Практическое применение результатов исследования социальной ответственности в системе корпоративного управления.
Основная причина медленного внедрения концепции КСО в корпоративное управление в РФ – в недооценке КСО как фактора капитализации, роста конкурентоспособности и упрочения бренда. КСО, по мнению многих российских руководителей бизнеса, не имеет к росту прибыли и капитализации никакого отношения, скорее наоборот – это сплошные затраты. Поэтому КСО вообще зачастую не рассматривается как часть корпоративного управления, оставаясь лишь модной темой для PR. Выход крупнейших российских компаний на международные рынки, а также их слияния и инвестиции за рубежом стали катализаторами изменения отношения этих компаний к КСО. Убедившись, что социальная ответственность и этика бизнеса в развитом и «продвинутом» развивающемся мире имеют для корпоративного управления и деловой репутации принципиальное значение, российские собственники и менеджеры постепенно, шаг за шагом, стали внедрять концепцию КСО и элементы социальной (по устойчивому развитию) отчетности. Постепенно приходит понимание значимости мероприятий КСО для развития и имиджа компаний.
КСО должна стать составной частью корпоративного управления, а не просто функцией связей с общественностью. Эта деятельность, отражающаяся в системе экономических, экологических и социальных показателей устойчивого развития, осуществляется через регулярный диалог с обществом, являясь частью стратегического планирования и управления компаниями. Поэтому решения в области КСО принимаются всеми взаимосвязанными уровнями корпоративного управления: собственниками компаний, советами директоров и менеджментом. Суть этой работы заключается в том, что любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для компаний и для общества. При таком построении КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компаний.
Повсеместно компании сначала внедряют основополагающие для собственников стандарты корпоративного управления: защита прав и законных интересов акционеров, деятельность органов управления и системы внутреннего контроля и раскрытие информации и финансовая прозрачность. Эти стандарты корпоративного управления закономерно находятся среди первоочередных задач собственников, советов директоров и менеджмента, поскольку их соблюдение либо обещает рост финансовой эффективности бизнеса, либо является неизбежным требованием листинга ценных бумаг на фондовых биржах. Они позволяют собственникам привлечь максимально выгодный акционерный капитал для выживания в растущей конкуренции и для развития бизнеса. На сегодняшний день это приоритетные направления совершенствования корпоративного управления. КСО и связанная с ней социальная (по устойчивому развитию) отчетность постепенно становятся четвертым направлением (стандартом) корпоративного управления.
Нефинансовые риски (политические, социальные, экологические, законодательные и т.д.) в России выше, чем в развитых странах мира. Поэтому КСО и управление нефинансовыми рисками в РФ де-факто играют все более значимую роль в силу неразвитости российского рынка, а также слабого законодательного и практического обеспечения прав собственности и справедливой конкуренции. В этой связи для обеспечения корпоративной устойчивости все стороны корпоративного управления должны уделять большее внимание внедрению принципов и инструментария КСО и управления нефинансовыми рисками в практику корпоративного управления, включая введение в советы директоров исполнительных, а иногда и независимых директоров по данным направлениям, созданию комитетов советов директоров по КСО (управлению нефинансовыми рисками, корпоративной устойчивости), а также внедрению социальной (по устойчивому развитию) отчетности. При этом международные и национальные стандарты нефинансовой отчетности имеют важное значение, поскольку ведут к сравнимости вклада отдельных компаний в устойчивое развитие, что важно для стейкхолдеров, государственных и местных органов власти. Но еще более результаты отчетности значимы для руководства самих компаний, поскольку собственный регулярный анализ всех направлений корпоративной ответственности в ходе процесса отчетности, а также критический «рентген» со стороны стейкхолдеров позволяют собственникам, совету директоров и менеджменту вовремя и без существенных потерь реагировать на новые угрозы и запросы со стороны окружающей среды.