Российско-турецкие отношения на современном этапе.
В декабре 1991 года Российская Федерация признана правопреемницей СССР.Российско-турецкие отношения опираются на широкую договорно правовую базу. Между Россией, в том числе в качестве государства-правопреемника СССР, и Турцией действует более 60 основополагающих документов, регламентирующих взаимодействие в различных сферах двусторонних связей. Наиболее важные из них - Договор о дружбе и братстве от 16 марта 1921 г., Договор о принципах взаимоотношений от 25 мая 1992 г., Совместная Декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства от 13 февраля 2009 года.В XXI веке отношения России с Турцией по многим направлениям вышли на уровень продвинутого партнерства. Это подтверждает активно развивающийся политический диалог на высшем и высоком уровне. За последние четыре года в различных форматах состоялось свыше десяти встреч руководителей России и Турции.Так, 5-6 декабря 2004 года президент РФ Владимир Путин нанес официальный визит в Турцию, в ходе которого были подписаны Совместная политическая декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства, ряд межправительственных соглашений. В ноябре 2005 года президент РФ Владимир Путин находился с рабочим визитом в Самсуне, где состоялась официальная церемония открытия трансчерноморского газопровода "Голубой поток".10-12 января 2005 года в Москве с рабочим визитом находился премьер министр Турции Реджеп Эрдоган. 13 августа 2008 года состоялась рабочая поездка Реджепа Эрдогана в Россию, в ходе которой он встретился с президентом России Дмитрием Медведевым и председателем правительства России Владимиром Путиным.12-15 февраля 2009 года президент Турции Абдуллах Гюль находился в России с государственным визитом, в рамках которого была подписана Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства.Систематически проводятся российско-турецкие консультации по линии МИД, силовых ведомств двух стран, осуществляются контакты между заинтересованными министерствами и организациями.В июле и сентябре 2008 года состоялись официальный и рабочий визиты министра иностранных дел Сергея Лаврова в Турецкую Республику. Динамично развивается российско турецкое сотрудничество в торгово-экономической области, играя ведущую роль в общем спектре двусторонних отношений. В последние годы Россия устойчиво занимает второе место (после ФРГ) во внешнеторговом обороте Турции.
В 2008 году объем взаимного торгового оборота, по данным российской торговой статистики, составил 33,8 млрд. долларов.Главными статьями российского экспорта (до 70%) являются товары топливно-энергетического комплекса. На втором месте – поставки металлоизделий (около 20,5%), на третьем – продукции химической промышленности (2,9%).Импорт из Турции в основном представлен машинами, оборудованием и транспортными средствами (30%), текстилем и изделиями из него (20%), продовольственными товарами (15%), продукцией химической промышленности (10%).Продолжает расширяться взаимодействие в энергетической сфере. "Газпром" в настоящее время поставляет Турции 63% всего необходимого ей газа (третье место после Германии и Италии). Объем поставок российского природного газа в Турцию в 2008 году превысил 24,5 млрд. куб. м (в 2007 году – 23,5 млрд. куб. м), в т.ч. 10,5 млрд. куб. м – по газопроводу "Голубой поток". Обе стороны заинтересованы в расширении его мощности, в том числе путем прокладки параллельной ему газовой ветки ("Голубой поток 2") и продления ее через территорию Турции в средиземноморском направлении.Хорошие перспективы для налаживания сотрудничества имеются у двух стран в области атомной энергетики.Масштабный объем работ выполняют на территории России турецкие подрядные компании. За последнее десятилетие ими заключены контракты на сумму свыше 17 млрд. долларов.Совокупный объем прямых турецких инвестиций в России превышает 5 млрд. долларов. В последние годы наблюдается заметное повышение интереса российских инвесторов к осуществлению капиталовложений в турецкую экономику.Межправительственным органом, занимающимся вопросами развития и координации российско турецкого торгово экономического сотрудничества, является Смешанная межправительственная комиссия по торгово экономическому сотрудничеству (МПК). В рамках МПК действуют 5 совместных рабочих групп (по энергетике, промышленности и технологиям, инвестициям и подрядным услугам, транспорту и транспортному строительству, стандартизации и метрологии).
