Общая характеристика действующей Конституции 1958 г., её основные положения и принципы.

Конституция 1958 г., как уже отмечалось, в основном peryлиpyeт взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, г юридически ликвидировано реформой конституции в 1995 г.). Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: «Свобода, равенство и братство», возникший еще в XVIII в. Во время революции, провозгласила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была провозглашена в США в XIX в.), определила основные условия для создания политических партий и их роль, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством

при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г.

осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

По форме правления Франция — парламентская республика с сильной президентской властью, по форме территориально-политического устройства — сложное

унитарное государство. Во Франции существует демократический

государственный режим.

Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение проходит две стадии.

Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым

большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон

утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным

заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии

законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии

(независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать

«за», «против» или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе,

фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от

общего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения применить,

решает президент.

Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту,

который должен делать это по предложению правительства, но на деле

действует самостоятельно, а также членам парламента.

Референдум для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он

изменил способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию был

включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном

поправки вносились конгрессом и имели несущественный характер, кроме

расширения права запроса в Конституционный совет и некоторых других.

Последние существенные поправки внесены конгрессом в 1995 г.: о перечне

вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, и о порядке его

проведения, о проведении сессии парламента один раз в год, об отмене

принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об

отмене разделов конституции о французском Сообществе и переходных

положениях.

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными

органами — Конституционным советом и Государственным советом. Первый

рассматривает конституционность актов парламента, второй — акты органов

исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается

тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената

(верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней

палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на

девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета

можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета.

Другая часть Конституционного совета — все бывшие президенты республики.

Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с

должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью

в государственном или частном секторе экономики и с руководством

политической партией.

“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной

Республикой”[15]. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон

установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер,

поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава

государства избирается без участия парламента, правительство назначается им

же)[16] и парламентарной республики (правительство несет ответственность

перед нижней палатой парламента)[17].

Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в

руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы

государства и правительства - одно из проявлений конституционно

закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме.

Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти.

Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим

арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также

преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что

президент является “гарантом национальной независимости, территориальной

целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент

обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен

правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент

обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.

Законодательный орган Республики - парламент - играет относительно

небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат

- Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие

законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг

вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение

вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства.

Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает

определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент

обладает правом контроля за деятельностью правительства.

Наши рекомендации