Система органов управления градостроительством и экономическая основа градостроительной деятельности.
Градостроительный кодекс РФ (Федеральный закон № 190-ФЗ) вывел дискуссию о «единой системе органов исполнительной власти в области градостроительной деятельности» из плоскости административного подчинения нижестоящих вышестоящим органам в плоскость содержательного взаимодействия таких органов и выполнения предписанным им законом полномочий, понимаемых как обязанность.
Применительно к полномочиям в Федеральном законе № 190-ФЗ заложена концепция, которая состоит в следующем:
• устанавливаются все без исключения (закрытым перечнем) полномочия в области градостроительной деятельности для всех уровней публичной власти;
• устанавливаются правовые последствия и сроки их наступления в случае невыполнения публичной властью предписанных ей указанным федеральным законом полномочий обязанностей.
Закон устанавливает последствия за неисполнение этой деятельности и тем самым побуждает действовать, определяет необходимость и значимость органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности.
К органам управления градостроительством относятся:
• федеральные органы архитектуры и градостроительства;
• органы субъектов РФ (территориальные органы);
• органы государственной экспертизы градостроительной и проектной документации.
Полномочия Правительства РФ в области градостроительства заключаются в:
1. Разработке проектов федеральных законов в области градостроительства и внесении их в Государственную Думу ФС РФ;
2. Разработке и принятии решений в соответствии с Кодексом;
3.Установлении основ федеральной политики в области градостроительства;
4. Утверждении и реализации генеральной схемы расселения на территории РФ и Основных положений схем градостроительного планирования развития частей территории РФ, градостроительной документации для объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, а также схем и субъектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения и благоустройства территорий федерального значения;
5. Утверждении проектов черты городов Москвы и Санкт-Петербурга.
6. Установлении границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения и порядка регулирования этой деятельностью;
7. Установлении порядка ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;
8. Установлении совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ порядка согласования и утверждения градостроительной документации для объектов градостроительной документации особого регулирования;
9. Установлении порядка лицензирования разработки градостроительной и проектной документации, архитектурной деятельности, выполнения инженерных изысканий для строительства, а также выполнения топографо-геодезических и картографических работ;
10. Установлении порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также на федеральных территориях особого регулирования;
11. Принятии решений о строительстве объектов недвижимости федерального значения;
12. Обеспечении финансирования градостроительной деятельности за счет средств федерального бюджета: разработки градостроительной документации федерального уровня; разработки проектов федеральных законов, градостроительных нормативов и правил; проведения НИР по направлениям градостроительства; разработки и реализации федеральных целевых программ развития федеральных регионов, зон чрезвычайных экологических ситуаций, исторических поселений, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения, иных федеральных целевых программ, а также ведении государственного градостроительного кадастра;
13.Утверждении положения о федеральном органе архитектуры и градостроительства;
14.Установлении порядка осуществления государственного контроля за выполнением федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в области градостроительства;
15.Передаче части своих полномочий в области градостроительства органам исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с ними.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительства относятся:
1.Разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов;
2.Установление государственной политики;
3.Утверждение границ объектов градостроения особого регулирования;
4.Утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований;
5.Утверждение границ пригородных зон городов;
6.Утверждение и реализация документации о градостроительном планировании развития территорий объектов РФ, а также
схем и проектов развития инфраструктуры и благоустройства территорий;
7.Установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости;
8.Принятие решений о строительстве объектов недвижимости и о подготовке документов;
9.Осуществление госконтроля;
10.Финансирование разработки градостроительной документации развития территорий субъектов РФ;
11.Разрешение споров;
12.Принятие решений об обеспечении потребности городских и сельских поселений в земельных участках из земель, находящихся в собственности субъектов РФ;
13.Утверждение положений об органах архитектуры и градостроительства субъектов РФ;
14.Информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства;
15.Передача части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти по соглашению с ними;
16.Передача части своих полномочий органам местного самоуправления.
К предметам ведения органов местного самоуправления в области градостроительства относятся:
1.Принятие и изменение правил застройки, иных нормативных актов;
2.Утверждение и реализация градостроительной документации;
3.Разработка проектов черты городских и сельских повелений, других муниципальных образований и внесение предложений в органы государственной власти об их утверждении;
4.Организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости;
5.Принятие решений об обеспечении потребностей населения в земельных участках;
6.Организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроения;
7.Выдача разрешений на строительство объектов недвижимости;
8.Разрешение споров;
9.Финансирование разработки и реализация градостроительной документации;
10.Осуществление контроля;
11.Утверждение положений об органах архитектуры и градостроительства городских и сельских поселений;
12.Информирование населения о принимаемых и принятых решениях, организация и проведение референдумов;
13.Выполнение функций заказчиков разработки градостроительной документации.
В полномочия органов архитектуры и градостроительства субъектов РФ входят:
1.Представление в органы государственной власти субъектов РФ проектов законов и иных нормативных правовых актов;
2.Организация разработки и реализация государственной политики в области градостроительства в субъектах РФ;
3.Организация разработки и издание территориальных градостроительных нормативов и правил;
4.Координация работы научно-исследовательских, проектных и изыскательских организаций.
5.Обеспечение разработки градостроительной документации;
6.Участие в разработке и реализации градостроительных разделов целевых программ субъектов РФ и программ социально-экономического развития территорий субъектов РФ;
7.Осуществление координации деятельности местных органов архитектуры и градостроительства, руководство их деятельностью в части научно-методического обеспечения;
8.Осуществление подготовки документов в целях получения разрешений на строительство объектов недвижимости;
9.Осуществление контроля за разработкой и реализацией Градостроительной документации и оказание содействия ее разработчикам в согласовании документации с государственными органами;
10. Обеспечение проведения государственной экспертизы градостроительной документации, разделов планов и программ социально-экономического развития;
11.Организация конкурсов на разработку градостроительной и проектной документации.
12.Ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;
13.Формирование и ведение архивных фондов инженерных изысканий для строительства на соответствующих территориях;
14.Рассмотрение предложений об установлении и изменении границ городских и сельских поселений;
15.Осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях;
16.Участие вместе с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству в подготовке материалов по инвентаризации земель,
в передаче земельных участков в муниципальную, частную собственность, в пользование и аренду;
17.Осуществление контроля за соблюдением законодательства о градостроительстве;
18.Осуществление информационного обеспечения граждан и местных органов архитектуры и градостроительства в области градостроения;
19.Осуществление полномочий, установленных Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»;
20.Участие в международном сотрудничестве в области градостроительной деятельности.
В целом нормативные правовые материалы и практика градостроительной деятельности показывают, что на определенной территории достигается высокая производительность с меньшим расходованием ресурсов на воспроизводство и деятельность населения, а соответственно более обеспеченная жизнь людей с более полным удовлетворением всех потребностей и возможностью поддержания высокого уровня качества жизни.
Финансирование градостроительной деятельности осуществляется за счет:
• средств местных бюджетов, в том числе средств, поступающих от платы за землю на социальное и инженерное обустройство территорий городских и сельских поселений;
• средств заказчиков, инвесторов;
• централизованных средств государственных учреждений и государственных унитарных предприятий;
• средств федерального бюджета;
• средств бюджетов субъектов РФ;
• средств целевых и внебюджетных фондов;
• средств, поступающих от граждан и юридических лиц;
• средств, поступающих от приватизации государственных и муниципальных предприятий;
• средств, поступающих от разрешенной деятельности и услуг,
оказываемых органами архитектуры и градостроительства.