Российско-yкраинские отношения: состояние, проблемы, перспективы.

Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве 31.5.97

Политический Договор является результатом двусторонних компромиссов. Это документ, в котором достигнут баланс интересов обеих сторон и который должен закрепить положительные тенденции в двусторонних украинско-российских отношениях.
Согласно Договору отношения между Украиной и Россией будут строиться на взаимном уважении и доверии. Стороны будут воздерживаться от действий, направленных друг против друга, и обязуются не подписывать с третьими странами любые договоры, направленные против другой стороны, не допустят использование своей территории во вред безопасности другой стороны. Таким образом, Большой договор - это декларация благих намерений по всем направлениям межгосударственных отношений, предусматривающая решение спорных вопросов за столом переговоров. Отказ от договора был чреват созданием широкого поля конфронтации, выходящего далеко за рамки уже существующих разногласий. Множить разногласия в Киеве и Москве не стали.

2.Российская федерация и страны Закавказья: уровень отношений, проблемы, пути их решения.

Армения.

14-15 сентября 2001 года с первым официальным визитом в Армении находился Президент РФ Владимир Путин; итогом визита стал Договор "О долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года", который позволит осуществить экономические проекты в сфере энергетики, военно-промышленного комплекса, транспорта, металлургии и химической промышленности". Перспективные направления совместной деятельности определены в подписанной 26 сентября 2000 года "Декларации о союзническом взаимодействии в ХХ1 веке".

Подписаны также межправительственные соглашения о принципах сотрудничества между субъектами РФ и областными администрациями Армении, о сотрудничестве в области туризма, о взаимном признании ученых званий и степеней, о взаимной защите и поощрении капвложений.

Россия является ведущим торгово-экономическим партнером Армении. Взаимный товарооборот в 2001-2005 гг. существенно увеличился. В январе-ноябре 2005 года он достиг 298 млн. долларов США. В структуре российского экспорта преобладают топливо, необработанные природные алмазы, продукция алюминиевой промышленности, машины, оборудование и транспортные средства. Основные товары импорта из Армении - алкогольные напитки, пищевые продукты, машины и оборудование. Россия занимает ключевые позиции в ТЭК Армении. Поступление российских энергоносителей - природного газа и ядерного топлива - обеспечивает работу крупнейших Разданской ТЭС и Армянской АЭС, производящих до 80% электроэнергии в республике. С сентября 2003 года АЭС перешла в доверительное управление дочерней компании РАО "ЕЭС России" ("ИНТЕР РАО ЕЭС") сроком на пять лет с правом его продления. В собственность РАО "ЕЭС России" передан Севано-Разданский гидроэнергетический каскад. В июле 2005 года компания "Электросети Армении" передана сроком на 99 лет в управление компании "Интерэнерго", являющейся структурой РАО "ЕЭС России". В 1999 году в Армении создано российско-армянское совместное предприятие "АрмРосгазпром". Рассматривается вопрос о возможном российском участии в строительстве газопровода Иран-Армения. В Армении действуют такие крупные российские корпорации, как "ЕЭС России", "Газпром", "Русский алюминий", Внешторгбанк. Зарегистрировано около 600 предприятий с участием российского капитала, в их числе "Международная энергетическая корпорация", "Разданская энергетическая компания", "Арменал", "Марс", СП "АрмРосгазпром" и "Гранд Кэнди". В 2004 году проводилась работа по улучшению транспортного сообщения между Россией и Арменией. 10 января 2005 года подписано соглашение между Минтрансом России и министерством экономического развития Грузии об организации прямого паромно - железнодорожного сообщения через порты Кавказ (Россия) и Поти (Грузия). Его реализация будет способствовать смягчению транспортных проблем Армении. Армения является стратегическим союзником России на Южном Кавказе, а также важным партнером России в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на южном направлении. 16 марта 1995 года в Москве президентами двух стран был подписан договор о российской военной базе на территории Армении сроком действия 25 лет с автоматическим продлением еще на 5 лет, если ни одна из сторон не выскажется против этого. На территории Армении дислоцируется 102-я российская военная база. Сформирована объединённая российско-армянская войсковая группировка. Пограничная группа ФСБ России в Армении совместно с армянскими пограничниками несет охрану границ республики с Турцией и Ираном.





