Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве 31.5.97
Политический Договор является результатом двусторонних компромиссов. Это документ, в котором достигнут баланс интересов обеих сторон и который должен закрепить положительные тенденции в двусторонних украинско-российских отношениях.
Согласно Договору отношения между Украиной и Россией будут строиться на взаимном уважении и доверии. Стороны будут воздерживаться от действий, направленных друг против друга, и обязуются не подписывать с третьими странами любые договоры, направленные против другой стороны, не допустят использование своей территории во вред безопасности другой стороны. Таким образом, Большой договор - это декларация благих намерений по всем направлениям межгосударственных отношений, предусматривающая решение спорных вопросов за столом переговоров. Отказ от договора был чреват созданием широкого поля конфронтации, выходящего далеко за рамки уже существующих разногласий. Множить разногласия в Киеве и Москве не стали.
2.Российская федерация и страны Закавказья: уровень отношений, проблемы, пути их решения.
Армения.
14-15 сентября 2001 года с первым официальным визитом в Армении находился Президент РФ Владимир Путин; итогом визита стал Договор "О долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года", который позволит осуществить экономические проекты в сфере энергетики, военно-промышленного комплекса, транспорта, металлургии и химической промышленности". Перспективные направления совместной деятельности определены в подписанной 26 сентября 2000 года "Декларации о союзническом взаимодействии в ХХ1 веке".
Подписаны также межправительственные соглашения о принципах сотрудничества между субъектами РФ и областными администрациями Армении, о сотрудничестве в области туризма, о взаимном признании ученых званий и степеней, о взаимной защите и поощрении капвложений.
Россия является ведущим торгово-экономическим партнером Армении. Взаимный товарооборот в 2001-2005 гг. существенно увеличился. В январе-ноябре 2005 года он достиг 298 млн. долларов США. В структуре российского экспорта преобладают топливо, необработанные природные алмазы, продукция алюминиевой промышленности, машины, оборудование и транспортные средства. Основные товары импорта из Армении - алкогольные напитки, пищевые продукты, машины и оборудование. Россия занимает ключевые позиции в ТЭК Армении. Поступление российских энергоносителей - природного газа и ядерного топлива - обеспечивает работу крупнейших Разданской ТЭС и Армянской АЭС, производящих до 80% электроэнергии в республике. С сентября 2003 года АЭС перешла в доверительное управление дочерней компании РАО "ЕЭС России" ("ИНТЕР РАО ЕЭС") сроком на пять лет с правом его продления. В собственность РАО "ЕЭС России" передан Севано-Разданский гидроэнергетический каскад. В июле 2005 года компания "Электросети Армении" передана сроком на 99 лет в управление компании "Интерэнерго", являющейся структурой РАО "ЕЭС России". В 1999 году в Армении создано российско-армянское совместное предприятие "АрмРосгазпром". Рассматривается вопрос о возможном российском участии в строительстве газопровода Иран-Армения. В Армении действуют такие крупные российские корпорации, как "ЕЭС России", "Газпром", "Русский алюминий", Внешторгбанк. Зарегистрировано около 600 предприятий с участием российского капитала, в их числе "Международная энергетическая корпорация", "Разданская энергетическая компания", "Арменал", "Марс", СП "АрмРосгазпром" и "Гранд Кэнди". В 2004 году проводилась работа по улучшению транспортного сообщения между Россией и Арменией. 10 января 2005 года подписано соглашение между Минтрансом России и министерством экономического развития Грузии об организации прямого паромно - железнодорожного сообщения через порты Кавказ (Россия) и Поти (Грузия). Его реализация будет способствовать смягчению транспортных проблем Армении. Армения является стратегическим союзником России на Южном Кавказе, а также важным партнером России в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на южном направлении. 16 марта 1995 года в Москве президентами двух стран был подписан договор о российской военной базе на территории Армении сроком действия 25 лет с автоматическим продлением еще на 5 лет, если ни одна из сторон не выскажется против этого. На территории Армении дислоцируется 102-я российская военная база. Сформирована объединённая российско-армянская войсковая группировка. Пограничная группа ФСБ России в Армении совместно с армянскими пограничниками несет охрану границ республики с Турцией и Ираном.
Азербайджан.
Основополагающим документом договорно-правовой базы двусторонних отношений является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой (3 июля 1997 г.). политическое сотрудничество между нашими странами в последние годы заметно активизировалось. Важные импульсы ускорению развития российско-азербайджанских отношений придали визиты в Азербайджанскую Республику: официальный - 9-10 января 2001 г. и рабочий - 21-22 февраля 2006 г. Президента России В.В.Путина, а также официальный - 3-4 июля 2008 г. и рабочий - 29 июня 2009 г. Президента России Д.А.Медведева. 2 ноября 2008 г. в Москве по инициативе Президента России состоялась трехсторонняя встреча президентов Азербайджана И.Г.Алиева и Армении С.А.Саргсяна по нагорно-карабахскому урегулированию, к которой затем присоединился Д.А.Медведев. По итогам встречи подписана Декларация Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации, в которой стороны подтвердили свою приверженность политическому урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Азербайджаном развивается по нарастающей.
