Финансово-правовое регулирование экономической деятельности.

Правовое регулирование - единство социологического, нормативного и практического аспектов. В РФ основной источник права - нормативно-правовые акты. (общеобязательные правила поведения, изданные компетентными правотворческими органами, обеспеченное принудительной силой государства, в случае его неисполнения и влекущие юридическую ответственность за его нарушение). По порядку принятия и юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на: 1. Законы: - Конституция РФ - общепризнанные принципы и нормы. - ФЗ: Фед. конституционные законы, Федеральные законы (в т.ч. кодексы (гражданский, арбитражный, процессуальный, уголовный, трудовой)). - Законы СРФ - Конституции СРФ - Уставы СРФ 2. Подзаконные нормативные акты: - Указ Президента РФ - Постановления Правительства РФ - Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти РФ, СРФ, органов Мсу 3. Международные договоры и соглашения РФ. Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. Используя бюджетную, налоговую, таможенную, инвестиционную и денежно-кредитную политику, государство оптимизирует пропорции хозяйственного комплекса по видам экономической деятельности. Методами гос. финансового регулирования пропорций по видам экономической деятельности являются: - налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.); - амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации); - различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, бюджетные кредиты, инвестиции и т.д.); - льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых организаций обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

42. Предпринимательская деятельность: понятие и содержание.

Предпринимательская деятельность (ст. 2 ГК РФ) - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Признаки предпринимательской деятельности: 1. Систематичность, т.е. осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени. 2. Самостоятельность, выделяют имущественную (наличие обособленного собственного имущества) и организационную (возможность принимать самостоятельные решения в процессе предпринимательской деятельности) самостоятельность. 3. Рисковый характер (сопряжена с риском). 4. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. 5. Легализованный характер. (может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке в качестве предпринимателей). 6. Направленность на систематическое получение прибыли. 7. Признак профессионализма предполагает наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. По виду или назначениюпредпр. деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую и т.д. По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также в собственности общественных объединений. По количеству собственников: индивидуальной и коллективной. Формы предпринимательства: организационно-правовые (товарищества, общества, кооперативы), организационно-экономические (концерны, ассоциации, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы)

43. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Согласно ст. 3 № 294-ФЗ «О Защите прав…» основными принципами защиты являются: 1) уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; 2) презумпция добросовестности юр. лиц, ИП; 3) открытость и доступность для юр. лиц, ИП НПА РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении гос./мун. контроля (надзора), информации об организации и осуществлении гос./мун. контроля (надзора), о правах и об обязанностях органов гос./мун. контроля (надзора), их должностных лиц, за искл. информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ; 4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа гос./мун. контроля (надзора), их должностных лиц; 5) недопустимость проводимых в отношении одного юр. лица или одного ИП несколькими органами гос./мун. контроля (надзора), проверок исполнения одних и тех же обязательных требований; 6) недопустимость требования о получении юр. лицами, ИП разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами гос. власти, органами Мсу, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ 7) ответственность органов гос./мун. контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении гос./мун. контроля (надзора); 8) недопустимость взимания органами гос./мун. контроля (надзора) с юр. лиц, ИП платы за проведение мероприятий по контролю; 9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю. В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 294-ФЗ вред, причиненный юр. лицам, ИП вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа гос./мун. контроля (надзора), признанных в установленном законодательством РФ порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.



Наши рекомендации