Ответственный исполнитель: к.э.н. А.В. Большаков

Учреждение Российской Академии наук

Институт проблем рынка РАН

Научный отчет по теме:

«Экономический анализ механизма взимания нотариусами субъектов Российской Федерации платы за услуги правового и технического характера»

Научный руководитель: академик РАН Н.Я. Петраков

Ответственный исполнитель: к.э.н. А.В. Большаков

Москва

Экономические механизмы функционирования небюджетного нотариата

Финансовая результативность деятельности нотариусов.

2.1. Структура доходов и расходов нотариусов[5]

Виды нотариальных действий Количество нотариальных действий в месяц Госпошлина, руб. (в том случае, если используется адвалорная ставка, указан средний размер взыскиваемой суммы) Валовой доход, руб.
Удостоверение доверенностей на совершение сделок, требующих нотариальной формы
Удостоверение сделки передоверия по доверенности, в случаях, если такая сделка требует обязательной нотариальной формы
Удостоверение договоров об ипотеке от 200 до 3000; в среднем - 1600
Удостоверение договоров уступки требования, основанного на сделке, совершенной в нотариальной форме
Удостоверение договоров ренты
Удостоверение соглашения об уплате алиментов
Удостоверение брачного договора
Удостоверение завещаний
Совершение морского протеста
Совершение исполнительной надписи   0,5% при средней взыскиваемой сумме 400 рублей  
Засвидетельствование подлинности подписи, если это обязательно в соответствии с законодательством РФ
Выдача свидетельств о праве на наследство
Принятие мер по охране наследственного имущества
Выдача дубликатов (копий) документов
Совокупный валовой доход за месяц 97 586
Совокупный валовой доход за год 1 171 032
Совокупные расходы за год 3 400 000[6]
Чистый доход до налогообложения (валовой доход – совокупные расходы) -2 228 968

Как показывают расчеты, взимание нотариусами стоимости услуг, предусмотренных ст. 333.24 НК РФ (Гл. 25.3) и в ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате, не обеспечивает даже покрытия себестоимости (совокупных затрат): убыток нотариальной среднестатистической нотариальной конторы составил бы 2 млн. 229 тыс. руб. В данной ситуации очевидна необходимость взимания платы за услуги правового и технического характера.

Экономическое обоснование установления нотариальными палатами субъектов Российской Федерации платы за услуги правового и технического характера с учетом специфики социально-экономического положения регионов.

Нотариусы, работающие в разных регионах и в разных нотариальных округах, поставлены в неравные условия, поскольку их способность извлекать доход определяется не уровнем их квалификации, не активностью и профессионализмом, проявленными при оказании нотариальных услуг, а уровнем платежеспособности граждан и организаций субъекта Российской Федерации, в котором находится нотариальная контора.

Естественно, в этих условиях в распоряжении нотариуса должны находится экономические рычаги, позволяющие компенсировать финансовые потери за счет гибкого ценообразования на услуги правового и технического характера. Поэтому, для того чтобы уравнять шансы нотариусов на достижение самоокупаемости и самофинансирования их собственной деятельности, при расчете нотариального тарифа целесообразно учитывать межрегиональную дифференциацию финансовой обеспеченности их клиентов – физических и юридических лиц. Формой учета уровня доходов должно быть экономически обоснованное установление коэффициентов межрегиональной дифференциации, для расчета которых существует три варианта:

1. Расчет коэффициентов (Кн) исходя из уровня дохода населения субъектов Российской Федерации (на ежегодной основе). Данный принцип расчета учитывает уровень жизни населения напрямую.

2. Расчет коэффициентов (Ко) исходя из финансовой результативности (деловой активности) функционирования организаций региона (на ежегодной основе). Данный принцип расчета учитывает уровень жизни населения лишь косвенно, а потому должен учитываться при определении нотариального тарифа лишь в том случае, если таким образом необходимо компенсировать низкий уровень рентабельности нотариальной деятельности.

3. Расчет коэффициентов (на ежегодной основе) исходя из динамики изменения одновременно обоих параметров посредством перемножения коэффициента межрегиональной дифференциации доходов и коэффициента деловой активности предприятий данного региона.

