Раздел 8. Развитие среды проживания горожан
Жилищное хозяйство
Общий объем жилищного фонда Екатеринбурга продолжает ежегодно увеличиваться за счет стабильного роста объемов жилищного строительства. Продолжается процесс приемки в муниципальную собственность ведомственного и государственного жилого фонда. В 2005 году произошло снижение объемов передачи фонда с 420 тыс.кв.м до 230 тыс.кв.м из-за отсутствия у передающей стороны средств на восстановительный (или капитальный) ремонт, а также длительных сроков оформления разрешения на передачу в Мингосимуществе РФ. В 2006 году по первому варианту планируется принять в муниципальную собственность 0,08 млн.кв.м, по второму варианту – 0,6 млн.кв.м за счет КЭЧ ПурВО, 2-я Екатеринбургская КЭЧ – 562,8 тыс.кв.м, Уралтрансмаш – 10,2 тыс.кв.м, ФГУП «Свердловскавтодор» – 13,4 тыс.кв.м, Свердловская киностудия – 7,6 тыс.кв.м.
Прогноз объемов текущего ремонта планируется на 12% выше уровня 2005 года. Стоимость работ по текущему ремонту на 2006 год проиндексирована в соответствии с инфляционными коэффициентами. Также предполагается увеличение объемов капитального ремонта жилищного фонда на 18%. Увеличение суммы капитального ремонта в 2006 году обусловлено федеральным стандартом на капитальный ремонт, в том числе за счет средств населения.
В связи с планируемым повышением доли оплаты населением коммунальных услуг до 100% ожидается дальнейший рост задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги в абсолютных цифрах на 20-30%. Управление жилищно-коммунального хозяйства произвело расчет прогнозируемых сумм задолженности в 2006 году на основании индексов роста стоимости услуг и скорректировало его с учетом увеличения доли оплаты населения до 100% (плановый коэффициент 1,3).
По объему начисляемых жилищных субсидий рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и увеличение охвата субсидиями тех, кто имеет на них право, будет отчасти компенсироваться увеличением доходов населения и снижением уровня бедности. Соответствующие расчеты показывают, что в 2006 году объем начисляемых субсидий может возрасти с 80 млн.руб. в текущем году до 100-105 млн. руб. В любом случае это меньше, чем было в 2003-2004 г.г. (соответственно 138 и 110 млн. руб.).
В 2006 году планируется дальнейшее повышение эффективности работы жилищно-коммунальных предприятий, увеличение оперативности устранения аварийных ситуаций, в результате чего прогнозируется снизить показатели недопоставки (отсутствия) услуг по горячей воде с 7000 до 2000 тысяч квартиро-дней, по холодной воде – с 1500 до 1400 тысяч квартиро-дней, по отоплению – с 230 до 180 тысяч квартиро-дней (по жилищному фонду, расчеты за обслуживание которым проходят через ЕРЦ).
Коммунальное хозяйство
В 2006 году продолжится приемка в муниципальную собственность сетей от ведомственных предприятий. При оптимистическом прогнозе возможно принятие 60 км тепловых сетей и 120 км водопроводных и канализационных сетей. В итоге в муниципальной собственности на конец 2006 года будет находиться 94% тепловых сетей, 96% водопроводных и 80% канализационных сетей.
Дальнейшая приемка в муниципальную собственность тепловых сетей от ведомств приведет к увеличению протяженности сетей, нуждающихся в капитальном ремонте. Ежегодные объемы капитального ремонта, составляющие около 6% от потребности, практически не меняют сложившуюся ситуацию, которая, в свою очередь, непосредственно влияет на рост показателя, отражающего аварийность теплосетей. По оценке 2005 года, количество повреждений на сетях теплоснабжения выше контрольного показателя на 24%, это обусловлено изношенностью принимаемых сетей (более 70%) и большим износом сетей в зоне предприятия Градмаш. При благоприятном сценарии в 2006 году показатели капитального ремонта тепловых сетей могут вырасти при условии утверждения в тарифах составляющей, необходимой для выполнения максимальных объемов ремонта. В этом случае в 2006 году может быть осуществлено снижение аварийности на тепловых сетях на 15%.