В 2008 г. внешнеторговый оборот между нашими странами увеличился по сравнению с 2007 г. на 39,3 % и составил 2,403 млрд. долларов, экспорт вырос на 42,6% - до 1991,1 млн. долларов, импорт увеличился на 25,4% -411,4 млн. долларов. В минувшем 2007 году товарооборот достиг 1,5 млрд. долл., при этом Россия сохранила свои позиции самого крупного экспортера в Азербайджан.В соответствии с условиями Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о транзите нефти через территорию Российской Федерации от 18 января 1996 г. азербайджанская сторона осуществляет транспортировку нефти по маршруту Баку-Новороссийск. Баку к 2008 году за счет выхода на заявленную мощность проектов по добыче и транспортировке углеводородов обеспечил себе независимость от российских экспортных маршрутов, прежде всего от нефтепровода Баку-Новороссийск, и использует его в настоящее время качестве резервного основному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. 14 октября 2009 года «Газпром» и ГНКАР подписали соглашение о покупке азербайджанского газа по европейской цене с 1 января 2010 года и поставке его по газопроводу Баку–Ново-Филя для снабжения республик Северного Кавказа. Перспективность двусторонних отношений в очередной раз была подтверждена в ходе визита президента РФ Дмитрия Медведева в Баку в начале сентября 2010 года. Так, по итогам переговоров с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым была достигнута договоренность об увеличении экспорта газа в Россию Газпром нефтяная компания Азербайджанской Республики договор, согласно которому с 2011 года Россия удвоит объем импорта до 2 млрд кубометров в год, а с 2012 года он превысит 2 млрд кубометров.
16-17 мая 1994 г. завершившимся подписанием при посредничестве России договора о прекращении огня и невозобновлении военных действий Но породившие вооруженный конфликт спорные проблемы не решены и по сей день. Наиболее острым на протяжении истекших лет оставался вопрос о так называемой “зоне безопасности” вокруг НКР — семи районах Азербайджана, оккупированных Арменией в ходе вооруженного конфликта. Основным сдерживающим фактором на протяжении всех истекших лет оставалась Минская группа ОБСЕ по карабахскому урегулированию. Официально в нее были включены девять стран-посредников, но основными действующими членами являются ее сопредседатели — Россия, США и Франция. В течение долгого времени странам-сопредседателям удавалось сохранять общий подход к переговорному процессу на основе признания status quo, т. е. состояния “замороженного конфликта”, поскольку ни азербайджанская, ни армянская сторона не были готовы пойти на компромисс. Однако в последние годы, особенно после признания западными странами независимости автономного края Косово и в свете результатов российско-грузинской войны 2008 г. ситуация стала меняться. Мадридская встреча в 2007 армянская сторона должна освободить на первом этапе пять из семи оккупированных районов Азербайджана, куда начнут возвращаться азербайджанцы; решили:1.в зону конфликта должны быть введены миротворцы;2.временные перемещенные лица из Азербайджана возвращаются в места своего проживания на территории НКР;3.после этого — в течение 10-15 лет будет проведен референдум, который должен определить и закрепить статус республики. позиция России по поводу урегулирования конфликта вокруг НКР последовательно формулировались в соответствии с согласованными в рамках Минской группы принципами. “Главное, чтобы процесс продолжался на основе соблюдения территориальной целостности Азербайджана и уважения других основополагающих норм международного права, без применения силы”, говорилось в Заявлении МИД РФ от 24 мая 2010 года. Позиция России исходила из основного тезиса: Азербайджан и Армения — стратегические партнеры России, война между ними недопустима, сотрудничество с ними важно для России как регионального и глобального игрока на Кавказе. Состоявшийся в начале декабря 2010 г. саммит ОБСЕ в Астане ознаменовался новым обострением ситуации. Лидерам двух стран трудно о чем-либо договориться, если Баку говорит и желает слышать только о территориальной целостности, а Ереван — о независимости Карабаха, пока еще юридически входящего в состав Азербайджана.
3.Экономическое и научно-техническое сотрудничество РФ и КНР.