В первом из вышеперечисленных вариантов расчета уровень жизни населения является ориентиром и ограничителем потенциала роста доходов нотариусов: при снижении уровня жизни тарифы должны корректироваться в сторону уменьшения; но справедлив и обратный тезис: чем выше уровень жизни, тем большей должна быть возможность нотариуса извлекать доход. Коэффициент для данного региона (Кн) может быть рассчитан как отношение среднедушевых денежных доходов населения данного региона к среднедушевым денежным доходам региона, в котором этот показатель является наименьшим по стране[8] (см. Приложения 1 и 2):

Ответственный исполнитель: к.э.н. А.В. Большаков - student2.ru

Альтернативным способом расчета коэффициента может быть такой, при котором за базовый показатель берется среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций субъекта Российской Федерации (см. Приложение 3):

Ответственный исполнитель: к.э.н. А.В. Большаков - student2.ru

При втором варианте расчета косвенным показателем экономического благополучия коммерческих организаций региона (потенциальных клиентов нотариусов) может служить либо динамика их оборота, либо удельный показатель убыточности, либо удельный показатель сальдированного финансового результата.

Если брать за основу удельный показатель сальдированного финансового результата (тогда необходимо будет совокупный сальдированный результат разделить на число предприятий – см. Приложение 4 и 5), формула будет выглядеть следующим образом:

Ответственный исполнитель: к.э.н. А.В. Большаков - student2.ru

Если брать за основу такой показатель, как удельный вес убыточных организаций, то коэффициент может быть рассчитан как отношение удельного веса убыточных организаций в регионе, где этот показатель является наибольшим по стране, к удельному весу убыточных организаций в регионе, для которого определяется коэффициент (см. Приложение 6):

Ответственный исполнитель: к.э.н. А.В. Большаков - student2.ru

В третьем варианте достигается комбинированный учет обоих параметров, причем ввиду вероятности разнонаправленного изменения благополучия населения и бизнеса (за один и тот же период уровень жизни граждан может существенно снизиться, а успешность коммерческих организаций возрасти) в данном случае появляется возможность использования коэффициентов двух типов – повышательного (например, случае улучшения финансового положения предприятий региона) и понижательного (например, в случае ухудшения финансовой обеспечении населения региона):

Ответственный исполнитель: к.э.н. А.В. Большаков - student2.ru

Для целей нашего анализа целесообразно осуществить расчет по первому из предложенных вариантов, поскольку в этом случае есть возможность прямого учета дифференциации доходов населения разных регионов, путем умножения величин нотариальных тарифов на значения коэффициента (Приложение 2) . Так, значение коэффициента для г. Москвы составляет 6,2. Это означает, что нотариальные тарифы, действующие в республике Ингушетия (где коэффициент составляет 1, так как этот регион с наименьшим размером среднедушевого дохода был принят за базу расчета), с экономической точки зрения целесообразно скорректировать в сторону увеличения в 6,2 раз, для того чтобы получить величину московского тарифа. Другое дело, что по социальным (разрыв доходов богатейших и беднейших социальных страт) или техническим (уровень инфляции) причинам конкретная величина увеличения может варьироваться.

3. Выводы и рекомендации.

Основные выводы исследования таковы:

1. Экономически целесообразным представляется обеспечение финансовой независимости нотариусов посредством четкой фиксации на законодательном уровне их права взимать плату за услуги правового и технического характера, обеспечивающую получение дохода, превышающего себестоимость оказания нотариальных услуг.

2. Экономически и социально обоснованным является учет региональной дифференциации доходов населения субъектов Российской Федерации при формировании размеров нотариального тарифа. Поскольку уровни финансовой обеспеченности граждан Российской Федерации сильно разнятся в зависимости от региона проживания, цены на услуги нотариусов также должны содержать поправку на региональную дифференциацию доходов населения. Для этих целей необходимо рассчитывать коэффициенты региональной дифференциации доходов населения и учитывать их величину при расчете тарифов.

3. Важным условием квалифицированного выполнения нотариусами своих функций является повышение их финансовой защищенности. При этом экономически оправдано создание за счет аккумуляции финансовых ресурсов фонда развития нотариальной деятельности в рамках системы финансового обеспечения деятельности отдельной нотариальной конторы. Цель создания фонда развития – накопление средств, которые в долгосрочной перспективе позволят нотариусу: а) выкупить нотариальную контору в собственность; б) регулярно осуществлять вложение средств в интеллектуальный капитал; в) организовывать обучение сотрудников нотариальных контор.