Азербайджан.

Основополагающим документом договорно-правовой базы двусторонних отношений является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой (3 июля 1997 г.). политическое сотрудничество между нашими странами в последние годы заметно активизировалось. Важные импульсы ускорению развития российско-азербайджанских отношений придали визиты в Азербайджанскую Республику: официальный - 9-10 января 2001 г. и рабочий - 21-22 февраля 2006 г. Президента России В.В.Путина, а также официальный - 3-4 июля 2008 г. и рабочий - 29 июня 2009 г. Президента России Д.А.Медведева. 2 ноября 2008 г. в Москве по инициативе Президента России состоялась трехсторонняя встреча президентов Азербайджана И.Г.Алиева и Армении С.А.Саргсяна по нагорно-карабахскому урегулированию, к которой затем присоединился Д.А.Медведев. По итогам встречи подписана Декларация Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации, в которой стороны подтвердили свою приверженность политическому урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Азербайджаном развивается по нарастающей.

В 2008 г. внешнеторговый оборот между нашими странами увеличился по сравнению с 2007 г. на 39,3 % и составил 2,403 млрд. долларов, экспорт вырос на 42,6% - до 1991,1 млн. долларов, импорт увеличился на 25,4% -411,4 млн. долларов. В минувшем 2007 году товарооборот достиг 1,5 млрд. долл., при этом Россия сохранила свои позиции самого крупного экспортера в Азербайджан.В соответствии с условиями Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о транзите нефти через территорию Российской Федерации от 18 января 1996 г. азербайджанская сторона осуществляет транспортировку нефти по маршруту Баку-Новороссийск. Баку к 2008 году за счет выхода на заявленную мощность проектов по добыче и транспортировке углеводородов обеспечил себе независимость от российских экспортных маршрутов, прежде всего от нефтепровода Баку-Новороссийск, и использует его в настоящее время качестве резервного основному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. 14 октября 2009 года «Газпром» и ГНКАР подписали соглашение о покупке азербайджанского газа по европейской цене с 1 января 2010 года и поставке его по газопроводу Баку–Ново-Филя для снабжения республик Северного Кавказа. Перспективность двусторонних отношений в очередной раз была подтверждена в ходе визита президента РФ Дмитрия Медведева в Баку в начале сентября 2010 года. Так, по итогам переговоров с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым была достигнута договоренность об увеличении экспорта газа в Россию Газпром нефтяная компания Азербайджанской Республики договор, согласно которому с 2011 года Россия удвоит объем импорта до 2 млрд кубометров в год, а с 2012 года он превысит 2 млрд кубометров.

16-17 мая 1994 г. завершившимся подписанием при посредничестве России договора о прекращении огня и невозобновлении военных действий Но породившие вооруженный конфликт спорные проблемы не решены и по сей день. Наиболее острым на протяжении истекших лет оставался вопрос о так называемой “зоне безопасности” вокруг НКР — семи районах Азербайджана, оккупированных Арменией в ходе вооруженного конфликта. Основным сдерживающим фактором на протяжении всех истекших лет оставалась Минская группа ОБСЕ по карабахскому урегулированию. Официально в нее были включены девять стран-посредников, но основными действующими членами являются ее сопредседатели — Россия, США и Франция. В течение долгого времени странам-сопредседателям удавалось сохранять общий подход к переговорному процессу на основе признания status quo, т. е. состояния “замороженного конфликта”, поскольку ни азербайджанская, ни армянская сторона не были готовы пойти на компромисс. Однако в последние годы, особенно после признания западными странами независимости автономного края Косово и в свете результатов российско-грузинской войны 2008 г. ситуация стала меняться. Мадридская встреча в 2007 армянская сторона должна освободить на первом этапе пять из семи оккупированных районов Азербайджана, куда начнут возвращаться азербайджанцы; решили:1.в зону конфликта должны быть введены миротворцы;2.временные перемещенные лица из Азербайджана возвращаются в места своего проживания на территории НКР;3.после этого — в течение 10-15 лет будет проведен референдум, который должен определить и закрепить статус республики. позиция России по поводу урегулирования конфликта вокруг НКР последовательно формулировались в соответствии с согласованными в рамках Минской группы принципами. “Главное, чтобы процесс продолжался на основе соблюдения территориальной целостности Азербайджана и уважения других основополагающих норм международного права, без применения силы”, говорилось в Заявлении МИД РФ от 24 мая 2010 года. Позиция России исходила из основного тезиса: Азербайджан и Армения — стратегические партнеры России, война между ними недопустима, сотрудничество с ними важно для России как регионального и глобального игрока на Кавказе. Состоявшийся в начале декабря 2010 г. саммит ОБСЕ в Астане ознаменовался новым обострением ситуации. Лидерам двух стран трудно о чем-либо договориться, если Баку говорит и желает слышать только о территориальной целостности, а Ереван — о независимости Карабаха, пока еще юридически входящего в состав Азербайджана.

