Региональная социальная политика.
Политика рынка труда направлена на обеспечение рациональной структуры занятости населения, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование систем обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.
Основной цельюмиграционной политики является преодоление стихийного развития миграции, выработка рычагов воздействия на этот процесс, снижение негативных последствий для общества и государства, повышение эффективности использования потенциала мигрантом.
Целью реформированиягосударственного социального страхования является создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам установленные гарантии по защите от социальных и профессиональных рисков, связанных с утратой заработка, работы, здоровья, а также более эффективное использование страховых средств.
Основной задачей реформирования пенсионного обеспечения является создание условий для развития страховых принципов в пенсионном законодательстве, более полного учета результатов трудовой деятельности работника, повышение личной ответственности за уровень материального обеспечения при его выходе на пенсию.
Основным содержанием реформы всистеме социальной защитынаселения является усиление адресности социальной поддержки, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи социально уязвимым группам населения, необходимость упорядочить систему действующих льгот.
Главной целью государственной социальной политикив отношении семьи, женщин и детей является:
- обеспечение необходимых условий для реализации ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни людей;
- создание благоприятных условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни;
- обеспечение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Должны быть приняты меры по созданию возможностей для полноценной государственной поддержкигуманитарной сферы,обеспечению своевременного и в полном объеме выделения бюджетных ассигнований на всех уровнях, приоритетному выделению средств на реализацию утвержденных федеральных целевых программ развития образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и культуры, по укреплению их материально-технической базы, а также расширению жилищного строительства, совершенствованию коммунального хозяйства.
Цельюсоциальной региональной политики является сбалансированное региональное развитие, гарантирующее равное качество и условия жизни населения вне зависимости от региона, в котором они живут и работают.
Основными направлениями социальной региональной политики являются:
- выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состоянии окружающей среды и т.п.;
- обеспечение на всей территории страны государственных стандартов и гарантий, дифференцированных с учетом объективных особенностей регионов;
- предоставление региональным органам власти и управления реальных возможностей по обеспечению минимальных государственных стандартов;
- выравнивание возможностей для проведения социальных реформ в регионах с различными стартовыми условиями.
Специализированным органом, определяющим социальную политику государства, являетсяМинистерство здравоохранения и социального развития. В докладе о результатах и основных направлениях деятельности министерства как субъекта бюджетного планирования на 2008 г. и на период до 2010 г.1 его миссия определена в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.
Деятельность министерства осуществляется во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектовРФ, органами местного самоуправления, работодателями и профессиональными союзами.
Исходя из миссии на 2008-2010 гг. определеныпять направлений деятельности с конкретными показателями, характеризующими уровень достижения поставленных целей по годам.
В качестве целевых ориентиров приняты показатели, отвечающие пороговым значениям стратегии национальной безопасности страны.
3.3. Вопросы социального партнерства между работодателями, работникам и государством.
К формам социального партнерства относятся:
- коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и их заключению;
- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования рудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними;
- участие работников, их представителей в управлении организацией;
- участие представителей работников и работодателей в государственном разрешении трудовых споров.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключенный работниками и работодателями в лице их представителей.
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и может быть продлен на такой же срок.
Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
В него могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
• рабочее время и время отдыха;
• оплата труда;
• условия и охрана труда;
• вопросы занятости; льготы, гарантии и компенсации;
• развитие социального партнерства;
• гарантии прав профсоюзных органов и работников;
• сотрудничество при реализации положений;
• соглашение и ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;
• порядок внесения в соглашение изменений и дополнений и разрешения споров.
В Генеральном соглашении, например, на 2005—2007 гг. в области экономической политики стороны считают необходимым ориентироваться на инновационные обновления структуры российской экономики, создание условий, обеспечивающих повышение ее конкурентоспособности и динамичное развитие.
В области заработной платы, доходов и уровня жизни населения следует разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с количеством и качеством труда, ежегодное увеличение доли фонда оплаты труда в валовом внутреннем продукте, уменьшение масштабов бедности.
Общероссийские объединения работодателей несут ответственность:
• за выполнение работодателями налоговых обязательств, трудового законодательства прежде всего в части полной и своевременной выплаты заработной платы, соблюдение условий и охраны труда в соответствии с установленными нормативами; за развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений;
• за выработку механизма, обеспечивающего повышение ответственности объединений работодателей и их членских организаций за реализацию положений Соглашения.
Общероссийские объединения профсоюзов несут ответственность:
• за проведение политики, отвечающей реалиям экономического положения и интересам граждан России и социально- экономического развития страны;
• за формирование активной позиции трудящихся в сфере развития социально-трудовых отношений, их подготовку и адаптацию к работе в условиях проводимой реструктуризации экономики, социального реформирования;
• за развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, разрешение коллективных трудовых споров путем переговоров и консультаций.
