Методология таможенной статистики
Внешней торговли
Методологической основой ведения таможенной статистики внешней торговли страны является Методология таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, утвержденная приказом ГТК России от 28 апреля 1994г. №180.
В Методологии изложены правила и процедуры, которые базируются на рекомендациях Статистической комиссии ООН (Статистика международной торговли. Концепции и определения. ООН. 1982 г.), а также определяются объекты статистического наблюдения в таможенной статистике внешней торговли и порядок их учета, который в значительной степени зависит от применяемой системы учета экспорта и импорта.
В международной статистической практике существуют две общепринятые системы учета экспортно-импортных операций — «специальная» и «общая». При «общей» системе учета внешней торговли экспорт и импорт регистрируется, когда товар пересекает государственную границу, а при «специальной» — когда он пересекает таможенную границу страны. Это различие имеет особое значение в тех случаях, когда товары проходят через свободные таможенные зоны и свободные склады, являющиеся частью территории государства, где они находятся вне таможенной территории и не подлежат таможенному контролю.
Товары, поступающие из свободных таможенных зон и свободных складов, учитываются в статистике внешней торговли при «специальной системе учета торговли (специальный импорт) только после того, как они будут выпущены из свободных таможенных зон и со свободных складов и поступят в свободное обращение.
Специальный экспорт также охватывает товары, произведенные, добытые, выращенные или переработанные в стране, а также товары, ввезенные первоначально как специальный импорт. Однако при «общей» системе учета регистрируется весь объем ввоза иностранных товаров, в том числе товары, ввезенные в свободные таможенные зоны и помещенные на свободные склады на момент ввоза, даже если эти товары поступят в свободное обращение позднее.
В экспорте при «общей» системе учета помимо товаров, охватываемых «специальной» системой учета, регистрируются товары, которые были декларированы для ввоза в свободные таможенные зоны и на свободные склады, однако впоследствии были реэкспортированы.
В соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН желательно использовать «общую» систему учета торговли,
В таможенной статистике Российской Федерации, осуществляющей учет ввоза и вывоза товаров на основании «общей» системы учета внешней торговли, учитываются следующие категории товаров.
Импорт Российской Федерации
Товары, ввозимые для свободного обращения.
Реимпортируемые товары.
Товары, ввозимые для переработки на таможенной территории.
Товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории.
Товары, ввозимые для переработки под таможенным контролем.
Товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта.
Товары, ввозимые на государственную территорию Российской Федерации в свободные таможенные зоны и на свободные склады.
Ввозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства.
Иностранные товары, ввозимые в магазины беспошлинной торговли.
Товары, временно ввозимые для аренды сроком на один год и более.
Экспорт Российской Федерации
Товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом экспорта. > Ввезенные в страну товары, выпущенные для свободного обращения, а затем вывозимые за границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Товары, вывозимые после переработки на таможенной территории.
Товары, вывозимые после переработки под таможенным контролем.
Товары, вывозимые для переработки вне таможенной территории.
Товары, вывозимые с территории Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта.
Товары, вывозимые за границу Российской Федерации из свободных таможенных зон и со свободных складов.
Иностранные и российские товары, вывозимые за границу Российской Федерации из магазинов беспошлинной торговли.
Товары, временно вывозимые для аренды сроком на один год и более.
Таможенной статистикой при «общей» системе учета не учитываются категории товаров, определяемые в соответствии со следующими таможенными режимами:
товары, перемещаемые транзитом через территорию Российской.Федерации;
товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада;
временно ввозимые (вывозимые) товары, за исключением арендуемых сроком на один год и более;
иностранные товары, уничтожаемые на территории Российской Федерации;
вывозимые товары, от которых лицо отказалось в пользу государства;
товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом.
Перечень товаров, подлежащих учету в таможенной статистике, должен быть достаточно полным и охватывать все товары и ценности, ввозимые в страну или вывозимые из нее, за исключением транзитных грузов.
Обычно выделяют три категории товаров:
товары, которые должны включаться в статистику внешней торговли;
товары, которые должны быть исключены из нее;
товары, которые учитываются отдельно.
В таможенную статистику внешней торговли в основном включаются все товары (в том числе ценности, за исключением валютных, находящихся в обращении), в результате ввоза и вывоза которых уменьшаются или увеличиваются материальные ресурсы страны, т. е. не только объекты коммерческих сделок, характеризующиеся переходом права собственности.
Таможенной статистикой не учитываются следующие товары:
а) товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения.
Порог статистического наблюдения — это такая предельная величина стоимости, нетто-тоннажа, других показателей, характеризующих перемещаемые товары, ниже которой они не учитываются в таможенной статистике внешней торговли.
Статистическому наблюдению в Российской Федерации подлежат товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 евро. По весу, количеству и другим показателям ограничения не установлены;
б) валютные ценности (в том числе монетарное золото), находящиеся в обращении, которыми обмениваются банки для урегулирования взаимных расчетов.