3.Экономическое и научно-техническое сотрудничество РФ и КНР.

Российско-китайские отношения 1990-ых годов целесообразно рассматривать с первого визита первого президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в Китайскую Народную Республику 17-19 декабря 1992 года. Данный визит ознаменовал начало новых межгосударственных отношений не только между двумя названными странами в ходе визита Б.Н. Ельцина в КНР 18 декабря 1992 года была принята Совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР, министры иностранных дел России и КНР подписали Меморандум о взаимопонимании между Правительствами РФ и КНР по вопросам взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе границы. . С этого времени оба государства стали совместно выступать против силовой политики на мировой арене, за справедливое разрешение международных проблем. РФ и КНР, имея сходные интересы в АТР, стали выступать в качестве общего гаранта безопасности и спокойствия на границах сопредельных стран. Стороны осудили попытки нарушения Вашингтоном договора «По ПРО» как серьезную угрозу стратегической стабильности, выразили обеспокоенность американским планом развертывания национальной системы противоракетной обороны. Так в 1996 году был установлен порядок регулярных ежегодных встреч глав правительств России и Китая, на постоянной основе налажено взаимодействие между центральными органами исполнительной власти двух стран Более того, во второй половине 90-х годов российско-китайское сотрудничество уже перестало ограничиваться только двусторонними связями и стало выходить на многосторонний и региональный уровень. Так в 1998 году, не в последнюю очередь за счет поддержки Китая, Россия вступила в организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Тем самым РФ обеспечила свое присутствие в качестве полноправного участника консультаций по вопросам развития Азиатско-тихоокеанского региона. Наиболее ярким свидетельством заинтересованности России и Китая в дальнейшем расширении взаимодействия стало подписание в 2001 году в г.Москве Договора «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», который заложил правовой фундамент доверительного партнерства и стратегического взаимодействия между двумя странами. исходит из общности интересов. , подтвердил заявленную ранее политику мира и добрососедства не менее значимым событием в сфере политического сближения РФ и КНР стало создание в том же 2001 году Шанхайской организации сотрудничества. вопросы безопасности в Центральной Азии – региона, расположенного вблизи важных экономических и военных объектов на приграничных территориях РФ и КНР, стало отдельным направлением российско-китайского сотрудничества. военно-стратег сотр-во:

После 91 года сотр-во в ВПК стало одним из превалирующих в российско-китайских отношениях. За период 1992-2007 годов Китай приобрел у России вооружений и техники на сумму примерно на 25 млрд. долларов около 40% от общих доходов РФ от экспорта продукции ВПК. же в 1992 году КНР закупила крупную партию из 24 многофункциональных истребителя Су-27, что послужило началом масштабной модернизации китайской армии с помощью России .в 2003 году в РФ была разработана и принята специальная государственная программа по ВТС с КНР. Согласно этой программе, Россия значительно увеличила объемы контрактов, лицензионных соглашений, а также открыла доступ Китаю к новым видам высокотехнологичных систем вооружений.

