Способы борьбы с кризисом в инфраструктуре финансового рынка в мире

Мировой финансовый рынков настоящее время нуждается в значительном снижении фрагментарности - организационных, информационных, регулятивных, технологических барьеров на рынке, затрудняющих честность и справедливость ценообразования и значительно увеличивающих транзакционные издержки, особенно это касается российского рынка и рынков стран с развивающейся экономикой.

На рынках государств с развивающейся экономикой в большинстве случаев отсутствуют развитые биржевые рынки товарных деривативов, в силу нехватки ликвидности рынки могут развиваться только в составе консолидированной биржи. Кроме того, проблемой инфраструктуры финансовых рынков многих стран является отсутствие обособленных посредников, осуществляющих кастодиальные услуги. Также во многих странах отсутствует консолидированная способность для предоставления займов ценными бумагами для обеспечения расчётов по ценным бумагам (на базе центрального депозитария)[22].

Меры по преодолению данных проблем должны быть связаны с разработкой и реализацией концепций национального финансового рынка, аналогично концепции США. Данная концепция нацелена на снижение фрагментарности и транзакционных издержек, а в её рамках:

- снижение регулятивных издержек до уровня, позволяющего конкурировать за эмитентов и финансовые инструменты с ключевыми зарубежными торговыми площадками;

- завершение консолидации торговой, депозитарной и расчетной инфраструктуры рынка;

- создание в соответствии с международной практикой национальной депозитарной и расчётно-клиринговой корпорации (центральный депозитарий, централизованный клиринг и расчёты по ценным бумагам и другим финансовым инструментам);

- на основе созданной биржевой инфраструктуры – введение в рыночную практику института центрального контрагента и централизованных механизмов поддержания ликвидности и непрерывности расчётов участников рынка на основе заимствований ценных бумаг; создание централизованного клиринга для внебиржевых рынков; развитие централизованных систем раскрытия информации о всех сегментах внебиржевых рынков (коммерческие бумаги, деривативы, свопы, продукты секьюритизации и т.п.);

- по мере наращивания ликвидности в отдельных сегментах внебиржевых рынков, прежде всего в части деривативов – создание в них централизованных инфраструктурных институтов, обеспечивающих клиринг, расчёты, выполнение функций центрального контрагента и раскрытие информации;

- переход к концепции национальных бирж по образцам Spanish Exchanges, OMX Exchanges (Скандинавия и Прибалтика), Hong Kong Exchanges и т.п., объединяющей все сегменты и все биржи организованных товарного и финансового рынков; интеграция с создаваемой биржей энергоносителей; создание биржевого рынка квот на выбросы парниковых газов (аналог – климатические биржи в Европе).

Что касается проблем информационной структуры финансового рынка, то во многих странах не обеспечивается равный доступ инвесторов к информации о субъектах рынка и финансовых рынков, существуют многочисленные информационные асимметрии. Информационная база фрагментарна, не формирует полноценной статистической отчетности о финансовом рынке.

Например, в России у финансового регулятора отсутствуют современные информационные технологии, позволяющие обрабатывать основной массив данных о финансовом рынке. Большая часть данных, необходимых для регулятивной деятельности, остаётся в первичных массивах.

Кроме того, системы обработки информации в целях мониторинга манипулирования и инсайдерской торговли не настроены на особенности национальных финансовых рынков. Как показывает международная практика, нуждается в реструктуризации деятельность многих рейтинговых агентств[23].

Основные меры по преодолению обозначенных проблем следующие:

1) Реструктурирование отчётности профессиональных участников рынка ценных бумаг и институтов коллективных инвестиций. Переориентация отчётности на нужды микропруденциального и макропруденциального надзора.

2) Развитие системы ценовых индикаторов национальных финансовых рынков на базе совместной деятельности (проектирование, финансовые операции, раскрытие информации, ведение индикаторов) национальных банков, правительства, организаторов торговли, саморегулируемых организаций, пула финансовых институтов.

3) Обеспечение равного регулятивного режима и однородной рыночной среды для деятельности национальных и международных рейтинговых агентств на внутреннем рынке.

Кроме того, полезной мерой совершенствования информационной составляющей инфраструктуры финансового рынка стало бы решение задачи открытого и бесплатного доступа массового инвестора к информации о финансовом рынке. Предоставление общедоступной системы раскрытия информации о рынке (эмитентах и профессиональных участниках), находящуюся в собственности государства, бесплатную для пользователей (аналогия – США).

Ещё одна острая проблема для многих государств мира на финансовом рынке – это правовая составляющая.

Например, регулирование финансового рынка России постепенно формирует избыточность правил, устанавливаемых централизованно, на основе предписаний. Появляются эксцессивные. По мере роста зрелости рынка, усложнения инструментов и технологий, используемых на нём, массив норм и правил неизбежно начинает отставать от практики, не в полной мере учитывает обычаи делового оборота.

Во многих странах с развивающимися финансовыми рынками ограничена практика правоприменения, относящаяся к честности цен на финансовые активы. Необходимы реформа финансового регулирования; завершение создания мегарегулятора (объединение надзорной и нормотворческой функций); увеличение ресурсной базы государственных регуляторов; перенос акцентов на саморегулирование, на надзор за честностью цен, за уровнем рисков рынка, на пруденциальный надзор (ценные бумаги и деривативы). Разделение функций регулирования и надзора на развивающемся финансовом рынке является искусственным.

Многие проблемы финансовых рынков смогли бы разрешиться за счёт популяризации саморегулирования. Государства ввиду дефицита ресурсов на современном этапе развития мировой экономики не могут заполнить пробел в регулировании финансовых рынков, поэтому частично данную функцию могут выполнять саморегулируемые организации. В тех странах, где подобная практика применяется давно, появляются проблемы по конкурированию между такими организациями, поэтому им стоит ввести ограничение по количеству или же объединить их под единое начало.

Далее рассмотрим перспективы развития инфраструктуры финансового рынка в России и в мире.

Наши рекомендации