В таможенную статистику внешней торговли, наоборот, включаются драгоценные металлы, которые не выступают в качестве платежного средства, ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении, которые учитываются в экспорте и импорте печатного материала по коммерческой стоимости, а не по номинальной;
в) товары для официального (служебного) пользования дипломатических и консульских представительств иностранных государств, международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при этих организациях; дары государственным органам, международным организациям, главам государств, членам парламентов и правительств.
Представительства иностранных государств в любой стране рассматриваются как часть территории страны, которую они представляют, поэтому движение товаров между страной и ее представительствами рассматривается как внутренние поставки;
г) товары, не являющиеся предметом коммерческих операций, например, товары, перемещаемые физическими лицами не для коммерческих целей, в том числе пересылаемые в международных почтовых отправлениях и грузовыми отправками (почтовые знаки, предметы обрядов и церемоний и др.).
В последнее время особую актуальность приобретает учет неорганизованной (так называемой «челночной») торговли, которая в 1996 г. составляла около 20% всего импорта страны. Стоимость ввоза товаров широкого потребления физическими лицами для коммерческих целей в соответствии с Методологическими рекомендациями ООН должна учитываться в статистике внешней торговли и является важной статьей платежного баланса страны. Начиная с 1997 г. таможенной статистикой учитываются все товары, ввозимые физическими лицами как в несопровождаемом, так и в сопровождаемом багаже, если их стоимость оценивается более 1000 дол. США или вес составляет более 50 кг.
Хотя международная методология статистики внешней торговли рекомендует учитывать в экспорте и импорте страны ряд товаров, поставляемых в рамках операций, при которых не пересекается государственная граница Российской Федерации, таможенные органы не имеют возможности их учитывать. К таким товарам относятся:
морские, речные суда и летательные аппараты, которые не доставляются в страну-покупатель и предназначены для использования в международных перевозках;
рыба и все виды морской продукции, продаваемые с российских судов за границей, в том числе и на иностранные суда, находящиеся в территориальных водах иностранных государств или в открытом море;
бункерное топливо, балласт, продовольствие и иные материалы, приобретаемые за рубежом для российских транспортных средств.
Торговля рыбой и бункерным топливом является важной статьей российского экспорта, поэтому учет этих товаров осуществляется на основе использования дополнительных, кроме ГТД, источников информации, и в первую очередь на основе специальных форм государственной отчетности.
Вместе с тем в таможенной статистике учитываются в импорте продукты морского промысла, разгружаемые в российских портах иностранными судами, бункерное топливо при продаже для иностранных морских, речных судов и летательных аппаратов на территории Российской Федерации и при покупке с иностранных судов на территории страны.
В соответствии с международной практикой в отличие от прямого реэкспорта, который учитывается в экспорте страны, косвенный реэкспорт (реэкспорт без завоза в страну) не включается в экспорт страны.
При учете арендуемых товаров необходимо иметь в виду следующие особенности. Различают долгосрочную аренду, которая должна учитываться во внешнеторговой статистике, и краткосрочную аренду, которая учитываться не должна. Примерами таких сделок могут служить поставки в аренду вычислительной техники, устанавливаемой в помещении арендатора, технологического оборудования и т. п.
В Методологии таможенной статистики внешней торговли определено, что учитываются товары, ввозимые или вывозимые на условиях аренды на срок более одного года (лизинг). Следовательно, товары, взятые или переданные в аренду на срок менее одного года, в статистике внешней торговли не учитываются.
Таможенная статистика внешней торговли ведет учет ввоза и вывоза товаров в натуральном (количественном) и стоимостном выражениях.
Таким образом, таможенная статистика обеспечивает основную часть данных, необходимых для определения общих размеров экспорта и импорта, а также показателей их структуры. Для перехода к этим показателям статистики внешней торговли от данных таможенного учета необходимо добавить ряд статей, которые не учитываются таможенной статистикой, но которые согласно принятым определениям входят в состав экспорта и импорта:
а) бункерное топливо, продовольствие, балласт, приобретаемые за рубежом для российских транспортных средств;
б) рыба и все виды морской продукции, продававшиеся с российских судов за границу;
в) морские, речные суда и летательные аппараты, которые не доставляются в страну-покупателя.
При определении экспорта и импорта в СНС, кроме того, учитываются услуги.
Стоимостная оценка внешнеторгового оборота является важнейшим показателем экономического состояния страны, ее международных связей.
По соотношению стоимости экспорта и импорта страны за определенный период определяется торговый баланс страны. Баланс внешней торговли считается активным, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта, и пассивным при обратном соотношении.
Стоимость экспорта и импорта входит также в качестве важной составной части в платежный баланс страны.
