Нормирование (лимитирование)
Цель нормирования в природопользовании (нормирование качества природной окружающей среды) заключается в установлении предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное
использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. Необходимость нормирования на современном этапе развития человечества обусловлена истощением ресурсов и отходами производства, представляющими угрозу для здоровья населения и окружающей среде.
Норма — это мера воздействия на окружающую природную среду, где под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией социально-экономических интересов человека, вносящая изменения в природную среду (физические, химические, биологические).
В законе «Об охране окружающей среды» сказано, что нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.[6]
Существуют нормативы: качества окружающей среды; допустимого воздействия на окружающую среду; допустимого изъятия компонентов природной среды; допустимой антропогенной нагрузки; допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов; технологический норматив; нормативы ПДК; нормативы допустимых физических воздействий.
Экономические.
В современном обществе на первое место выходят экономические инструменты защиты природы. По большому счету они должны быть такими, чтобы загрязнять и разрушать окружающую среду стало не выгодно.
Мировая практика знает четыре возможности вмешательства правительства в свободный рынок для предотвращения загрязнения и уменьшения затрат ресурсов:
• прямая правительственная регуляция и наказание за превышение установленных государственных норм;
• взимание с производителей платы за эмиссию загрязнения и использование ресурсов;
• введение рынка прав на загрязнение и использование ресурсов;
• субсидирование природоохранных мероприятий.
Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки, понимание которых необходимо лицам, принимающим решения, чтобы формулировать законы и проводить адекватную политику в отношении использования природных ресурсов и производства энергии. Ни экологи, ни экономисты не смогут успешно решать экологические проблемы, пока не разберутся в сложных природных, экономических,
социальных и юридических аспектах специфических экологических проблем.
Традиционно, с советских времен и до сих пор, в России наиболее развитыми и давно используемыми методами управления природопользованием остаются административно-командные или директивные. Принудительное соблюдение правил, предписаний, нормативов и т.п. обеспечивается соответствующими организационными структурами государственных учреждений, обладающих полномочиями регламентировать
природоохранную деятельность. Однако и в России все сильнее развиваются экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды. Из существующих экономических методов управления:
1.Издавна существуют:
• меры материально-технического обеспечения;
• платность за пользование природными ресурсами;
• платежи за загрязнение окружающей среды;
• льготы по кредитованию и налогообложению.
2.Новые, связанные с рыночной экономикой и выходом на международный рынок:
• экологическое страхование;
• введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и снижение на экологически неблагоприятную;
• планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
• установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
• установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов;
• поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой ныu1074 в целях охраны окружающей среды;
• предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
• возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Задача этих мер состоит в том, чтобы сделать охрану окружающей среды и рациональное природопользование составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель был в них заинтересован.
Законом «Об охране окружающей среды» 2002 года (ст. 14) определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к которым относятся:
• разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
• разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
• разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
• установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
• установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
• проведение экономической оценки природных объектов и природно- антропогенных объектов;
• проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
• предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
• поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
• возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
• иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Современные подходы к управлению равновесием эколого-экономических систем:
• неоклассический, основан на полном возмещении экономического ущерба, наносимого окружающей среде. Создается экономический механизм, основанный на системе налогов, платежей и т.п. встроенный в рыночные
отношения, который «невидимой рукой рынка» обеспечивает поддержание качества окружающей среды. Работает принцип — платит тот, кто загрязняет. Данный подход требует совершенного рынка;
• неокейнсианский, опирается на государственное регулирование в области окружающей среды посредством реализации природоохранных программ, экологической экспертизы проектов, нормативного регулирования и введения элементарных экономических рычагов. Основан на научно обоснованном планировании величины затрат на охрану окружающей среды и рациональное использование ресурсов при сохранении стабильности развития экономики
Оценка природных ресурсов
Основным методом экономической оценки природных ресурсов является доходный метод. Кроме того, могут применяться методы: сравнительного анализа продаж (готовности платить); затратный; восстановительной стоимости; упущенной выгоды; остаточного дохода; дополнительного дохода, возникающего при дальнейшем
использовании ресурса.
С учетом специфики оценки природные ресурсы в укрупненном плане можно разбить на три группы:
• приносящие ежегодный доход при обеспечении неистощительного природопользования (лес, животные);
• приносящие доход в течение определенного времени (минерально-сырьевые ресурсы);
• ресурсы, не имеющие рынка сбыта в обычном понимании и не приносящие прямого дохода (особо охраняемые природные территории).
Законом «Об охране окружающей среды» определено, что плата за природные
ресурсы взимается:
• за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
• за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
• на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Важнейшим рычагом оптимизации природопользования является плата за негативное воздействие на окружающую среду (выбросы, сбросы, загрязнение недр, почв, размещение отходов, загрязнение шумом, теплом и другими видами вредных воздействий). Пока загрязнять природную среду, истощать природные ресурсы, способствовать деградации природных систем остается делом выгодным, мало кто способен остановиться и прекратить самоубийство.
В настоящее время система платежей за пользование природными ресурсами в РФ определяется налоговым кодексом, Законом о бюджете, административным кодексом, ресурсными и специальными законами, а также
соответствующими постановлениями Правительства РФ. Считается, что платежи за пользование природными ресурсами далеки от своего совершенства.
В целях совершенствования платежей за ресурсы предлагается:
• изменение налоговой системы с переносом налогового бремени на природные ресурсы (рентные платежи);
• введение налога на сверхнормативное потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов по отдельным видам производств;
• совершенствование системы экологических платежей (налогов);
• создание банка высоких технологий;
• и так далее.
Также считается, что на современном этапе важнейшим является создание международной и национальной систем экологической сертификации продукции, отходов производства, технологических процессов, объектов и услуг.[7]