информацию, которая подтверждает правильность сделанных в работе выводов и может быть использована для обоснования рекомендаций по повышению эффективности деятельности организации.
Сбор фактического материала для проведения экономического анализа осуществляется на основе разработанной или выбранной методики, включающей выбор и обоснование системы аналитических показателей, факторов, на них влияющих, методов анализа. После этого определяется необходимая для аналитических расчетов информация. Для облегчения сбора материала студент может подготовить информационно-аналитическую карту, макеты аналитических таблиц и уже на основе этого делать выписки из пояснительной записки к годовому отчету, целевых аналитических обзоров, внутризаводских приказов и положений по организации учета и экономического анализа, собирать планово-нормативную и учетно-отчетную информацию. В информационной карте обязательно должны быть ссылки на источники информации (документы, из которых получена эта информация).
При написании курсовой работы по экономическим дисциплинам основной информацией, на базе которой проводятся расчёты, служат данные бухгалтерского учета и отчетности и данные планового и финансового отделов. Для более полного раскрытия отдельных вопросов темы могут быть использованы данные других отделов, например, отдела труда и заработной платы, отдела сбыта, отдела снабжения, производственно-диспетчерского и т. д. Для правильного понимания информации студент должен ознакомиться с технологическими и организационными особенностями деятельности исследуемой коммерческой организации.
Перед использованием фактических данных для проведения анализа студент должен оценить полноту, надежность, достоверность и степень аналитичности собранной информации. Первоначальная обработка собранной информации сводится к обобщению, группировке и систематизации фактических данных. Дальнейшую обработку фактических данных студент осуществляет, используя различные методы и приёмы экономического анализа.
Рекомендации по написанию текста курсовой работы
Следующим этапом подготовки курсовой работы (после подборки и изучения литературных источников и сбора и обработки фактических данных) является написание текста. Как указывалось ранее, для последовательного и логичного изложения материала студент должен разработать краткий проспект, раскрывающий содержание каждого параграфа. Разработанный проспект поможет систематизировать изложение, позволит обеспечить логическую взаимосвязь отдельных вопросов, даст возможность согласовать материал каждого параграфа с предыдущим и последующим. Наличие разработанного проспекта позволит руководителю оказывать студенту действенную помощь в уточнении содержания и последовательности изложения отдельных вопросов каждого параграфа, что сократит объем последующих доработок.
Изложение текстового материала в курсовой работе должно носит исследовательский характер, опираться на научные достижения в рассматриваемой области и действующую практику, быть предельно конкретным.
Студент должен не просто описывать имеющийся по теме материал, а критически его оценивать. Фактический материал, собранный студентом, не должен использоваться в качестве примеров, иллюстрирующих различные положения. Он должен быть обработан в соответствии с целью и задачами курсовой работы, а на основе полученных результатов обработки должны быть сделаны конкретные выводы и обоснованы мероприятия по улучшению существующей ситуации. В конечном счёте, студент должен стремиться к тому, чтобы в результате проведённого исследования были выявлены недостатки в деятельности организации, снижающие её конкурентные возможности, и предложены экономически обоснованные мероприятия по их устранению. Правильность сделанных выводов должна быть всесторонне проверена и подтверждена экономическими расчетами.
Как указывалось ранее, изложение заимствованного материала для иллюстрации отдельных положений работы в виде цитат, цифровых данных, взятых из справочников, монографий и других литературных источников, произвольное изложение идей других авторов должно включаться в курсовую работу с обязательной ссылкой на соответствующие источники.
При изложении дискуссионных вопросов студент должен сначала привести мнение различных авторов по спорным моментам. При этом мысль автора, точка зрения которого критикуется, должна быть изложена без сокращений, что дает возможность объективной критики. Выводы, содержащиеся в работах различных авторов, должны быть сверены студентом с положениями действующих нормативных актов. Затем, опираясь на знания, полученные в процессе обучения, и опыт работы исследуемой организации, студент может обосновать собственное мнение по спорному вопросу или согласиться с одной из рассматриваемых точек зрения, выдвинув соответствующие аргументы.
Курсовая работа должна быть написана литературным языком, грамотно с экономической точки зрения. При написании текста студент должен избегать повторений, риторических вопросов, большого количества цитат, изложения от первого лица. В текстовую часть работы следует включать таблицы, схемы, графики, диаграммы. Их использование способствует более глубокому раскрытию сущности явлений, повышению наглядности и убедительности материала, позволяет отразить полноту знаний, свидетельствует о культуре изложения. Если таблицы, схемы, диаграммы занимают более 1 / 2 страницы, целесообразнее вынести их в приложение, поскольку они визуально затрудняют комплексное восприятие текста.
