Система подпрограмм и мероприятий программы: использование ИКТ для развития города
Раздел 2.1. Информатизация городского управления (реализация платформы электронного правительства)
Последние годы характеризуются повышенным вниманием, которое правительства разных стран и регионов уделяют более оперативному и эффективному отклику на запросы граждан и организаций на основе широкомасштабного применения ИКТ, идет процесс создания так называемых «электронных правительств». Перенося государственные информационные ресурсы (и сервисы) в интернет, и предоставляя возможности самообслуживания в онлайновой среде, власти повышают эффективность деятельности своих структурных подразделений, обеспечивают прозрачность принимаемых решений, более качественно обслуживают граждан и организации.
При этом большинство стран Европы и США выделяют четыре стадии, характеризующие степень сложности и полноты оказываемых через интернет услуг и предоставляемой информации. В частности, процесс перехода к «электронному правительству» в рамках программы «Электронная Европа» (eEurope), предполагает 4 стадии: информирование – предоставление информации в режиме реального времени об оказываемых услугах, режиме работы госучреждений, публикации, объявления и т.п.; одностороннее взаимодействие – самостоятельное направление гражданами и организациями различной информации во властные органы; двустороннее взаимодействие – обработка в режиме реального времени полученной от граждан и организаций информации служащими властных структур; осуществление транзакций – решение конкретных запросов в режиме реального времени, принятие решений, доставка, оплата услуг.
В России работы по созданию платформ «электронной правительства» только начинаются, так, например, в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» предусмотрена реализация в ближайшие годы проекта создания специализированной информационной системы «Правительственный портал», ряда других программных мероприятий по созданию систем электронного документооборота, электронных госзакупок и т.д.. В рамках проекта создания Правительственного портала будет создана система, обеспечивающая открытость деятельности федеральных органов исполнительной власти; выбор информационных ресурсов и сервисов «Правительственного портала» для взаимодействия с гражданами и организациями; взаимодействие органов власти между собой при наполнении и сопровождении информационных ресурсов «Правительственного портала», а также при организации совместных сетевых сервисов и т.д.
Правительственный портал г. Москвы
Постановка проблемы
В Москве накоплен богатый опыт использования ИКТ для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед Правительством Москвы. Городские структуры осуществляют ведение большого числа информационных систем для нужд Правительства Москвы, Московской городской Думы, административных округов и районных Управ, комплексов и департаментов Правительства Москвы. В процессе создания информационных систем для городского управления и местного самоуправления накоплены значительные мощности информационных ресурсов, имеющих высокие потребительские свойства.
В то же время, практически вся эта информация недоступна в режиме прямого доступа различным структурным подразделениям органов власти. Практически отсутствуют базовые онлайновые сервисы, присущие «электронному правительству».
Имеется настоятельная потребность реализации общегородской платформы «электронной власти Москвы» с организацией доступа к городским информационным ресурсам и сервисам через единый общегородской портал, обеспечивающий сбор и агрегирование информации из различных источников, персонализацию и управление доступом, а также инструменты интерактивного взаимодействия. При этом также должна быть учтена перспектива интеграции «Правительственного портала Москвы» в единую сетевую информационно-коммуникационную инфраструктуру России.
Потребности продвижения интересов столицы в регионы России, ускорение процессов интеграции в мировую экономику диктуют необходимость совершенствования организации межрегиональных и международных связей Москвы, создания специализированного раздела сопровождения межрегионального и международного сотрудничества.
Многообразие и сложность информационных систем Москвы сопоставимы с информационными системами отдельных европейских государств. При этом такие государства как Великобритания и ряд других пошли по пути создания универсальной инфраструктуры интеграции, которая, например, в Великобритании получила название «Правительственный Шлюз».
Информационно-коммуникационный шлюз (ИКШ) - центр интеграции государственных информационных систем. Роль ИКШ состоит в обеспечении того, что различные городские ведомства могут быть объединены так, что в итоге гражданину предоставляются интегрированные и прозрачные услуги. ИКШ обеспечит необходимую маршрутизацию и интеграцию сервисов, а также необходимые средства безопасности и аутентификации.
ИКШ города Москвы, как часть Правительственного портала, обеспечит возможность логичного и достаточно простого подключения все новых и новых городских информационных систем к этой единой инфраструктуре интеграции, а значит, в конечном итоге, предоставление гражданам все более сложных, интегрированных услуг в соответствии с принципом «единого окна». Реализуется интеграция информационно-коммуникационной инфраструктуры Москвы с аналогичными ресурсами, создаваемыми в других регионах и в рамках государственной программы «Электронная Россия».
Цели и задачи подпрограммы
Цели подпрограммы:создание специализированной информационной системы «Правительственный портал Москвы», предназначенной для расширения объема информационных ресурсов и услуг, предоставляемых органам власти города Москвы. Создание информационно-коммуникационного шлюза между органами власти и управления города Москвы и обеспечивающего их взаимодействие с федеральными органами власти.
Задачи подпрограммы:
- Создание элементов «электронного правительства» в городе Москве;
- Оптимизация взаимодействия между органами власти и управления в городе Москве;
- Оптимизация взаимодействия между городской властью и федеральными, региональными структурами;
- Обеспечить информационную поддержку принятия управленческих решений органами власти и органами местного самоуправления.