7. Российско-германские отношения: стабильность, надежность, расширение. Среди стран Евросоюза Герм считается одной из стран, с которыми у Рос традиционно складываются наиболее дружественные и плодтворные отн. Как во времена Гельмута Коля, так и во времена Герхарда Шрёдера герм.лидеры всегда старались установить хорошие личные отн с президентами Рос. В 2001 году Владимир Путин произнёс речь в Германском Бундестаге на немецком языке, в которой изложил своё видение сотрудничества между Россией и Европой в будущем. В том же году был основан Петербургский диалог, росс.-нем.дискуссионный форум, проводящий ежегодные встречи представителей общественности двух стран. В 2003 Россия, Герм и Фр были едины в несогласии с развязыванием США войны в Ираке и некоторые обозреватели даже начали писать об "оси Париж Берлин Москва". В 2005 году Путин и Шрёдер договорились о строительстве Североевроп.газопровода по дну Балтийского моря. Пришедшая в тому же году к власти Ангела Меркель относится к Рос более скептически. Она дала понять, что возвратит главную внешнепол.ориентацию Герм на США, а к Рос необходимо относится более дистанцировано, хоть и прагматично. Тем не менее, несмотря на её желание больше принимать во внимание интересы восточно-европ.стран, она не стала денонсировать достигнутые в эпоху Шрёдера соглашения с Рос. Герм явл самым важным торговым партнёром Рос, на неё приходится 13,6 процентов всей росс.внешней торговли. Рос для Герм, исходя из абсолютных финансовых показателей, является 10-м по важности торговым партнёром и торговля с ней составляет около 3 процентов от общей цифры. Однако импорт росс.энергоносителей носит для Герм стратегический хар-р. Уже сегодня Герм импортирует более 30 % природного газа и 20 % нефти из Рос и по оценкам экспертов эта доля в будущем ещё больше увелич. Рос импортирует из Герм множество продуктов машиностроения. В культ.плане между обоими гос-вами сущ. тесное сотрудничество. 2005 год был годом Герм в Рос, а 2006 г России в Герм. Рос была основной страной на Франкфуртской книжной ярмарке.
8.Взаимоотношения РФ со странами Центральной Европы (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Австрия). Дог о дружбе и стор-ве с Польшей 12.5.92В отличие от России страны ЦЕ после смены вектора общ – полит разв, произошедшего в результате демокх рев к 80 х годов, сразу же опр себя как часть Европы и взяли курс на вхожд в сис евроатл безоп и евро экон интег. Общей проблемой этих стран в первой половине 90-х годов ХХ столетия являлся высокий потенциал конфликтогенности, обусловленный стремлением национальных меньшинств к политическому самоопределениию. Реальная возможность устранения этих угроз виделась ими в первую очередь в членстве в НАТО, а затем и ЕС, что позволило бы, по их мнению, устранить «вакуум безопасности.» На действия в этом направлении ориентировали внешнюю политику Польши – самого крупного государства региона - «Основы стратегии Республики Польши на 1993-2000 гг.». В этом документе, подписанном през-м польши. Валенсой в нояб 92 года говорилось, что « Польша выступает за признание НАТО в качестве главного фактора политической стабильности и мира в Европе, за сохранение этим союзом евроатлантического характера, за присутствие американских войск в Европе.» В нём также отмечалось, что стратегической целью Польши до 2000 г. является вступление в НАТО и ЗЕС как европейской опоре НАТО, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе. Примерно на тех же позициях стояли и другие страны региона, которые во все возрастающей степени делали ставку на тесное сотрудничество с НАТО и ЕС как важнейшего условия обеспечения своей безопасности. После предпринятых в начале 90-х годов попыток решать эту проблему на региональной основе в рамках Вишеградской группы (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша) они постепенно переориентировались на вступление в НАТО и ЕС, т.к. эта организация не оправдала их ожиданий. В декабре 1993 года на сессии Совета НАТО была принята программа «Партнёрство во имя мира». Все страны Центральной Европы присоединились к этой программе. Это был первый шаг на пути их вхождения в НАТО. В декабре 1997 г. были подписаны протоколы о принятии Польши, Венгрии и Чехии в число его полноправных членов. И, наконец, на юбилейной апрельской сессии Совета НАТО в Вашингтоне в 1999 г. эти три страны стали полноправными членами Альянса. В 2004 году на сессии Совета НАТО членами Альянса также стали Болгария, Румыния, Словакия и Словения. Провозглашённая ими ещё в начале 90-х годов цель «возвращение в Европу» предполагала и их вступление в ЕС на условиях полноправного членства. Россия исходила из того, что, Козырев: в дек 1992 года, она «придерживается принципиально новой стратегии м.