Российско-китайские отношения 1990-ых годов целесообразно рассматривать с первого визита первого президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в Китайскую Народную Республику 17-19 декабря 1992 года. Данный визит ознаменовал начало новых межгосударственных отношений не только между двумя названными странами в ходе визита Б.Н. Ельцина в КНР 18 декабря 1992 года была принята Совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР, министры иностранных дел России и КНР подписали Меморандум о взаимопонимании между Правительствами РФ и КНР по вопросам взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе границы. . С этого времени оба государства стали совместно выступать против силовой политики на мировой арене, за справедливое разрешение международных проблем. РФ и КНР, имея сходные интересы в АТР, стали выступать в качестве общего гаранта безопасности и спокойствия на границах сопредельных стран. Стороны осудили попытки нарушения Вашингтоном договора «По ПРО» как серьезную угрозу стратегической стабильности, выразили обеспокоенность американским планом развертывания национальной системы противоракетной обороны. Так в 1996 году был установлен порядок регулярных ежегодных встреч глав правительств России и Китая, на постоянной основе налажено взаимодействие между центральными органами исполнительной власти двух стран Более того, во второй половине 90-х годов российско-китайское сотрудничество уже перестало ограничиваться только двусторонними связями и стало выходить на многосторонний и региональный уровень. Так в 1998 году, не в последнюю очередь за счет поддержки Китая, Россия вступила в организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Тем самым РФ обеспечила свое присутствие в качестве полноправного участника консультаций по вопросам развития Азиатско-тихоокеанского региона. Наиболее ярким свидетельством заинтересованности России и Китая в дальнейшем расширении взаимодействия стало подписание в 2001 году в г.Москве Договора «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», который заложил правовой фундамент доверительного партнерства и стратегического взаимодействия между двумя странами. исходит из общности интересов. , подтвердил заявленную ранее политику мира и добрососедства не менее значимым событием в сфере политического сближения РФ и КНР стало создание в том же 2001 году Шанхайской организации сотрудничества. вопросы безопасности в Центральной Азии – региона, расположенного вблизи важных экономических и военных объектов на приграничных территориях РФ и КНР, стало отдельным направлением российско-китайского сотрудничества. военно-стратег сотр-во:
После 91 года сотр-во в ВПК стало одним из превалирующих в российско-китайских отношениях. За период 1992-2007 годов Китай приобрел у России вооружений и техники на сумму примерно на 25 млрд. долларов около 40% от общих доходов РФ от экспорта продукции ВПК. же в 1992 году КНР закупила крупную партию из 24 многофункциональных истребителя Су-27, что послужило началом масштабной модернизации китайской армии с помощью России .в 2003 году в РФ была разработана и принята специальная государственная программа по ВТС с КНР. Согласно этой программе, Россия значительно увеличила объемы контрактов, лицензионных соглашений, а также открыла доступ Китаю к новым видам высокотехнологичных систем вооружений.
В течение 1992-2000 годов объемы товарооборота колебались в диапазоне от 3,8 до 6,2 млрд. долларов. Однако, начиная с 2001 года, наблюдается значительное увеличение объемов торговли. Весьма показательно, что ее активизация совпадала по времени с подписанием между РФ и КНР Договора «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» (2001 год). Если за 9-летний период 1992-2001 годов объемы российско-китайского товарооборота возросли примерно в 1,5 раза (с 7,351 до 11,263 млрд. долларов), то за период 2001-2007 годов они выросли в 3,6 раза – с 11,263 до 40,335 млрд. долларов. Структура российско-китайской торговли свидетельствует об ярко выраженной сырьевой ориентации РФ, в то время как КНР закрепляет за собой роль поставщика готовой продукции. Так в 2007 году доля сырья в поставках из России в Китай составила порядка 82,8%, включая энергоносители (около 59,2%), черные и цветные металлы (порядка 13,4%), химическое сырье (около 10,2%). В свою очередь, в 2007 году доля готовой продукции в поставках из КНР в РФ составила порядка 74%, включая машины и оборудование (около 46%), продовольствие (примерно 14,6%), а также химическую продукцию высокой степени переработки (около 13,5%).
Другим не менее важным свидетельством сырьевой ориентации РФ является тот факт, что, согласно оценкам самих же ведущих российских экспертов, наиболее перспективным в двустороннем экономическом сотрудничестве является строительство газо- и нефтепроводов для снабжения российским энергетическим сырьем северо-восточных провинций КНР.
Российская Федерация и Китайская Народная Республика: партнерство на международной арене, участие в ШОС.Шанхайская Орг. Сотрудничество. Изначально 5гос-в. Создана в к20в. 1997-встреча в Москве КНР,Каз,Кирг,Тадж,РФ. 1998- в Алмате,2000-Душанбе+Каримов,презид Узб-наблюдатель. 2001-Шанхай-формал.образ.ШОС. Гл.задача-борьба с наркотиками, с терроризмомю 2004-Ташкент-самит ШОС-согл о сотрудничестве в борьбе с незак оборотом наркот средств и психотропных вещ-в. ШОС-открытая орг-ция. Наблюдатели-Инд,Иран,Пакестан,Монголия.
ШОС-большое вним.удел.полит. и воен.пробл. 2007-Челябинск- антитеррористические уч-я. ШОС-счит что сами могут разрешить все воен.угрозы в стр.ШОС, нет необх-ти в иностр воен.базах. Многие страны участники развиты,но страдают от недостатка ресурсов.-оч.заинтерес.в разработке наших сырьевых запасов на Д.Востоке и Сибири. ШОС-одна из задач- развитие эк.связей этих гос-в. Рос-не заинтресована,тк будет упадок рос.промышленности. КНР-увеличение рынка сбыта своей продукции. У Рос сосредоточены 25% мир.запасов чист.воды. Программа строительства нефтепров.из СИБ-Кит-Берег ЯП.моря. Задача поставить до 80млн тонн нефти. Многие счит,что вода будет стоить дороже нефти,а в АТР-многочисл.страны.