Глобальные затраты на ИТ растут всего на 5

  1. MRP, CRP, MRPII, ERP, TEI – системы. Определения. Общее и различия в применении.

MRP – планирование потребностей в материалах
MRP II – планирование производственных ресурсов
ERP – интегрированная система управления крупным предприятием или компанией на основе собственных модулей.
MRP-системы: (MaterialRequirementPlanning) - системы планирования материальных ресурсов предприятия, системы управления запасами

MRPII- системы: (ManufacturingResourcePlanning) - системы планирования производственных ресурсов предприятия системы в конце 70-х - начале 80-х.
ERP-системы: (EnterpriseResourcePlanningSystems) - системы планирования ресурсов предприятия. Современные ERP-системы фактически представляют собой архитектурную основу (backbone) для интеграции всех работающих ИС организации.
В конце 1960-х годов О.Уайт сформулировал концепцию MRP, содержащую алгоритмы планирования потребностей в материалах. Дальнейшая разработка алгоритмов планирования привела к необходимости учета не только материальных, но и финансовых и трудовых ресурсов. Так, в конце 1970-х в работах О.Уайта сформулирована концепция MRP II и предложены алгоритмы планирования ресурсов. В MRP II уже учитываются ВСЕ используемые при производстве ресурсы: материальные, финансовые, и трудовые.
Со временем платежеспособный спрос на автоматизацию решения этих задач постепенно сформировал новый тип информационных систем. Компания GarnerGroup, имеющая репутацию мирового аналитика в области развития и применения корпоративных и информационных систем, заметила и зафиксировала появление нового инструмента подготовки и принятия решений в крупных корпорациях - ERP-систем.
ERP-система - это уже своеобразная идеология планирования и управления крупными предприятиями с помощью автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, существенно основанная на интеграции.ERP-системы предлагают возможности автоматизации практически всех основных бизнес - процессов компании в единой информационной среде, на основе единой базы данных - для подготовки и принятия решений в области планирования, учета, финансирования, производства, заказа ресурсов и реализации новой продукции.
Прежде всего, надо помнить, что каждая последующая система рождалась в процессе эволюционного развития предыдущей. MRP II появились, когда пользователям стало недоставать возможностей планирования потребностей только материальных ресурсах, предоставляемых системой MRP. Так что MRP II можно представить, дополнив MRP модулями управления финансами, бухгалтерией, людскими ресурсами.
Чем же отличаются MRP II от ЕRP?
MRP II - система прежде всего внутренняя, занимающаяся обработкой информации и данных из внутренних источников компании. ЕRP-системы работают с информацией, как из внутренних, так и из внешних источников. ЕRP-системы существенно больше внимания уделяют финансовым вопросам. Они позволяют составлять отчетность в соответствии с международными стандартами, автоматизировать бухгалтерский документооборот. С помощью ЕRP можно формировать финансовый план и контролировать его исполнение.
В итоге можно предположить такое окончательное определение: ЕRP-система - это интегрированная система управления крупными предприятиями или компанией на основе собственных модулей функциональных подсистем, а также информационных систем нижнего уровня ( подразделений, дочерних предприятий)



  1. Основные задачи MRP. Пример.

В 1960-е гг была разработана методология планирования потребностей в материалах MRP (MaterialRequirementsPlanning). Реализация системы, работающей по этой методологии, представляет собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки материалов комплектующих, контролируя запасы на складе и саму технологию производства. Основною целью, которую преследовали разработчики, являлась минимизация издержек, появляющихся на производстве.
Важную роль в системах MRP играет спецификация изделия (BillofMaterial - BOL), представляющая собой перечень сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства конечного изделия, с указанием нормативов по их использованию, а также иерархическое описание структуры конечного изделия.
На основе плана производства, спецификации изделия и учета технологических особенностей производства осуществляется расчет потребностей в материалах. Потом составляется план закупок и производства. Что очень важно, в систему вводятся фиксированные сроки исполнения.
Основные задачи:
- Создание заказов только необходимых компонентов
- Создание заказов необходимого (оптимального) количества
- Создание заказа на необходимую дату
- Создание заказов в нужный момент времени (чтобы производственные компоненты были поставлены в срок)



  1. Что такое разузловывание и BillofMaterial?.
  2. Основные задачи ERP.

ERP-система – это уже своеобразная идеология планирования и управления крупным предприятиями с помощью автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, существенно основанная на интеграции. ERP-системы предполагают возможности автоматизации практически всех основных бизнес-процессов компании в единой информационной среде, на основе единой базы данных – для подготовки и принятия решений в области планирования, учета. Финансирования, производства, заказа ресурсов и реализации готовой продукции.Основные задачи:
- MRP
- MRP II
- Учет
- Финансы и бухгалтерия
- Управление производственным процессом
- Инженерно – конструкторские разработки
- Поддержка оборудования (основные средства)
- Управление качеством
- Учет затрат
- Маркетинг
- Сбыт
- Реализация
- Управление качеством
- Сервисное обслуживание
- Интеграция
- Расширенные методы объемно – календарного планирования
- Контроль экологии

  1. Эволюция ИС: от MRP к TEI.
  2. Чем отличаются MRPII и ERP?