о.. избавлена от присущих СССР элимп высокомерия и основана на принц равноправия и взаимной выгоды. Стратегическая задача внеш полРФщас – предотвратить превращение Восточной Европы в своего рода буфер от З. Мы стремимся также к тому, чтобы не допустить вытеснения России из в-е рег. В Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Чешской и Словацкой Федеративной Республикой, подписанном в 1992 году, говорилось о недопустимости «применения силы против Чехословакии в 1968 году и дальнейшего неоправданного пребывания российских войск на чехословацкой территории». Подписанные и ратифицированные политические договоры России с Польшей, Чехией, Словакией содержали в себе статьи, представлявшие своеобразные обязательства по укреплению безопасности в регионе и взаимодействие в решении вопросов укрепления европейской безопасности. В Договорах в частности отмечалось, что «Договаривающиеся стороны будут неукоснительно соблюдать суверенитет и территориальную целостность друг друга», «решать все споры, которые могли бы возникнуть между ними исключительно мирными средствами» В совместной российско-польской Декларации, Ельциным и Л. Валенсой - в августе 1993 г. в Варшаве, отм, что намерение Польши вступить в НАТО «не противоречит интересам других государств, в том числе интересам России». Козырев на встрече с мид Венгрии Гезой Есенски 22 сентября 1993 г. в Москве. Козырев сказал, что он «признает право Венгрии самостоятельно решать вопросы о своём участии в том или ином интеграционном объединении, в том числе и в НАТО. Поддержка ЦЕ агрессии НАТО против Югос - они подстраивают свою внеш пол под общие внешнеполит уст НАТО, опр свою внешнеп линию с учётом треб Вашингтона. Стало очевидным, что политическое влияние России в странах региона весьма ограничено. Крайне неблагоприятна структура её экспорта в страны региона. На 80-85 % он состоит из топливно-сырьевой группы товаров. Машинно-технические изделия занимают не более 4 % в российском экспорте в эти страны против 20 % в начале 90-х годов. Чехия 18 место по объему товарооборота в 2010 товарооборот между Россией и Чехией ревысил 10,3 млрд экспорт России в Чехию достиг 6,8 млрд,импорт России из Чехии превысил 3,5 млрдОснову российского импорта из Чехии составляют: машины, оборудование и транспортные средства – 68,4%, продукция химической промышленности – 9,8%, металлы и изделия из них – 7,3%, древесина и целлюлозно‑бумажные изделия – 4,5%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 3,6%.сотрудничество в атомной энергетике. Заключены контракты на авторское сопровождение и инженерную поддержку на весь период эксплуатации чешских АЭС «Темелин» и «Дукованы». В 2006 году подписаны контракты между чешским энергетическим концерном «ЧЭЗ» и российской компанией «ТВЭЛ» на поставки, начиная с 2008 г., ядерного топлива для АЭС «Темелин» на сумму в 500 млн.долл.
России нет четкой стратегии во взаимоотношениях со странами ЦЕ. ЦЕвропа (ЦЕ) - не более чем условное обозначение региона, лежащего м\у постсоветским пространством и гос-вами, традиционно относимыми к ЗапЕвропе. Их взаимоотношения в основном заключаются вотношениях с ЕС.
Решение принять страны ЦЕ в ЕС было принято ещё на Копенгагенском саммите ЕС в декабре 2002 года. Однако Россия во время переговорного процесса с ЕС по разрешению большого комплекса проблем, связанных с этим расширением, во многом благодаря ещё политике 1990-х гг., оказалась в слабой позиции. Пик напряжённости му ЕС и РФ пришёлся на конец 2003 года, когда ЕС решил просто проигнорировать интересы России, которые ущемлялись предполагавшимся расширением ЕС. Брюссель отверг все российские 14 пунктов «минимизации последствий расширения». А надо только сказать, что новобранцы по принятии в ЕС оказались должны выполнять все принятые в ЕС антидемпинговые процедуры против России. В ответ Москва тогда отказалась распространять на них действие Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) – главном документе, регламентирующем рос-европ.отношений. Только 27 апреля 2004 года министры ин.дел России и стран ЕС подписали Протокол о распространении на новых членов ЕС действия СПС, а также Пол.декларацию об учёте пакета росс. озабоченностей. Но фон отношений был испорчен. 1 мая 2004 года стало датой вступления в ЕС 10 новых членов. Это были Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения. После расширения доля торгового оборота России со странами ЕС увеличилась почти в два раза – с почти 30-ти до более чем 50%. Значимость взаимоотношений значительно увеличилась, однако общий политический фон сильно осложнился откровенно антироссийским настроем части «новобранцев». Владимир Чижов, российский министр в ЕС, признал пару лет спустя в интервью Financial Times, что после расширения ЕС отношения России с Союзом сильно осложнились. В попытках как-то спасти положение в 2004 году Россия выложила такой свой важный переговорный козырь, как ратификация Киотского протокола, ожидая встречных уступок со стороны ЕС по другим вопросам. Но их на деле не последовало, к чему Россия была морально не готова.
10.Развитие отношений Российской Федерации со странами Африканского континента.
5-6 сентября 2006 года Путин в ЮАР. мощный импульс развитию всего комплекса отношений с афр, прежде всего в контексте углубления полит взаимод, расширения связей в торг-эк, научно-технической, инвест сферах. Документы - Договор о дружбе и партнерстве, согло сотр в обл здравоох, исслед и использ косм простр в мирных целях, охране прав интелл собств, способствующих активизации нашего сотрудничества с ЮАР.