4. Целесообразно использование регрессивной пропорциональной шкалы нотариального тарифа, так как ее применение позволит, во-первых, обеспечить справедливую оплату труда нотариусов, а во-вторых, будет способствовать выводу значительной части сделок из сферы теневой экономики.

5. Действующее налоговое законодательство в части установления размеров государственной пошлины за совершение нотариальных действий (Гл. 25.3, ст. 333.24) не соответствует целям обеспечения финансовой независимости нотариусов: размеры госпошлины установлены произвольно, они не имеют под собой экономического обоснования. Оплата услуг в соответствии с зафиксированными в налоговом законодательстве величинами нотариального тарифа не позволила бы нотариусам обеспечить даже компенсацию себестоимости совершения нотариальных действий. В этих условиях является важным закрепление в налоговом законодательстве права нотариусов взимать плату за услуги правового и технического характера, причем при определении размеров этой платы должны учитываться экономические особенности субъектов Российской Федерации.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций
(рублей; 1990, 1995 гг. – тыс. руб.)

   
  Российская Федерация1) 0,303 472,4 2223,4 3240,4 4360,3 5498,5 6739,5 8554,9 10633,9 13593,4 17290,1
  Центральный федеральный округ 0,285 418,7 2173,0 3265,9 4432,6 5872,8 7276,3 9621,8 12117,4 15876,7 20665,7
  Белгородская область 0,271 365,9 1717,0 2505,0 3493,2 4468,6 5284,4 6775,4 8336,9 10479,5 13508,5
  Брянская область 0,264 288,4 1213,1 1817,0 2612,5 3316,0 4196,1 5235,3 6533,5 8189,6 10220,1
  Владимирская область 0,266 339,7 1573,4 2291,7 3165,7 4024,6 4750,9 6066,8 7434,9 9688,1 12126,1
  Воронежская область 0,257 294,6 1376,0 1912,3 2579,7 3549,1 4340,6 5382,2 6750,3 8730,9 11490,2
  Ивановская область 0,259 304,8 1184,3 1763,8 2595,1 3254,6 4078,9 5143,7 6362,6 8171,6 10208,8
  Калужская область 0,271 348,3 1664,3 2485,6 3457,3 4489,3 5642,8 7066,4 8592,5 10926,8 14085,2
  Костромская область 0,264 369,0 1508,3 2190,6 3068,1 3869,3 4723,2 5974,6 7325,8 9058,1 11456,9
  Курская область 0,253 320,6 1453,6 2011,3 2866,0 3973,7 4889,1 5475,9 6924,9 8856,8 11437,4
  Липецкая область 0,255 404,5 1880,8 2637,5 3388,5 4394,8 5485,3 6929,4 8634,3 10907,1 13372,4
  Московская область 0,284 415,3 2269,3 3450,0 4802,6 6071,2 7399,2 9557,7 12263,4 16234,5 21502,8
  Орловская область 0,274 299,9 1535,0 2245,8 3028,7 3563,5 4392,9 5430,6 6773,7 8610,7 11152,2
  Рязанская область 0,265 357,6 1462,4 2188,8 3094,9 4028,1 4964,8 6149,7 7677,1 9796,6 12686,3
  Смоленская область 0,264 305,6 1656,4 2383,8 3323,0 4173,3 5012,0 6190,6 7474,7 9552,1 12050,7
  Тамбовская область 0,247 288,1 1234,5 1760,5 2554,6 3303,6 4081,4 5008,5 6275,9 7903,0 10295,7
  Тверская область 0,260 376,2 1574,5 2343,2 3306,5 4267,9 5385,9 6486,3 8040,3 10177,0 13064,7
  Тульская область 0,266 358,5 1654,9 2408,8 3270,5 4205,5 5172,3 6412,4 7851,0 10137,1 12994,1
  Ярославская область 0,273 380,9 1905,8 2830,6 3889,5 4952,1 6164,1 7366,2 8994,5 11214,8 13802,9
  г. Москва 0,337 584,1 3229,3 4924,2 6388,4 8611,6 10634,0 14424,6 17997,9 23623,3 30552,1
  Северо-Западный федеральный округ 0,325 528,9 2531,5 3655,1 5067,9 6143,7 7518,1 9487,2 11851,3 15256,1 19396,0
  Республика Карелия 0,333 604,0 2559,0 3412,8 4653,1 5692,0 6935,1 8730,3 10697,4 13342,1 16892,9
  Республика Коми 0,427 877,5 3558,6 5177,7 6505,8 7884,2 9481,5 11612,1 14082,2 17077,3 20826,9
  Архангельская область 0,347 614,0 2621,0 3700,5 4971,7 6242,6 7887,5 9874,3 11725,0 14400,3 18181,3