Чем же отличаются MRPII и ERP? MRPII — система прежде всего внутренняя, занимающаяся обработкой информации и данных из внутренних источников компании. Это система планирования производства. ERP-системы работают с информацией как из внутренних, так и внешних источников. ERP-системы существенно больше внимания уделяют финансовым вопросам. Это система управление всеми ресурсами. Они позволяют составлять отчетность в соответствии с международными стандартами, автоматизировать бухгалтерский документооборот. С помощью ERP можно формировать финансовый план и контролировать его исполнение. ERP обладают механизмами управления транснациональных компаний: поддержка нескольких валют, языков, различных систем бухучета, отчетности, возможность работать в режиме реального времени в нескольких часовых поясах, в режиме 24 х 365 (круглосуточно и круглогодично).
ERP отвечает самым серьезным требованиям интеграции со всеми существующими на предприятии подсистемами и может выступать в роли «опорной сети» или бэкбона (backbone) — логической и физической основы всей информационной структуры крупного предприятия.
В итоге можно предложить такое определение: ERP-система — это интегрированная система управления крупным предприятием или компанией на основе собственных модулей функциональных подсистем, а также информационных систем нижнего уровня (подразделений, дочерних предприятий).

  1. Приведите определение ERP – системы и схему ее использования для планирования работы предприятия.
  2. Представьте системы SCM. Как связаны SCM и MRP?

Система управления цепочкой поставок (SupplyChainManage­ment — SCM) объединяет поставщиков, дистрибьюторов и покупате­лей в единый логистический процесс. Цепочка поставок — множе­ство экономических агентов, таких, как производящие предприятия, центры оптовой торговли или дистрибуции, люди, объединяющиеся для выполнения заказа на поставку товара или услуги.
Логику формирования цепочки поставок можно представить в виде такой последовательности:

  1. планирование потребностей;
  2. прогноз потребностей;
  3. спецификация потребностей;
  4. оформление заказа;
  5. размещение заказа;
  6. исполнение заказа;
  7. транспорт;
  8. получение товара/услуги.

Управление цепочкой поставок означает такую организацию выполнения заказа, которая обеспечивает минимизацию ресур­сов— материальных, временных и финансовых, используемых для осуществления цепочки поставок. Таким образом, система SCM, во-первых, позволяет снизить расходы на поставку необходимых материалов и услуг, а также сократить время этой поставки.
Во-вторых, автоматизация оформления необходимых для по­ставки документов позволяет снизить риск потери от поставки не вовремя и в неверной спецификации.
На первых трех этапах пересекаются «сферы действия» сис­тем: новой SCM и «старой» MRP. Следующие этапы находятся за пределами возможностей традиционных MRP, которые настрое­ны именно на определение «потребностей» (requirements). Реаль­ное обеспечение этих потребностей: документальное оформление заказа, поиск поставщиков, распределение между ними заказов, контроль за исполнением, определение плана и графика поста­вок, прием и бухгалтерское оформление заказа — все эти работы, автоматизация которых и формирует дополнение к MRP, которое как бы дополняет ее до SCM.
Следует отметить и принципиальное различие SCM и MRP. MRP позволяет определять параметры только «входящей» логис­тики, т.е. потребности компании в ресурсах, необходимых для производства товаров или услуг. SCM охватывает цепочку поста­вок полностью: она позволяет автоматизировать определение потребностей и заказчиков на ресурсы для компании, а также определять потребителя, оформлять и осуществлять поставку го­товой продукции, т.е. объединяет работу по выполнению задач и входящей, и выходящей логистики.
Кроме того, MRP — это часть ERP-системы, a SCM — ее допол­нение или надстройка. В идеале система SCM позволяет полностью автоматизировать входящую и выходящую логистику компании.

  1. Представьтесистемы CRM. Чем обусловлен бум внедрения этих систем в последние годы?

CRM-системы: (англ. - CustomerRelationshipManagement).системы управления отношениями с покупателями (СУОП).
Специалисты выделяют три группы процессов, которыми управляют отдельные модули CRM:
• управление продажами,
• маркетинг,
• служба поддержки клиентов.
Управление продажами (SFA – SalesForceAutomation) осуществляет управление клиентскими счетами, прогнозирование продаж, управление списками товаров и услуг и управление контактами с клиентами.
Маркетинг (MarketingAutomationApplication) – позволяет автоматизировать, оптимизировать и осуществлять растущее число попыток доставки клиенту актуальной информации, используя все имеющиеся в распоряжении каналы связи: телефон, обычную и электронную почты, факс, порталы самообслуживания и т.д.
Ядром службы поддержки клиентов обычно является клиентский телефонный центр (callcenter) – подразделение организации, откуда в методическом и организационном плане управление взаимоотношениями с клиентами осуществляется по телефону. Клиентские телефонные центры обычно основываются на интеграции компьютеризированной базы данных и системы автоматизированного распределения звонков.
По признанию ведущих аналитических компаний, CRM – системы превращаются в главное направление развития бизнес-приложений для современных компаний. В 2000 г. был опубликован доклад компании InternationalDataCorp. Inc. (IDC), в котором представлены результаты исследования рынка программного обеспечения для управления взаимоотношениями с клиентами -CRM. В 1999 г. объем продаж на этом рынке вырос на 71% и достиг 3,3 миллиарда долларов, а в 2004 г. данный показатель должен увеличится до 12,1 миллиардов долларов.
Ужесточение конкурентной борьбы привело к тому, что приобретение каждого нового потребителя обходится существенно дороже, чем сохранение партнерских отношений с существующим клиентом.

  1. Что такое бизнес - приложения, как они связаны с функциональными подсистемами?
  2. Что такое совокупная стоимость владения (ССВ)? Как можно использовать ССВ в качестве инструмента для выбора ИС и ее элементов?

Наши рекомендации