Переговоры Путина в Кейптауне, итоги визита в Москву в октябре 2006 г. президента Анголы Ж.Э.душ Сантуша, а также контакты Лаврова в Анголе и Эфиопии в сентябре 2006 года подтв наличие реал возм росс бизнес-сообщества осущ прорыв в сфере торг-эк взаимод. Теперь необходимо закрепить перспективы для продвижения наших интересов на африканском. В Африке осознают, что Россия один из влиятельных игроков в системе глобальных связей, стараются использовать авторитет нашей страны на меж арене при решении задач развития Африканского континента. Африка наиболее проблемный регион мира. Нынешние темпы эк роста не позволяют рассчит на преодоление разрыва в уровне развития Африки и остального мира. Ситуация в Африке превратилась в фактор угрозы глобальной стабильности. На миротв оп, гумпомощь и постконф восст идет много ресурсов. Неконтрол миграция из зон конфликтов за пределы Африки, распростр преступности, инфекций. нестабильность питательная среда для терроризма и экстремизма. Россия активно участвует в рамках «Группы восьми». теме Африки на саммите летом 2006 в Спб отводилось место, была отражена в итоговых документах в сфере энерг безоп, образования и борьбы с инфекциями - отвечает интересам Африки. реализация решений будет способствовать мобилиз собств усилий африканцев и обеспечению доп внешней поддержки в реализации их собственных планов развития. Особая роль принадлежит созданному в 2003 году под эгидой «восьмерки» Форуму по партнерству с Африкой (ФПА). Путин направил в адрес участников мероприятия послание: отметил значимость ФПА как площадки для представителей афр, его вклад в выработку рекомендаций по обеспечению реализации программы «Новое партнерство для развития Африки» - НЕПАД. Со своей стороны, Россия продолжает оказывать странам континента действенную практическую помощь.
Крупное напрроссийского содействия Африке - облегчение долгового бремени, важная форма содействия развитию. РФ списала долги в размере 11,3 млрд. долл. меры по выпроссийских обяз, связ с реализацией Инициативы «Группы восьми» по списанию многосторонней задолженности беднейших стран, в частности, перед Международным агентством по развитию. Размер соответствующего российского вклада в 2007-2014 гг. составит около 33 млн. долл. В России действует льготный таможенно-тарифный режим для товаров из африканских стран. Российским законодательством предусмотрено, что товары традиционного экспорта наименее развитых стран, в т.ч. африканских, не облагаются импортными таможенными пошлинами. На континенте действуют такие крупные компании, как АЛРОСА в Анголе (разработка месторождений алмазов Катока, Луо), «Технопромэкспорт» в Анголе (строительство ГЭС «Капанда» и «Гидрошикапа»), РУСАЛ в Гвинее (разработка месторождений бокситов, производство глинозема) в ЮАР (разработка месторождений марганцевой руды). К настоящему времени наша страна полностью выполнила взятое на себя ранее обязательство о внесении в 2002-2006 гг. 20 млн. долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. В 2005г. российский вклад в Фонд был удвоен до 40 млн. долл. Намерены также компенсировать Фонду до 2010 г. около 220 млн. долл.. по-прежнему стоит вопрос обеспечения безопасности и стабильности, обеспечения безопасности границ, их непроницаемости для перелива конфликтов, незаконной торговли оружием. Важную роль в этом играет Совет мира и безопасности Африканского союза, ответственный в т.ч. за создание Африканских сил постоянной готовности. Российские военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел задействованы во всех операциях ООН по поддержанию мира в Африке - в Бурунди, Демократической Республике Конго, Западной Сахаре, Сьерра-Леоне, Эфиопии и Эритрее, Кот-д'Ивуаре, Либерии, Судане.
26.6.09. сотр-во Совместной декларации о принципах отношений между Российской Федерацией и Республикой Намибия 1998 года. Медведев в Намибии с президентом дог о расширении инвестиционного участия в области добычи полезных ископаемых, нефтедобычи и энергетики, сообщается в совместном коммюнике по итогам визита Медведева в Намибию. обе стороны подчеркнули необходимость поднятия торгово-экономического, научно-технического, гуманитарного и культурного сотрудничества до уровня превосходных политических отношений. Главы двух государств договорились о продолжении совместных усилий в целях создания безопасного и процветающего мира, а также об активизации взаимной поддержки и сотрудничества на международной арене. Медведев подтвердил приверженность России курсу на оказание африканским странам содействия как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних международных механизмов, в том числе по линии "Группы восьми", а Похамба приветствовал и поддержал участие России и ее полную поддержку усилий по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Африки, предотвращению и урегулированию конфликтов, препятствующих стабилизации положения в регионе.