  в том числе Ненецкий автономный округ 0,510 739,2 5065,9 9225,9 12626,8 15918,3 19024,7 23016,8 28591,6 34380,7 41181,1
  Вологодская область 0,286 562,0 2561,9 3510,8 4497,0 5497,5 6970,6 8827,9 10666,6 12913,9 16115,3
  Калининградская область 0,278 374,9 1750,4 2582,4 3703,0 4743,3 5559,6 6781,3 9720,3 12750,3 15420,3
  Ленинградская область 0,282 409,1 2178,8 3258,4 4527,5 5466,1 6673,2 8595,9 10214,8 13154,8 17519,0
  Мурманская область 0,466 851,5 3746,9 5387,2 7222,6 8645,5 10176,6 12509,6 15162,0 18581,0 23762,8
  Новгородская область 0,280 361,1 1742,5 2474,8 3443,0 4393,4 5502,8 6940,8 8907,5 11004,9 13685,2
  Псковская область 0,267 309,9 1470,7 2069,9 2919,5 3762,0 4542,6 5734,5 6973,0 8950,5 11380,8
  г. Санкт-Петербург 0,310 443,2 2511,5 3695,3 5434,7 6467,5 7931,1 10133,9 13033,2 17552,0 22473,4
  Южный федеральный округ1) 0,267 315,5 1481,0 2159,2 2974,4 3699,2 4648,4 5800,3 7221,4 9219,4 11733,9
  Республика Адыгея 0,238 296,1 1302,5 1832,1 2612,6 3317,5 4266,3 5123,0 6414,4 8056,4 10096,9
  Республика Дагестан 0,188 172,1 878,7 1171,9 1834,3 2409,2 3000,1 3659,8 4530,0 5696,4 7595,1
  Республика Ингушетия (1990 г. – включая Чеченскую Республику) 0,230 233,5 1243,6 1758,2 2729,2 3576,0 4002,8 5448,9 6432,0 7285,4 8913,8
  Кабардино-Балкарская Республика 0,251 237,0 1180,6 1625,1 2269,4 2877,1 3515,6 4653,3 5851,4 7213,9 9033,9
  Республика Калмыкия 0,284 243,8 1220,0 1759,1 2533,7 2960,8 3605,7 4495,0 5562,2 7101,2 9083,1
  Карачаево-Черкесская Республика 0,248 260,1 1130,9 1637,0 2425,7 3080,9 3696,2 4710,1 5870,9 7558,4 9383,6
  Республика Северная Осетия - Алания 0,236 244,7 1166,7 1702,7 2446,9 2792,6 3457,2 4722,3 5918,4 7625,8 9150,9
  Чеченская Республика (1990 г. – включая Республику Ингушетия) 0,230 ... 881,8 1589,8 2507,7 3807,8 6715,9 8078,0 9916,7 11762,8
  Краснодарский край 0,278 324,6 1697,6 2495,3 3365,4 4033,1 5155,3 6462,3 7975,5 10260,0 13162,5
  Ставропольский край 0,283 312,6 1438,4 2098,7 2837,4 3512,2 4497,4 5416,3 6732,9 8647,7 11109,5
  Астраханская область 0,261 362,0 1898,7 2660,9 3530,0 4431,6 5495,4 6884,2 8157,9 9866,9 12339,8
  Волгоградская область 0,286 387,9 1690,4 2392,5 3132,7 3989,3 4885,1 6160,0 7746,6 9770,2 12001,8
  Ростовская область 0,281 328,8 1360,5 2092,2 3002,1 3806,1 4797,5 5944,7 7568,9 9779,6 12539,0
Приволжский федеральный округ 0,269 388,9 1783,0 2562,5 3412,1 4235,3 5149,9 6473,3 8118,0 10347,4 13209,9  
Республика Башкортостан 0,269 415,9 1932,9 2836,8 3717,9 4449,4 5389,4 6612,0 8632,3 11027,1 14084,1  
Республика Марий Эл 0,254 254,4 1164,8 1656,9 2401,5 3105,8 3783,7 4938,2 6343,5 8404,3 10534,6  
Республика Мордовия 0,248 276,6 1107,6 1635,8 2444,1 3251,6 4013,6 5060,7 6358,4 8103,0 10530,5  
Республика Татарстан 0,269 428,4 2010,2 2936,1 3735,6 4530,0 5452,8 7067,8 8849,9 11468,6 14904,0  
Удмуртская Республика 0,287 352,4 1741,5 2594,8 3444,6 4349,9 5130,5 6373,3 7798,4 9838,6 12153,8  
Чувашская Республика 0,237 253,0 1196,2 1726,4 2461,3 3215,0 4048,2 5073,1 6436,7 8703,2 11146,6  
Пермский край 0,282 470,4 2433,7 3421,9 4286,6 5283,5 6211,8 7748,9 9516,2 11856,0 14774,1  
Кировская область 0,280 334,4 1521,7 2121,5 2928,6 3640,9 4540,6 5695,8 6960,3 8861,5 10971,0  
Нижегородская область 0,266 397,9 1697,6 2508,2 3404,1 4205,9 5255,7 6533,4 8111,7 10302,0 13467,7  
Оренбургская область 0,282 418,0 1848,8 2459,6 3141,8 3898,1 4734,8 6163,5 7685,1 9619,6 12087,2  
Пензенская область 0,251 261,2 1258,0 1752,3 2501,1 3474,4 3911,1 5206,8 6344,0 8566,4 11723,1  
