Себестоимость и калькуляция себестоимости медицинских услуг

Цена включает в себя все затраты на производство медицинской услуги – себестоимость и прибыль. Существует множество методик расчета себестоимости. Их многообразие обусловлено, в первую очередь, различными техническими, организационными возможностями медицинских учреждений для проведения расчетов

Основная схема ценообразования включает следующие этапы:

Подготовительный этап – конкретизация задач и выбор метода ценообразования, инструктивно-методическая работа.

Этап сбора первичной информации и оперативного экономического анализа – определение количественных и качественных характеристик обслуживания больных, показателей состояния и использования основных фондов.

Этап определения себестоимости – расчет затрат на заработную плату, прямых, косвенных и накладных расходов.

Этап формирования цены – включение в структуру цены коэффициента рентабельности, поправочных коэффициентов (надбавка – скидка), заключительная экспертная оценка, калькуляция цены и оформление прейскуранта.

Этап коррекционной работы – ввод инфляционных коэффициентов, расчет цен на вновь вводимые услуги, использование новых методик ценообразования.

Этап определения себестоимости включает в себя расчет затрат на заработную плату, прямых, косвенных и накладных расходов на оказание медицинской услуги.

К затратам, относимым на себестоимость услуги, в соответствии с действующей системой бухгалтерской отчетности в бюджетных организациях относятся:

- расходы на оплату труда, начисленные по всем основаниям (ст. 1 бюджетной сметы расходов);

- отчисления на социальное страхование (ст. 2 бюджетной сметы);

- отчисления на обязательное медицинское страхование сотрудников (если будет принято решение по включению этих затрат в себестоимость услуг для бюджетных организаций);

- канцелярские и хозяйственные расходы (ст. 3 бюджетной сметы);

- расходы на командировки и служебные разъезды (ст. 4 бюджетной сметы);

- расходы на медикаменты (ст. 10 бюджетной сметы);

- суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов (рассчитываются исходя из балансовой стоимости основных фондов и утвержденных в установленном порядке норм износа), при этом по машинам, оборудованию и транспортным средствам начисление амортизации прекращается после истечения нормативного срока их службы при условии полного перенесения всей стоимости на издержки производства;

- расходы на питание (ст. 9 бюджетной сметы);

- износ мягкого инвентаря и обмундирования (рассчитывается исходя из фактической стоимости мягкого инвентаря и обмундирования и их нормативного срока службы);

- капитальный ремонт зданий и сооружений (ст. 16 бюджетной сметы);

- прочие расходы, включая расходы учебные, на производственную практику учащихся, научно-исследовательские работы и приобретение книг для библиотек; расходы, связанные с приобретением учреждением лицензии и сертификатов (ст. 18 бюджетной сметы).

В состав затрат, относимых на себестоимость, не включаются:

- затраты на приобретение оборудования (ст. 12 бюджетной сметы);

- затраты на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования (ст. 14 бюджетной сметы);

- капитальные вложения (ст. 13, 15 бюджетной сметы);

- штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций, за нарушение договорных отношений

После того как учтены все нюансы, связанные с определением состава затрат, входящих в себестоимость медицинской услуги, приступают к калькуляции этих затрат. Стоимость одной услуги состоит из: расходов на оплату труда; начислений на заработную плату; прямых материальных затрат; накладных расходов.

Под расходами на оплату труда понимаются затраты труда медицинских работников, выполняющих услуги, пропорциональные затрачиваемому времени на производство услуги и сложности услуги (если она учитывается в тарифном соглашении).

Начисления на заработную плату предусматривают расходы на оплату взносов на государственное социальное страхование.

К прямым материальным затратам относится стоимость потребляемых в процессе оказания медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, одноразовые принадлежности, питание и т.д.), или частично (амортизация медицинского оборудования, используемого при оказании данной медицинской услуги, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов) материальных ресурсов.