В течение 1992-2000 годов объемы товарооборота колебались в диапазоне от 3,8 до 6,2 млрд. долларов. Однако, начиная с 2001 года, наблюдается значительное увеличение объемов торговли. Весьма показательно, что ее активизация совпадала по времени с подписанием между РФ и КНР Договора «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» (2001 год). Если за 9-летний период 1992-2001 годов объемы российско-китайского товарооборота возросли примерно в 1,5 раза (с 7,351 до 11,263 млрд. долларов), то за период 2001-2007 годов они выросли в 3,6 раза – с 11,263 до 40,335 млрд. долларов. Структура российско-китайской торговли свидетельствует об ярко выраженной сырьевой ориентации РФ, в то время как КНР закрепляет за собой роль поставщика готовой продукции. Так в 2007 году доля сырья в поставках из России в Китай составила порядка 82,8%, включая энергоносители (около 59,2%), черные и цветные металлы (порядка 13,4%), химическое сырье (около 10,2%). В свою очередь, в 2007 году доля готовой продукции в поставках из КНР в РФ составила порядка 74%, включая машины и оборудование (около 46%), продовольствие (примерно 14,6%), а также химическую продукцию высокой степени переработки (около 13,5%).
Другим не менее важным свидетельством сырьевой ориентации РФ является тот факт, что, согласно оценкам самих же ведущих российских экспертов, наиболее перспективным в двустороннем экономическом сотрудничестве является строительство газо- и нефтепроводов для снабжения российским энергетическим сырьем северо-восточных провинций КНР.

Российская Федерация и Китайская Народная Республика: партнерство на международной арене, участие в ШОС.Шанхайская Орг. Сотрудничество. Изначально 5гос-в. Создана в к20в. 1997-встреча в Москве КНР,Каз,Кирг,Тадж,РФ. 1998- в Алмате,2000-Душанбе+Каримов,презид Узб-наблюдатель. 2001-Шанхай-формал.образ.ШОС. Гл.задача-борьба с наркотиками, с терроризмомю 2004-Ташкент-самит ШОС-согл о сотрудничестве в борьбе с незак оборотом наркот средств и психотропных вещ-в. ШОС-открытая орг-ция. Наблюдатели-Инд,Иран,Пакестан,Монголия.

ШОС-большое вним.удел.полит. и воен.пробл. 2007-Челябинск- антитеррористические уч-я. ШОС-счит что сами могут разрешить все воен.угрозы в стр.ШОС, нет необх-ти в иностр воен.базах. Многие страны участники развиты,но страдают от недостатка ресурсов.-оч.заинтерес.в разработке наших сырьевых запасов на Д.Востоке и Сибири. ШОС-одна из задач- развитие эк.связей этих гос-в. Рос-не заинтресована,тк будет упадок рос.промышленности. КНР-увеличение рынка сбыта своей продукции. У Рос сосредоточены 25% мир.запасов чист.воды. Программа строительства нефтепров.из СИБ-Кит-Берег ЯП.моря. Задача поставить до 80млн тонн нефти. Многие счит,что вода будет стоить дороже нефти,а в АТР-многочисл.страны.