Самарская область 0,275 531,4 2214,0 3157,3 4228,0 5138,9 6275,9 7764,9 9614,2 11920,7 14674,9  
Саратовская область 0,264 284,7 1391,5 1953,3 2706,6 3456,2 4301,4 5439,3 7009,7 9108,3 12008,3  
Ульяновская область 0,265 325,4 1429,0 2035,2 2867,1 3621,4 4372,3 5343,8 6708,0 8412,7 10895,0  
Уральский федеральный округ 0,356 670,2 3486,5 5168,6 6588,6 8085,7 9692,5 11679,5 14306,9 17837,6 21826,0  
Курганская область 0,291 339,4 1461,9 2064,3 2892,3 3664,6 4538,4 5691,5 7295,6 8883,1 11318,8  
Свердловская область 0,301 501,8 2273,8 3246,1 4473,1 5607,0 6928,4 8675,9 10772,3 13986,9 17526,7  
Тюменская область 0,499 1160,6 6706,8 9980,0 12083,3 14584,1 16956,5 19838,4 23728,7 28565,0 33876,5  
в том числе:                        
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 0,574 1392,0 8492,2 12589,8 14634,3 17209,3 19660,0 22828,5 26826,3 32227,9 37412,0  
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,640 1758,8 8964,7 12577,1 15876,2 20027,2 23890,2 27534,1 32336,4 37363,5 44168,7  
Челябинская область 0,304 463,7 2086,2 2959,0 3847,2 4838,5 5959,6 7462,7 9356,5 11897,5 14829,2  
Сибирский федеральный округ 0,327 553,3 2269,6 3190,8 4309,5 5325,3 6507,8 8109,7 9877,5 12344,8 15381,4  
Республика Алтай 0,248 324,9 1248,2 1902,3 3058,3 3816,7 4549,9 5736,1 7438,1 9228,2 11453,9  
Республика Бурятия 0,315 503,8 1923,7 2734,7 3941,1 5011,2 6162,7 7650,5 9190,1 11528,6 14417,0  
Республика Тыва 0,265 394,5 1582,0 2385,0 3757,9 4698,1 5469,9 6814,4 8647,2 10701,6 13614,6  
Республика Хакасия 0,295 554,8 2193,0 3067,1 4093,9 5054,1 6160,8 7770,8 9443,1 11251,2 14488,4  
Алтайский край 0,299 332,2 1364,8 1870,4 2567,6 3147,5 3955,3 4913,8 6147,0 7804,7 9731,5  
Забайкальский край 0,318 503,7 2106,3 2871,8 4246,2 5442,2 6671,6 8152,7 9942,6 12161,5 15142,5  
Красноярский край 0,354 754,8 3503,4 4813,3 6171,4 7366,8 8673,7 10502,4 12471,7 15510,0 18934,7  
Иркутская область 0,351 738,4 2694,7 3642,7 5024,7 6137,6 7329,3 9125,3 11103,1 13770,0 17072,1  
Кемеровская область 0,351 671,3 2425,4 3312,7 4248,3 5263,6 6706,6 8653,6 10407,7 12554,9 15410,0  
Новосибирская область 0,316 391,4 1819,1 2657,8 3708,8 4623,5 5833,4 7264,3 9165,6 12017,0 15713,6  
Омская область 0,290 396,1 1466,1 2294,8 3452,9 4426,9 5482,5 7124,3 8866,6 11003,6 13524,8  
Томская область 0,358 546,0 2544,9 4055,1 5235,2 6685,4 7972,2 9609,9 11317,2 14429,0 17675,3  
Дальневосточный федеральный округ 0,445 806,9 3113,6 4298,0 5979,1 7554,7 9115,2 11507,9 13711,4 16713,0 20778,3  
Республика Саха (Якутия) 0,528 1154,0 4539,1 6052,3 8171,8 9697,4 11315,3 13436,9 16167,5 19409,2 23815,9  
Камчатский край 0,589 1213,8 4448,5 6157,2 8678,6 10319,6 12297,7 15477,1 18540,9 21814,7 27254,2  
Приморский край 0,371 648,6 2383,2 3302,5 4514,8 5793,1 7033,4 8925,7 10903,1 13174,1 16805,1  
Хабаровский край 0,390 669,7 2800,0 3997,4 5612,2 7368,5 8948,4 11335,6 12887,6 15883,5 18984,5  
Амурская область 0,390 612,0 2232,2 3147,0 4692,2 5930,2 7353,7 9391,8 11110,8 13534,4 16665,0  
Магаданская область 0,639 1107,4 4247,9 5614,3 7444,3 9386,0 11174,6 14672,6 17747,2 22101,6 28030,4  
Сахалинская область 0,489 872,8 3680,8 4979,2 6959,3 9331,0 11711,1 15242,6 18842,1 23346,3 30060,4  
Еврейская автономная область 0,335 497,6 1982,4 2790,3 4203,9 5409,6 6513,8 8190,2 9529,1 11968,9 15037,5  
Чукотский автономный округ 0,646 1681,4 5686,5 8215,5 13501,7 17270,7 18618,2 23314,4 25703,0 30859,1 38317,4  
__________ 1) 2005, 2006 гг. - без учета данных по Чеченской Республике.  
                           