К накладным расходам по учреждению относятся все виды расходов, непосредственно не относящиеся к оказанию медицинских услуг (канцелярские и хозяйственные расходы, амортизация немедицинского оборудования, оплата труда административно-управленческого персонала, расходы на командировки и другие).

Все расчеты производятся в соответствии с методиками расчета затрат.

4.3. Организационно – экономические основы образования

4.3.1. Экономические основы системы образования

Одна из главных задач экономики образования состоит в более детальном раскрытии экономической стороны материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Эта задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования.

Существенную часть предмета экономики образования составляет разработка принципов организации, оплаты труда и материального стимулирования учителей школ, профессорско-преподавательского состава. Важно учитывать общие условия труда различных категорий преподавателей и совершенствовать систему оплаты их труда. С этим связано определение научно-обоснованных штатов учителей, преподавателей. Одним из главных моментов планирования образования является планирование капитальных вложений для создания и обновления основных фондов

4.3.2. Система организации и управления образованием

Система образования представляет собой совокупность системы:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

-системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Система органов управления образования включает в себя: Министерство образования РФ, региональные управления образованием, муниципальные управления образованием. Управление образованием – это целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения, всех звеньев и системы образования в целом.

4.3.3. Учебно-материальная база образования

Материально-техническая база образования – совокупность материальных средств вовлеченных в процесс обучения учащихся, подготовки специалистов, обеспечивающих условия жизни, труда и быта студентов и профессорско-преподавательского состава. К материально-технической базе относятся все закрепленные за ней материально- вещественные средства, основные фонды: здания, сооружения, лаборатории, общежития, столовые и др. В зависимости от особенностей функционирования материально-вещественных средств образования их можно подразделить на две группы: основные фонды и малоценные, быстро изнашивающиеся предметы. В анализе основных фондов образования указываются натуральные и стоимостные показатели. К натуральным показателям относится: число учебных зданий, общежитий, лабораторий, столовых, единиц оборудования. Стоимостные показатели применяются при определении объема капитальных вложений.

В процессе потребления основные фонды постепенно утрачивают свою потребительскую стоимость и стоимость. Основные фонды образования подвержены не только физическому, но и моральному износу. Основные фонды постоянно увеличиваются и совершенствуются за счет различных источников финансирования. Оценка использования отдельных видов основных фондов по вузам проводится на основе натуральных показателей: соотношение фактически используемого учебного и научного оборудования к имеющемуся в наличии; использование учебного и научного оборудования во времени; использование фактической площади зданий по назначению.

4.3.4. Затраты на образование и финансирование учебных заведений

Финансирование содержания каждого бюджетного учреждения определяется особым документом – сметой. Смета представляет собой основной документ, устанавливающий объем, целевое назначение и квартальное распределение средств, которые отпускаются из бюджета на содержание учреждения. В сметах предусматриваются расходы на текущее содержание и расширение учреждений, кроме капитальных вложений. К текущим расходам относятся расходы на заработную плату, канцелярские и хозяйственные расходы, командировки, расходы на питание, стипендии и др.

Сметы бывают индивидуальными, централизованными и сводными. Индивидуальная смета отражает потребность в средствах каждого учреждения с учетом его индивидуальных особенностей, централизованная смета – расходы на мероприятия, осуществляемые непосредственно министерством, сводные же сметы составляют комитеты, отделы администраций.

Для установления размера расходов на текущее содержание учреждений применяется нормативный метод расчетов. Затраты по этому методу рассчитываются путем умножения числа планируемых (расчетных) единиц на норму расходов. Число планируемых (расчетных) единиц определяется данными школьной сети и контингентов учащихся (число классов, учеников).

Нормы расходов или размер затрат на расчетную единицу определяется в расчете на учащегося или на класс в школе, на учреждение в целом. Нормы расходов подразделяются на материальные и финансовые или денежные. Схема финансирования государственного, муниципального учреждения определяется типовым положением о соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

Наши рекомендации