Россия-Индия

Базовым документом российско-индийских отношений является Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индией от 28 января 1993 года.Этапным событием в развитии двусторонних отношений стал государственный визит Президента Российской Федерации Владимира Путина в Индию в октябре 2000 года, в ходе которого была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Индией. С этого времени обмен официальными визитами на высшем уровне осуществляется на ежегодной основе.11 – 12 ноября 2007 года состоялся официальный визит в Россию премьер-министра Индии Манмохана Сингха, в рамках которого прошли его переговоры с путинным По итогам визита подписаны межправительственные соглашения о совместной разработке и производстве многоцелевого транспортного самолета и перспективного истребителя, о сотрудничестве в антинаркотической области, о возможности использования рупийного долга в качестве российских инвестиций в Индии, а также межведомственное соглашение о сотрудничестве в исследованиях Луны.4 – 5 декабря 2008 года состоялся государственный визит в Индию Медведева, в ходе которого прошли встречи с президентом Индии Пратибхой Патил и переговоры с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом. Итогом встречи на высшем уровне стало подписание Совместной декларации, межправительственного Соглашения о сотрудничестве в сооружении дополнительных энергоблоков атомной электростанции на площадке "Куданкулам", а также в сооружении атомных электростанций по российским проектам на новых площадках в Республике Индии и ряда межведомственных документов. Регулярный характер носят консультации по линии Советов безопасности, министерств иностранных дел, министерств обороны и других ведомств двух стран.Приоритетное внимание уделяется наращиванию экономического сотрудничества. Эффективно работают Межправительственная Российско-Индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (XIV заседание состоялось 3 декабря 2008 года в Нью-Дели) и Российско-Индийская Межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству (VIII заседание – 27 – 28 сентября 2008 года в Нью-Дели). Создана Объединенная рабочая группа под эгидой Минэкономразвития России и Минторгпрома ИндииВ ходе очередной встречи на высшем уровне в 2007 году была поставлена задача к 2010 году вывести товарооборот между Россией и Индией на уровень 10 млрд долларов. Для ее реализации запущен механизм Российско-индийского форума по торговле и инвестициям. В рамках третьего заседания Российско-индийского форума по торговле и инвестициям в сентябре 2009 года Россия и Индия назвали новый целевой показатель для двустороннего товарооборота – 15 миллиардов долларов в 2012 году. 16 февраля 2010 года в ходе встречи в Нью-Дели вице-премьера, руководителя аппарата правительства РФ Сергея Собянина с министром торговли и промышленности Индии Анандом Шармой была достигнута договоренность о подготовке нового соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической сфере.Стороны условились создать рабочую группу по разработке нового торгового соглашения. В настоящее время между Россией и Индией действует межправительственное соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве, подписанное 4 мая 1992 года. в 2009 году объем товарооборота России и Индии составил 7,5 млрд долларов, в том числе российский экспорт – 5,9 млрд долларов и импорт – 1,5 млрд долларов. Основу российского экспорта в Индию составляют авиакосмические аппараты и оборудование, черные металлы и изделия из них, компоненты объектов атомной энергетики. Важными проектами двустороннего взаимодействия являются: строительство при содействии России АЭС "Куданкулам", освоение нефтегазового месторождения "Сахалин‑1" при участии индийской государственной нефтегазовой корпорации ОNGC, разведка и разработка газового месторождения на шельфе в Бенгальском заливе при участии ОАО "Газпром".В феврале 2009 года в ходе аэрокосмической выставки в городе Бангалоре была достигнута договоренность о создании совместного предприятия с равным долевым участием по производству многоцелевого транспортного самолета (стоимость контракта – 600 млн. Традиционно большое значение отводится двусторонним связям в области культуры. В ноябре 2003 года в Индии проводились "Дни культуры России", ответный индийский фестиваль состоялся в России 26 сентября – 4 октября 2005 года. Телемост Москва-Дели:довести товарооборот до 10 млрд.Этого мало,так можно больше,но турдно,тк Индия о новой России знает мало,поэтомук все проекты тормозятся.

Россия экспортирует в Индию черные и цветные металлы, минеральные удобрения, целлюлозно-бумажную продукцию, комплектное машинно-техническое оборудование. В российском импорте преобладают сельскохозяйственные товары и продовольствие (чай, кофе, табак, рис, специи, экстракт сои и др.), фармацевтические и парфюмерные товары, текстильные изделия, обувь, кожгалантерейные товары. Кроме того, Россия ввозит из Индии некоторые виды продукции машиностроения.Российские компании активно участвуют в реализации индийской программы по строительству и модернизации металлургических заводов и предприятий топливно-энергетического комплекса. С участием наших специалистов проводятся ремонтные и пуско-наладочные работы на ряде промышленных объектов.К новым направлениям относятся сотрудничество в ракетно-космической области и атомной энергетике. С территории России с помощью отечественных ракета-носителей осуществляются запуски индийских спутников. Россия поставляет Индии водородные блоки — ключевые элементы для создаваемого в Индии в рамках собственной космической программы ракетного криогенного двигателя. Предусматривается участие России в проекте строительства АЭС «Куданкулам» на юге Индии.