Планируется, что, начиная с 2006 года, протяженность водопроводных сетей, нуждающихся в капитальном ремонте, начнет снижаться. В 2006 г. предполагается также стабилизировать показатели аварийности на водопроводных сетях. Объемы капитального ремонта сетей водоснабжения и канализации останутся на прежнем уровне. В соответствии со стратегическими проектами «Развитие централизованных систем питьевого водоснабжения» и «Развитие централизованных систем водоотведения» на 2006 год планируется проведение следующих работ: продолжение реконструкции Северной аэрационной станции, расширение её с увеличением производительности до 140 тыс.куб.м/сут., водовод по ул.Татищева, водовод по пер.Аятский, начало работ по водоводу на Московском тракте- ул.Онуфриева, строительство новой скважины и водовода в пос.Рудный, восстановление участков коллекторов на ряде улиц города.
В 2005 году закончено строительство газопроводавысокого давления от п.Горный Щит до оз.Чусовское (19 км). В 2006 году в соответствии со стратегическим проектом «Развитие городских газовых сетей» планируется: строительство газопровода высокого давления на двух участках (ГРП-2 – ЗФС и ЗФС – Северка, Палкино), строительство газопроводов низкого давления по мере освоения новых территорий, развитие которых предусмотрено Генеральным планом, ликвидация резервуарных установок сжиженного газа в п.Медный и в п.Северка с переводом жилых домов на газоснабжение природным газом.
В соответствии со стратегическим проектом «Развитие городских электрических сетей» в 2006 году запланированы следующие работы: строительство ПС Петрищевская и реконструкция сети 110 кВ западной части города, реконструкция ПС Московская и сети 10 кВ, реконструкция ПС 110 кВ Бархотка и сети 10 кВ, реконструкция ПС Нагорная, Западная, Новая и сетей 10 кВ, строительство ПС 110 кВ Островская и сетей 10 кВ.
Начало реализации городской целевой программы «Внедрение подомового и поквартирного учета тепловой энергии, горячей и холодной воды» позволит стимулировать мероприятия по энергосбережению, не допустить роста потребляемых энергетических и водных ресурсов и снизить напряженность во взаимоотношениях Поставщик-Потребитель.
Жилищная политика
В связи с вступлением в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004г. № 188-ФЗ), проводимая Администрацией города Екатеринбурга жилищная политика направлена, во-первых, на обеспечение жильем малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, и, во-вторых, на обеспечение благоустроенным жильем граждан, выселяемых из домов, подлежащих сносу.
Основными источниками обеспечения жильем граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, в городе Екатеринбурге являются жилые помещения, освободившиеся в связи с прекращением предыдущего договора найма, средства городского целевого бюджетного фонда «Улучшение жилищных условий социально незащищенных категорий граждан и отселение из ветхого жилищного фонда», а также средства федерального и областного бюджетов.
В 2006 году планируется обеспечить благоустроенным жильем на условиях социального найма 225 семей (по первому варианту прогноза), из них порядка 40% семей – за счет целевых средств федерального и областного бюджетов, а 60% – за счет собственных возможностей города.
В 2006 году ожидается предоставление благоустроенных жилых помещений 30 семьям сирот, из них 20 семьям – за счет средств областного бюджета в соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
По сравнению с 2004 годом, в 2005 году в 5 раз увеличилось количество семей из числа участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, обеспеченных жильем на условиях социального найма. В 2006 году планируется увеличить данный показатель ещё на 25%.
В 2006 году Администрацией города будет продолжена работа по приему государственных общежитий в муниципальную собственность с одновременным снятием с них такого статуса. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к муниципальным общежитиям применяются нормы договора социального найма на жилые помещения. В этой связи Администрация города планирует организовать работу по приведению общежитий в соответствие с установленными требованиями и заключению с проживающими в них гражданами договоров социального найма.
Предположительно в 2005 – 2006 годах из числа объектов специализированного жилищного фонда будет исключено 42 дома и около 7000 семей станут нанимателями жилых помещений в них на условиях социального найма.
В 2006 году переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет осуществляться в рамках городской целевой программы «Переселение жителей муниципального образования «город Екатеринбург» из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005 – 2010 годы», предусматривающей консолидацию ресурсов бюджетов всех уровней и внебюджетных средств. При условии выполнения объемов финансирования, предусмотренных программой, количество семей, отселенных из ветхих и аварийных жилых домов, увеличится относительно 2005 года на 54% (по второму варианту).
В связи с тем, что новый Жилищный кодекс РФ усложнил процедуру перевода жилых помещений в категорию нежилых, то по пессимистическому сценарию на 2006 год прогнозируется небольшое увеличение объемов перевода помещений (до 8%). В том случае, если предприниматели адаптируются к нововведениям, то по оптимистическому сценарию объем перевода помещений увеличится на 80% по отношению к 2005 году.