Исходя из обязанностей продавца и покупателя по доставке товара из одной страны в другую внешнеторговый контракт заключается на основе 13 видов коммерческих условий поставок, регламентируемых Правилами по толкованию торговых терминов — Инкотермс. В зависимости от коммерческого условия поставки цена в счете-фактуре (инвойсе), выставленном продавцом покупателю, различается. Так, например, один и тот же товар имеет одну цену на заводе-изготовителе, другую (более высокую) — в порту отправления, третью (еще более высокую) — в порту прибытия, поскольку по мере продвижения товара от производителя к потребителю к его стоимости прибавляются расходы по перевозке, страхованию и прочие накладные расходы.
Для получения сопоставимых данных необходимо привести цены к единому базису, принятому для всех экспортных товаров. Таким базисом при расчете стоимости экспорта является цена ФОБ-российский порт или ДАФ-граница Российской Федерации, а при расчете статистической стоимости импортируемых товаров фактурную стоимость товара в зависимости от коммерческого условия поставки следует привести к базе цен СИФ-российский порт или СИП-пункт назначения на границе Российской Федерации.
ФОБ (свободно на борту) — условие продажи товара, согласно которому в цену товара включаются его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.
СИФ (стоимость товаров, страхование, фрахт) — условие продажи товара, согласно которому в цену товара включаются его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке товара до порта России.
В России статистический учет экспортно-импортных операций осуществляется в долларах США, при этом пересчет в доллары США производится по курсу, котируемому Центральным банком Российской Федерации на день принятия ГТД к оформлению. Вместе с тем необходимо отметить, что статистический учет внешнеторговых операций почти все страны мира ведут в национальной валюте.
Чрезвычайно важными для анализа внешнеэкономических связей, выявления тенденций и перспектив их развития, ориентации страны в мировой торговле являются показатели, характеризующие географическое распределение товарооборота.
Одной из наиболее распространенных причин несопоставимости данных, публикуемых страной-экспортером и страной-импортером, является различное определение страны-контрагента. Под странами-контрагентами принято понимать те страны, между которыми осуществляется внешнеторговый оборот.
В международной статистике используется три основных метода определения стран-контрагентов при ввозе и вывозе товаров, которые сгруппированы следующим образом:
1) страна происхождения и страна назначения;
2) страна покупки и страна продажи;
3) страна отгрузки и страна поставки.
Большинство товаров импортируется из стран, где они потребляются. Однако в ряде случаев производство, покупка и поставка товаров могут осуществляться в различных странах, что затрудняет определение географического распределения товаров.
В таможенной статистике странами-контрагентами считаются:
при ввозе — страна происхождения товара;
при вывозе — страна назначения товара.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.
Страна назначения — страна, известная на момент отгрузки как конечная страна назначения товара.
Страной назначения для товаров, вывозимых для переработки, считается страна, в которой товар подвергается переработке.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
Для классификации и кодирования товаров в таможенной статистике внешней торговли применяется классификатор «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств» (ТН ВЭД СНГ), версия Гармонизированной системы (ГС) 1996 года, которая является международной многоцелевой классификационной системой.
Девятизначный цифровой код ТН ВЭД СНГ состоит из следующих элементов:
первые шесть цифр означают код товара по ГС;
те же шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки образуют код товара по Комбинированной номенклатуре Европейского Союза (КН ЕС);
девятая цифра предназначена для возможной детализации в будущем тех или иных товарных позиций.
Классификационная структура ТН ВЭД СНГ
Уровень классификации | Код | Количество |
Раздел | Римские цифры | |
Группы | 2 знака | |
Товарная позиция | 4 знака | более 1 200 |
Субпозиции | 6 знаков | более 5000 |
Подсубпозиции | 9 знаков | более 9000 |
Классификационная схема ТН ВЭД СНГ основывается на принципе степени обработки товаров: сырье — полуфабрикаты — готовые изделия. При построении позиций номенклатуры применяется последовательность признаков, таких, как назначение товаров, степень обработки, вид материала. Главной особенностью ТН ВЭД СНГ является подробная детализация в ней товаров, которые представлены не только по конкретным наименованиям, но и с учетом состава продуктов, технологии их изготовления, основных технических характеристик.
Для обеспечения единообразного понимания классификационных группировок ТН ВЭД СНГ используются примечания к разделам, группам, конкретным товарным позициям, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД СНГ, имеющие юридическую силу.
Преимуществами ГС, на основе которой построена ТН ВЭД СНГ, как международной многоцелевой классификационной системы и товарной номенклатуры, является то, что она, во-первых, наиболее полно отражает современную структуру международной торговли и, во-вторых, соответствует одновременно потребностям таможенных органов и статистических служб.
Такой подход создает предпосылки для обеспечения сопоставимости национальных данных о внешней торговле на международном уровне. Кроме того, применение ТН ВЭД СНГ, построенной на основе ГС, является необходимым условием для вступления России в ГАТТ/ВТО.
ТН ВЭД СНГ, версия ГС 1996 года, вступила в силу с 1 января 1997 г.