Тема 12. Экология региона.
Экологическая политика.
Стратегические направления государственной политики в области экологии и экологической безопасности заключены в экологической доктрине Российской Федерации, разработанной Министерством природных ресурсов (МПР) России с участием органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов1.
Необходимость принятия этой доктрины вызвана деградацией природной среды как на мировом уровне, так и на уровне РФ и определением целей, направлений, задач и принципов проведения единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:
1. Рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;
2. Увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;
3. Деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия и связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции (следствие всего этого — невозможность существования человеческой цивилизации);
4. Возможные изменения климата и истощение озонного слоя земли;
5. Возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;
6. Недостаточный уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации для устойчивого развития человеческой цивилизации;
7. Продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.
К числу основных факторов деградации природной среды России относятся:
1. Преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;
2. Низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;
3. Резкое ослабление управленческих и прежде всего контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;
4. Высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;
5. Низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
6. Последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;
7. Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Для этого необходимо:
• сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;
• обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;
• обеспечение благоприятного сочетания окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.
Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах:
1.Устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющей.
2. Приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы;
3. Справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
4. Предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдельных экологических последствий;
5. Отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
6. Природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;
7. Открытость экологической информации;
8. Участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Основные принципы охраны окружающей среды заложены в Законе «Об охране окружающей среды»1 и используются в планах и программах социально-экономического развития страны и ее регионов. В настоящее время разграничены полномочия и ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с использованием и охраной объектов окружающей среды.
К объектам охраны окружающей среды относятся:
• земля, ее недра, почвы;
• поверхностные и подземные воды;
• леса и иная растительность;
• животный мир и микроорганизмы, генетический фонд;
• атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство;
• природные ландшафты, заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животного мира и места их обитания.
Действующее законодательство предусматривает права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда, нанесенного окружающей среде.
Права граждан на благоприятную окружающую среду складываются из следующих элементов (рис. 14.1):
Полномочий общественных объединений |
Гарантий государства |
Полномочия граждан |
Рис. 14.1. Полномочия, обеспечивающие права граждан на благоприятную окружающую среду
Полномочия гражданзаключаются в том, что они могут создавать общественные объединения; создавать фонды; вступать в разного рода общества; вносить членские взносы; участвовать в собраниях, митингах, шествиях, петициях, референдумах по вопросам охраны окружающей среды; требовать от государственных органов управления предоставления полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и принимаемых мер; требовать в административном или судебном порядке отмены решений органов управления на виды деятельности, приносящие вред окружающей среде или ее загрязнение; требовать привлечения к ответственности виновных в оказании отрицательного воздействия на окружающую среду, в том числе подавать иски о возмещении причиненного вреда.
Полномочия общественных объединенийзаключаются в возможности разрабатывать мероприятия, программы, и за счет привлеченных и собственных средств выполнять эти программы; возглавлять мероприятия, проводимые гражданами в области охраны окружающей среды.
Гарантии государствапроявляются в издании законов, оказании управляющих воздействий по выполнению законодательных и иных нормативных актов по охране окружающей среды.
Системно права гражданобеспечиваются:
• планированием и нормированием качества окружающей среды;
• мерами по предотвращению экологически вредной деятельности;
• оздоровлением окружающей природной среды;
• предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
• социальным и государственным страхованием;
• образованием государственных и общественных фондов помощи;
• организацией качественного медицинского обслуживания населения;
• предоставлением каждому возможности для проживания в условиях, благоприятных для жизни;
• возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды.
Этому в значительной степени содействуют законодательство об охране окружающей среды и концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию1, когда основными направлениями перехода России к устойчивому развитию были объявлены:
• создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствования действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
• разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экономические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;
• оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;
• формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.
Переход страны к устойчивому развитию возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех регионов. Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени подобны федеральным, но при этом необходим учет местных особенностей. В частности, необходимо учитывать особенности построения конкретного регионального хозяйственного механизма с позиций природопользования и антропогенного воздействия на окружающую среду.
Необходимо оценивать уровень выполнения природоохранных мероприятий на используемых и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство.
Важно осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
Развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализации мер по повышению плодородия почв и их охрана от эрозии и загрязнения, а также создания системы социальной защиты сельского населения.
И наконец, необходима реконструкция региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных систем.
Большое значение имеют комплексные межрегиональные схемы, охватывающие территории нескольких субъектов РФ.