Социально – бытовая инфраструктура

Социально-бытовая инфраструктура - это совокупность отраслей, непосредственно связанных с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения

Социально-бытовую инфраструктуру в РФ законодательно регламентируют следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Жилищный кодекс, а также Федеральные законы: «О фонде содействия реформированию ЖКХ», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и др.

В ст. 40 Конституции РФ обозначено: каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Размеры оказываемой государством финансовой помощи из средств федерального и регионального бюджетов рассчитываются на основании ежегодно определяемых федеральных стандартов - стандарт социальной нормы жилья, стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья и пр.

Проблемы эффективности социальной работы

Сущность эффективности социальной работы и подходы к ее определению

Эффективность (эффект — от лат. ejfectus— исполнение, действие) - это результат действия, следствие действий; средство, прием и т.д.

Эффективность — это одна из главных характеристик человеческой деятельности. Она является важнейшей категорией экономической науки, так как характеризует результативность всего общественного производства. Эффективность отражает характеристику результата целенаправленной деятельности по достижению поставленной цели. Соотношение цели и результата и дает представление эффективности работы.

Эффективность можно выразить формулой: Эф=Р/Ц

где Эф — эффективность, Р — результат, Ц — цель.

Чем выше результат и меньше затраты, тем больше эффективность. В определении эффективности обязательно присутствуют элементы: цель, результат, затраты, общепринятые нормы. Главными в

этом перечне являются цель и результат, представляющие собой начал и конец деятельности. Существуют различные подходы к определению понятия эффективность.

В словаре-справочнике по социальной работе эффективность социальной работыопределяется как соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов, во-первых, и как фактически достигнутые и необходимые результаты социальной работа — во-вторых. То есть эффективность социальной работы - это достижение наилучших результатов с наименьшими затратами.

Понятие эффективности социальной работы можно сформулировать и как максимально возможное в данных условиях достижение цели по удовлетворению социальных потребностей населения клиента при оптимальных затратах. В наиболее общем виде эффективность рассматривается как отношение полученных трезультатов к ранее выдвигаемым целям. Таким образом, она фиксирует степень соответствия тому, чего предполагалось достичь.

Понятие «эффективность социальной работы» взаимосвязано и с понятием «эффективность социальной защиты». А. В. Крестов определяет эффективность социальной защиты как социальную стабильность в обществе, устойчивость самой системы социальной защиты или способность системы реагировать на малейшие изменения социального здоровья общества и адекватно изменяться самой, т. е. «поглощать» и «гасить» все негативные с социальной точки зрения всплески.

Критерии эффективности

Критерий -это признак, на основании которого оценивается результативность социальном работы, мерило оценки ее эффективности. Определение критериев эффективности социальной работы имеет важное значение как для научной, так и для практической деятельности. Критерии могут содержать количественные и качественныепоказатели, т.е. индикаторы социальной работы должны носить комплексный характер. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность этого процесса, с другой — систему показателей, отражающих состояние клиентов социальной работы. Поэтому эффективность социальной работы может определяться на основе как общих, так и специфических критериев, причем общие служат для оценки ее эффективности в целом, а специфические — для оценки конкретных форм и методов социальной работы, деятельности социальных работников и учреждений, социальных служб.

Критерии социальной работы обусловливаются целями и задачами социальной работы, предоставлением социальных услуг и степенью их реализации. К р и т е р и и эф ф е к т и в н о с т и с о ц и а л ь н о й работы, во-первых, призваны стать выражением действенности всех видов, форм и методов социальной работы. Во-вторых, они должны показать, насколько продуктивна деятельность органов, учреждений, социальных служб. В-третьих, критерии и показатели должны отражать степень действенности руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в профессиональной социальной помощи. Вместе с тем критериями могут быть не все признаки состояния социальной работы, а только те, которые отвечают определенным требованиям. Прежде всего, они должны быть объективны, отражать не второстепенные, случайные, а существенные и повторяющиеся признаки, а также необходимые и достаточные; быть мерилом оценки результатов деятельности, содержать качественно-количественную информацию о функционировании системы.

Критерии эффективности социальной работы многообразны: количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий и др.); нормы-цели, нормы-условия, нормы- пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.). В качестве обобщенного критерия оценки эффективности социальной деятельности выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении с которыми производится оценка результатов достижения цели.

Непременным условием достижения результата в социальной работе должна стать научная разработка социальных программ и их оценка с точки зрения эффективности. Цель оценки социальных программ состоит в том, чтобы получить информацию, которая может быть использована для повышения их результативности. Может быть выделено пять моделей для оценки социальных программ:

1) модель результата', в ней оцениваются все достижения программы;

2) модель цели фиксирует внимание лишь на результатах в рамках декларированных целей;

3) системный анализ изучает степень позитивного и негативного воздействия других организаций и окружения на социальные программы;

4) стоимостная аналитическая модель — использует затраты для определения их влияния на результат действия программы, что характеризует ее эффективность;

5) дискрептивная модель служит для корректировки программ, опирающихся на предписанные стандарты; целью оценивания является наблюдение за тем, в какой степени персонал и управляющие

программами придерживаются стандартов.

Американские исследователи Э. Беннет и М. Визингер называют пять крит ериев, используемых п р и оценк е с о циа л ьных программ:

1) затраченные усилия— использованные ресурсы, объем и характер действий, предпринятых для достижения целей;

2) воздействие программы — ее результаты с точки зрения широких социальных изменений;

3) эффективность — воздействие программы на конкретного клиента, достижение результатов, позволяющих судить о том, насколько удалось выполнить поставленные цели; для этого нужно выяснить, изменила ли программа действия и поведение клиентов в ожидаемом направлении;

4) производительность, отражающая методы предоставления услуг в рамках программы и позволяющая установить, были ли эти методы лучшими;

5) качество — критерий, предполагающий судить о компетентности, а также приемлемости услуг и способов их оказания.

При оценке могут быть использованы математические, статистические и описательные методы.

Наши рекомендации