Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза осуществляется в отношении видов деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное влияние на окружающую среду. Она проводится при разработке проектов, обосновывающих хозяйственную или иную деятельность государственными органами исполнительной власти.
Одним из методов установления соответствия планируемой деятельности требованиям в области охраны окружающей среды является экологическая экспертиза.
К принципам экологической экспертизы относятся: презумпция экологической опасности любой давности; обязательность проведения до решения о начале деятельности; комплексность оценки воздействия на окружающую среду; обязательность учета требований, сформулированных в законодательстве об охране окружающей среды; достоверность и полнота информации, предоставленной для экспертизы; независимость экспертов при осуществлении ими своих полномочий; научная обоснованность заключения; гласность проведения; привлечение к участию в работе экспертов общественности и ответственность участников экспертизы за организацию, и качество экологической экспертизы.
Государство осуществляет мониторинг окружающей среды (рис. 14.4). Информация используется для разработки программ и осуществления мероприятий по охране окружающей среды.
Принятие решений в области охраны окружающей среды осуществляется не только на базе мониторинга, но и с учетом действующих нормативов, которые разрабатываются с использованием имеющегося научно-исследовательского потенциала, проведения экспертиз и процедуры утверждения, опубликования и доведения их до потребителей.
Нормативы периодически пересматриваются, и за их исполнением осуществляется контроль, ибо они гарантируют сохранение благоприятной экологической среды и обеспечивают экологическую безопасность.
Нормирование областей охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативов антропогенной нагрузки на окружающую среду и иные.
В зависимости от причиненного окружающей среде вреда за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности несут ответственность.
С учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов в РФ осуществляется регламентирование, национальная стандартизация и сертификация в области охраны окружающей среды.
В национальных стандартах и стандартах организаций на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.
Экологическая сертификация подтверждает экологическую безопасность осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности на указанной территории.
Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
К основным загрязнителям окружающей среды относятся: топливно-энергетический комплекс, металлургическое производство, транспорт, коммунальное хозяйство, производственные и бытовые отходы, техногенные аварии, катастрофы и т.д.
Отрасли можно сгруппировать по характеру их воздействия на окружающую среду (табл.; 14.1)
Цветная металлургия является одним из лидеров по вредности загрязнений.
К современным методам контроля загрязняющих веществ в окружающей природной среде относятся:
• газовая хроматография;
• высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ);
• тонкослойная хроматография (ТСХ);
• ионная хроматография;
• хроматомасспектрометрия (ХМС);
• полярография (вольтамперометрия). Экономическое стимулирование охраны окружающей среды осуществляется путем установления налоговых и иных льгот для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность с учетом экологических норм, работающих на безотходных технологиях, использующих вторичные природные ресурсы. Производится освобождение от налогообложения отдельных экологических фондов. Предоставляются субсидии из бюджетов для оздоровления окружающей среды, а также льготное кредитование природоохранных мероприятий.
Предприятиям, производящим экологически чистую продукцию, предоставляются квоты для продажи ее части за рубежом и осуществляются меры морального стимулирования.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия относятся:
• выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
• сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
• загрязнение недр и почв;
• размещение отходов производства и потребления;
• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
• иные виды.
В РФ может осуществляться экологическое страхование от негативных воздействий в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц.
В целом, экономический механизм охраны окружающей среды в настоящее время представляет собой стройную систему с отработанными «блоками-узлами» (рис. 14.5).