Примерно 70% военного оборудования и материалов, используемых в вооруженных силах Индии, отечественного производства. В последние 10-12 лет в индийской печати появляются материалы с критикой качества военной продукции, поставляемой Россией в Индию. Речь идет о комплектующих деталях, о несовершенстве некоторых систем вооружений для военно-морских сил, о недостаточной технологичности российской авионики и бортовых систем отечественных летательных аппаратов.Разумеется, антироссийская позиция в сфере военно-технического сотрудничества некоторых СМИ напрямую связана с позицией социально-политических сил, стремящихся ограничить индийско-российские связи в данной области. Вместе с тем критические замечания в адрес нашей страны отражают новое качество и запросы индийской военной стратегии (т.е. решаемых ею задач) и возросшие геополитические амбиции этой страны. На мой взгляд, следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

1. Правящие круги Индии и военную элиту страны не устраивает ситуация, при которой около 70% продукции военного назначения импортируется. Смысл новой политики в области развития оборонно-промышленного комплекса состоит в максимальном совершенствовании национальных производственных мощностей за счет зарубежных инвестиций (до 30% от суммы продаваемой в Индии военно-технической продукции).

2. С учетом складывающейся неблагоприятной геополитической ситуации вокруг Индии (обостряющаяся необходимость поисков энергетических ресурсов, фактор форсированного наращивания военной мощи Китаем, угроза политического ислама и т.д.) политический класс и военный истеблишмент вынуждены предъявлять более высокие, чем прежде, требования к качеству и функциональным возможностям покупаемой военной продукции. Прежде всего, речь идет об оснащении новейшей техникой военно-воздушных и военно-морских сил страны. Так, перспективы России на индийском рынке военной авиатехники в стране связывают с успешным завершением проекта создания и производства отечественного истребителя пятого поколения и его «упрощенной» версии для решения конкретных боевых задач (в частности, в Индийском океане). В ходе визита были заключены соглашения о строительстве двух новых энергоблоков на АЭС «Куданкулам», о предоставлении военной связи по системе ГЛОНАСС, о совместной разведке и разработке урановых месторождений на территории РФ и третьих стран. Россия и Индия договорились о совместной разработке истребителя пятого поколения T-50. Его создание обойдется в 8-10 млрд долларов, а финансирование проекта будет осуществляться на паритетной основе, передает ВВС.Также стороны обсудили вопросы укрепления безопасности в Азии, в регионе Индийского и Тихого океанов, ситуацию в Афганистане и борьбу с терроризмом. Сингх подчеркнул, что «Россия и Индия - две страны, ставшие жертвами терроризма», поэтому они «готовы развивать сотрудничество в борьбе с ним».Медведев сообщил, что Россия будет выступать за присоединение Индии к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), так как это будет способствовать повышению эффективности этой организации. «Президент РФ приветствовал намерения Индии присоединиться к организации в качестве полноправного члена, что значительно усилило бы политический вес ШОС и придало бы новое качество измерения сотрудничеству в этом объединении», - говорится в совместном заявлении по итогам переговоров двух лидеров. Также, по словам Медведева, Москва поддерживает заявку Индии на вступление в АТЭС. Наконец, было отмечено, что формат БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) способствует обеспечению международной экономической и финансовой стабильности. Президент и премьер договорились помочь вступлению ЮАР в эту организацию в 2011 году.

План «Дорожная карта»

Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю стабильную версию, проверенную 22 января 2011, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требует 1 правка.

План «Дорожная карта» — план по продвижению к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств на основе оценки выполнения сторонами своих обязательств.

Происхождение названия

В американской культуре термин «Дорожная карта» (Road map) в одном из переносных смыслов значит «план, как двигаться дальше», планы на будущее, на перспективу; наглядное представление сценария развития[1].