Приложение 4

Число предприятий и организаций1) (на конец года)

 
Российская Федеpация
Центральный федеральный округ
Белгоpодская область
Бpянская область
Владимиpская область
Воpонежская область
Ивановская область
Калужская область
Костpомская область
Куpская область
Липецкая область
Московская область
Оpловская область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Твеpская область
Тульская область
Яpославская область
г. Москва
Севеpо-Западный федеральный округ
Республика Каpелия
Республика Коми
Аpхангельская область
в том числе Ненецкий автономный округ ... ... 626
Вологодская область
Калинингpадская область
Ленингpадская область
Муpманская область
Новгоpодская область
Псковская область
г. Санкт-Петеpбуpг
Южный федеральный округ
Республика Адыгея ...
Республика Дагестан
Республика Ингушетия (1990 г. – включая Чеченскую Республику)
Кабаpдино-Балкаpская Республика
Республика Калмыкия
Каpачаево-Чеpкесская Республика ...
Республика Севеpная Осетия - Алания
Чеченская Республика (1990 г. – включая Республику Ингушетия)
Кpаснодаpский кpай
Ставpопольский кpай
Астpаханская область
Волгоградская область
Ростовская область
  Приволжский федеральный округ
  Республика Башкоpтостан
  Республика Маpий Эл
  Республика Моpдовия
  Республика Татаpстан
  Удмуpтская Республика
  Чувашская Республика
  Пеpмский край
  Киpовская область
  Нижегоpодская область
  Оpенбуpгская область
  Пензенская область
  Самаpская область
  Саpатовская область
  Ульяновская область
  Уральский федеральный округ
  Куpганская область
  Свеpдловская область
  Тюменская область
  в том числе:                      
  Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  Ямало-Ненецкий автономный округ

Наши рекомендации