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Оформление курсовой работы включает в себя следующие элементы:
1.Титульный лист (1стр.)
2.Содержание (1стр.)
3.Введение (1-3стр.)
4.Основной текст, разбитый на главы и параграфы (30-35 стр.)
5.Заключение (1-2 стр.)
6.Список использованной литературы (1-2 стр.)
7. Приложения до 10 наименований.
Общие требования к оформлению текста следующие:
-титульный лист заполняется по образцу (см. приложение)
-оглавление формируется автоматически. Студент перед сдачей курсовой работы на кафедру должен проверить его актуализацию. В содержании обязательно должны быть указаны номера страниц глав и параграфов.. Приложения в нумерацию страниц не входят.
-основной текст выполняется на бумаге формата А4 со следующими параметрами страницы: левое поле – 25 мм; правое – 10 мм; верхнее – 20 мм; нижнее - 20 мм. Текст должен быть отпечатан шрифтом Times New Roman кегль 12, интервал 1,5.
Страницы нумеруются арабскими цифрами внизу листа по центру. Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию, но номера на них не ставятся. Нумерация начинается с 3-ей страницы. Введение, каждая глава курсовой работы, заключение и список литературы должны начинаться с новой страницы. Главы работы обозначаются арабскими цифрами. Параграфы нумеруют двумя цифрами, разделенными точкой и обозначающими номер главы и номер параграфа, например: «1.1» или «2.3».
Иллюстрации (таблицы, рисунки, графики, схемы) включаются в общую нумерацию страниц, если они занимают целую страницу. Таблицы нумеруются последовательно двумя цифрами, разделёнными точкой. Первая цифра соответствует номеру главы, а вторая – номеру таблицы.
Таблица оформляется следующим образом: в правом верхнем углу помещается слово «Таблица» с указанием номера, например, «Таблица 1.2», а ниже с заглавной буквы пишется название таблицы, которое размещается по центру. Точка в конце названия не ставится. Если в главе одна таблица, то она не нумеруется. Все таблицы основной части курсовой работы должны быть описаны и на них сделаны ссылки в тексте.
Остальные иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.». Они нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, например, «Рис.2.3». Обозначение и название такого вида иллюстрации помещаются под рисунком. Если в главе один рисунок, то он не нумеруется. Ниже по тексту нужно расположить поясняющие материалы.
Формулы, приведённые в тексте, нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы в главе. Он указывается с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например (3.1). Если в главе имеется только одна формула, то она не нумеруется.
В тексте по ходу изложения делаются ссылки на литературу. Можно использовать два варианта ссылок. Во – первых, сначала составляется список использованной литературы с указанием страниц. Затем после цитаты или свободного изложения содержания в квадратных скобках ставится номер источника по составленному списку и через точку с запятой номера страниц, например: .
Второй вариант: в конце цитаты или свободного изложения мысли другого автора ставится верхний индекс, обозначающий номер ссылки. Внизу страницы делается ссылка на используемый источник, которая оформляется следующим образом: для монографии – автор (ФИО), название, город, издательство, год издания, страница; для статей из сборников и журналов – автор (ФИО), название статьи, название журнала или сборника, год издания, номер, страница; для газеты – название статьи, название газеты, день, месяц и год издания. Подстрочные ссылки печатаются более мелким шрифтом, обычно Times New Roman кегль 10.
На все таблицы, графический материал, формулы и приложения должны быть сделаны ссылки в тексте. Таблицы и графический материал должны располагаться непосредственно после текста, в котором о них упоминается впервые, или на следующей странице. При ссылке на таблицы, графический материал, формулы, приложения следует писать: «в соответствии с данными табл.», «по формуле» и т. д.
Приложения находятся в конце работы после списка использованной литературы и в общую нумерацию страниц не включаются. Они нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией. Слово «Приложение №» пишется в правом верхнем углу страницы, а ниже пишется название.
Список использованной литературы помещается после заключения. В нем дается точное описание каждого издания. Указание источников в списке литературы может приводиться в алфавитном порядке либо может состоять из отдельных рубрик, расположенных последовательно: официальные материалы, справочники и словари, монографии, статьи периодической печати (журнальные, газетные), документы предприятия. Производится сквозная нумерация всех литературных источников арабскими цифрами. Примеры описания монографий указаны в прил. 7.
При ссылке на литературный источник, описание которого включено в список литературы, в тексте работы после упоминания о нем проставляются в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке литературы и страницы, например: [15, с.242].