Представители четверки

  • Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций — Кофи Аннан
  • Министр иностранных дел Российской Федерации — Сергей Лавров
  • Министр иностранных дел Италии — Франко Фраттини
  • Государственный секретарь Соединенных Штатов — Колин Пауэлл
  • Представитель Европейского союза по внешней политике — Хавьер Солана
  • Представитель Комиссии Европейских сообществ и ответственный за внешние связи — Крис Паттен

Письмо Генерального секретаря от 7 мая 2003 года на имя Председателя Совета Безопасности Имею честь препроводить Вам настоящим текст «дорожной карты», направленной на претворение в жизнь идеи о достижении того, чтобы два государства — Израиль и Палестина — жили бок о бок в мире и безопасности, как было подтверждено в резолюции 1397 (2002) Совета Безопасности (см. приложение). Этот текст был подготовлен «четверкой» — состоящей из представителей Соединенных Штатов Америки, Европейского союза, Российской Федерации и Организации Объединенных Наций — и был представлен правительству Израиля и Палестинской национальной администрации 30 апреля 2003 года. Буду признателен, если Вы доведете этот текст до сведения членов Совета Безопасности. Кофи А. Аннан

План действий по урегулированию конфликта

Урегулирования палестино-израильского конфликта по принципу сосуществования двух государств и выполнению сторонами своих обязательств. На основе выполнения сторонами обязательств и достижения заданных целей по критериям в сфере безопасности и четкими этапами их выполнения, охватывающими политическую сферу, сферу безопасности, экономики и гуманитарных сферах, под эгидой «четверки»

  • Цель плана «Дорожная карта» — урегулирование палестино-израильского конфликта к 2005 году, это было заявлено в выступлении Джорджа Буша-мл. 24 июня 2003 года и в заявлениях ООН, ЕС, России на министерском уровне встреч 16,17 сентября 2003 года.

Мирное сосуществование двух государств будет достигнуто только после прекращения террористических актов и насилия, решительных действиях против террористов и на практическому установлению демократии, основанную на терпимости и свободе, готовность Израиля сделать все для создания демократического палестинского государства, а также четкое выполнения обязательств путем переговоров. «Четверка» будет участвовать и содействовать реализации плана на всех его этапах.

Этап I

Окончание террора и насилия, нормализация условий жизни палестинцев, формирование палестинских институтов Палестина и Израиль без всяких условий прекращают насилие и возобновляют взаимодействие в сфере безопасности на основе рабочего плана Дж. Тенета. Израиль помогает нормализации жизни палестинцев. Израиль выводит войска с оккупированных палестинских территорий после 28 сентября 2000 года.

Этап II

На 2 этапе все усилия концентрируются на создании независимого палестинского государства во временных границах и суверенитете на основе конституции. В случае успешного реформирования гражданских институтов и структур безопасности палестинцы получат поддержку со стороны «Четверки».

Октября 2003 года

Письмо Генерального секретаря от 6 октября 2003 года на имя Председателя Совета Безопасности Имею честь препроводить Вам текст заявления «четверки», которое было распространено после состоявшейся 26 сентября 2003 года в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций встречи главных участников «четверки», представлявших Соединенные Штаты Америки, Европейский союз, Российскую Федерацию и Организацию Объединенных Наций. Был бы признателен за доведение настоящего письма и приложения к нему до сведения членов Совета Безопасности. Кофи А. Аннан

Мая 2004 года

Письмо Генерального секретаря от 19 мая 2004 года на имя Председателя Совета Безопасности Имею честь препроводить Вам текст Заявления «четверки», которое было издано после состоявшейся 4 мая 2004 года в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке встречи главных участников «четверки», представлявших Соединенные Штаты Америки, Европейский союз, Российскую Федерацию и Организацию Объединенных Наций. Буду признателен Вам за доведение настоящего текста до сведения членов Совета Безопасности. Кофи А. Аннан

Российско-yкраинские отношения: состояние, проблемы, перспективы.

Укр-оч важна-сам большое гос-во на террит постсов.пространства по населению, промышл потенциалу, много русскоязычных-руск культура для них родная,ч/з Укр проходят оч важн пути, кот связ РФ и Европу-Укр порты+Севастополь.Отнош-я развив-ся не равномерно,тк претензии Укр сохранить ядерн оружие на своей территории. По договору-Черноморский флот разделен в отношении 4:1(4 части к РФ, 1-Укр) до 2017-Черном флот России базируется в Севастополе. Сложные тенденции:Зап Укр-тяготеет к Евр, стремится туда войти,Вост Укр-к России, не поддерж желание вступить в ЕС и НАТО;атникиевские настроения(к.80-х). Зап Укр: русинское движение(жители Закорпатии не считают себя украинцами, а русскими.м/у 1 и 2МВ входили в Чехословакию->автономия-Подкорпатская Русь) Укр пытается противостоять РФ,претендует на то, что она единственный наследник Киевской Руси. Внутри Укр ряд острых конф(крымские татары вернулись после департации и требуют землю)Прав-во Укр считает, что единств путь для Укр-вступить в НАТО.ЕС в ближайшее время не будет расширяться->все внимание н вступление в НАТО.Всё зависит от «правильной» позиции РФ-доказать населению, что РФ для Укр не представляет-акцент на регионы.Но у нас слабо развиты межрегионал отношения. Харьковская и Белгородская обл-соглашение о взаимных связях(особый режим переезда границы,разрешено из Харькова работать в Белгороде).ТО. Большое значение имеет политика, которую проводят стороны. «газовая война»-Тимошенко переговоры с Путиным->постепенно Укр переходит на оплату нефти и газа по мировым ценам.

После развала Советского Союза между Украиной и Россией возникли различные спорные вопросы. Одним из них была принадлежность Крымского полуострова, при передаче которого УССР в 1954 году было нарушено действовавшее советское законодательство. Вопрос был урегулирован, когда Россия согласилась на то, чтобы Крым остался в составе Украины, сохраняя при этом автономный статус.Еще одним крупным камнем преткновения была принадлежность Севастополя, а также размещённого в его порту Черноморского флота СССР. В отличие от остального Крыма, Севастополь в административном отношении был напрямую подчинён Москве.[источник не указан 371 день] После долгих интенсивных переговоров было решено поделить Черноморский флот, а за российской его частью сохранить право использовать Севастополь в качестве базы до 2017 года.

Спорным вопросом стали также проблемы с энергоснабжением Европы, так как многие нефте- и газопроводы из России на Запад проходили через Украину. В феврале 1993 года «Газпром» приостанавливает поставки газа на Украину из-за неуплаты.[1] Ограничение поставок продлилось сутки.[1] На тот момент долг Украины за газ составлял более 138 млрд рублей.[1] В ответ на угрозы со стороны российских властей украинские власти отвечают, что перекроют транзитные газопроводы, по которым Россия ведёт поставки газа в Западную Европу.[1] В марте 1994 года «Газпром» приостанавливает поставки газа на Украину.[1] На тот момент долг Украины за газ превышает 1 трлн рублей.[1] «Газпром» потребовал решения проблемы долга за счёт передачи России части имущественных прав на украинские газопроводы и предприятия.[1] 10 марта, в ходе украино-российских переговоров, было принято решение о продолжении поставок газа на Украину.[1] Причём украинская сторона приняла на себя обязательство в течение месяца предоставить график погашения долгов за газ.[1] Хотя график так и не был предоставлен, по политическим причинам Украину не отключили от газа.[1] В 1990-х годах Украина открыто изымала предназначенный для западных покупателей российский газ[2][неавторитетный источник?], а после того, как были заключены новые договоры, её огромные долги были оплачены за счёт трансфера советских вооружений и ядерных арсеналов, унаследованных Украиной от СССР, в том числе бомбардировщиков Ту-160[3]. Во время президентства Леонида Кучмы Украина придерживались «многовекторного» геополитического курса, благодаря чему отношения между Украиной и Россией оставались на приемлемом уровне. Ситуация обострилась со времён так называемой «Оранжевой революции» 2004 года, рассматриваемой многими как проплаченная акция западных НПО. Новая власть объявила об односторонней ориентации на Запад, и продолжения курса, начатого при президентстве Л. Д. Кучмы, на вступление в НАТО и ЕС, несмотря на то, что, в особенности, первое отвергается большей частью населения Украины. Дополнительное напряжение с одной стороны вносят попытки украинской власти внедрить новые трактовки различных исторических событий и персонажей, таких как Голодомор, УПА или гетман Мазепа.

Значительное место в российско-украинских отношениях занимали «газовые конфликты». Нестабильность политической ситуации на Украине заставила росс

Наши рекомендации