Система показателей комплексного анализа
4.Показатели использования трудовых ресурсов (численность работников, производительность труда, фонд заработной платы) |
3.Показатели использования предметов труда (материалоемкость, материалоотдача, стоимость использованных предметов труда) |
2.Показатели использования средств производства (фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, амортизация) |
1.Показатели исходных условий: - наличие материальных и финансовых ресурсов; - организационно-технический уровень: структура производства и управления, филиалы, продолжительность рабочего цикла; - уровень маркетинговой деятельности: каналы сбыта, реклама, изучение спроса. |
5.Показатели производства и сбыта продукции (объем производства и реализации в стоимостной, натуральной и условно-натуральной оценке, объем отгрузки, незавершенного производства, остатки готовой продукции) |
6.Показатели себестоимости (сумма всех затрат, в т.ч. по элементам и статьям, видам продукции, затраты на 1 рубль продукции) |
7.Показатели прибыли (общая, валовая, чистая) и рентабельности |
8.Показатели финансового состояния предприятия (наличие и структура капитала, источники и формы его размещения, использование прибыли, платежеспособность, кредиты банка, риск банкротства, финансовая устойчивость) |
Тема: «Обработка экономической информации. Анализ экономических показателей деятельности предприятия»
Практическая работа №1.
Цель работы:закрепление изученного теоретического материала.
В результате выполненияпрактической работы студент должен уметь:
- ориентироваться в понятиях, категориях, методах и приемах экономического анализа;
- пользоваться информационным обеспечением, выбирать информацию дляанализа и
приводить ее в сопоставимый вид;
- проводить анализ показателей производства по принятой методике;
- использовать основные приемы анализа для решения производственных задач;
- определять резервы производства.
Способ «Сравнения»
Сравнение –это научный метод познания, в процессе которого изучаемое явление сопоставляется с уже известным, ранее изученным однородным явлением, с целью определения общих черт или различий между ними.
Задача А.Сопоставить фактические и плановые показатели с целью определения степени выполнения плана (за месяц, квартал, год):
Вид продукции | Объем производства, млн.руб. | Абсолютное отклонение от плана, млн.руб. +/- | Процент выполнения плана | ||
план | факт | ||||
А | |||||
Б | |||||
В | |||||
и т.д. | |||||
Всего: |
Анализ:
Задача Б. Проверить обоснованность плановых показателей. Для этого фактические данные в среднем за 3-5 прошлых лет сравнивают с данными плана текущего года.
Вид продукции | Производство продукции в сопоставимых ценах за прошлые годы, млн.руб. | В среднем за 4 года, млн.руб. | План на будущий 05г. | ||||
01г. | 02г. | 03г. | 04г. | ||||
А | |||||||
Б | |||||||
и т.д. | |||||||
Всего: |
Анализ:
Задача В. Выявить резервы производства. Фактические данные об объеме проведенных мероприятий сравнивают с планом.
Мероприятия | План | Факт | Абсолютное отклонение +/- | Процент выполнения | |
1.Внедрение новой технологии, млн.руб. | |||||
2.Модернизация действующего оборудования,млн.руб. | |||||
3.Покупка новой техники, млн.руб. | |||||
Анализ:
Задача Г. Сравнить достигнутый уровень с перспективным планом.
Вид продукции | План на 5 лет | План на 3 года | Факт за 3 года | Отклонение от плана за 3 года | Остаточный план на 2 последних года | План на последующие 2 года с учетом достигнутого уровня и перспектив | |
А | |||||||
Б | |||||||
и т.д. |
Анализ:
Задача Д. Сопоставить фактические показатели с нормативными. Выявить экономию (перерасход) ресурсов, определить утерянные возможности увеличения объема выпускаемой продукции и снижения себестоимости.
Вид материальных ресурсов | Расход ресурсов, тн. | Отклонение от нормы | |||||
Объем работ | Норма на единицу объема | По норме на факти-ческий объем | Факти- ческий расход | Абсолют- ное ∆+/- | Относительное, % | ||
1.Нефтепродукты | |||||||
2.Сырье | 1,2 | ||||||
3.Материалы | 9,3 | ||||||
4.Топливо |
Анализ:
Задача Е. Сравнить фактические показатели с показателями прошлых лет. Сравнивают результаты сегодняшнего дня со вчерашними (текущего месяца, квартала, года с прошедшими) для оценки темпов изменения показателей и определения тенденции и закономерности развития экономических процессов.
Годы | Объем продукции | Количество работников | Производительность труда | ||||
млн.руб. | % к базисному году | численность | % к базисному году | млн.руб. | % к базисному году | ||
Анализ:
Способ «Цепной подстановки»
Задача 2.Определить влияние различных показателей на обобщающий показатель. Способ «Цепной подстановки»заключается в получении ряда значений обобщающего показателя, путем последовательной замены базисных значений фактическими.
Показатели | Условное обозначение | План | Факт | Абсолютное отклонение +/- | |
1.Объем продукции, тыс.руб. | С прод. | ||||
2.Численность рабочих, чел | Ч | ||||
3.Производительность на 1 рабочего, тыс.руб. | Рт | ||||
С прод.пл.=Ч пл.* Рт.пл. =
С прод.усл.=Чф.* Рт.пл.=
С прод.факт.=Чф.* Рт.ф. =
Анализ:
Контрольные вопросы по теме: «Обработка экономической информации. Анализ экономических показателей деятельности предприятия»
1.Цели и задачи АФХД.
2.Классификация АФХД.
3.Функции и принципы АФХД.
4.Методика комплексного анализа.
5.Система показателей, характеризующих деятельность предприятия.
6.Способы обработки экономической информации.
7.Организация и информационное обеспечение АФХД предприятия.
8.Резервы, их классификация. Способы выявления хозяйственных резервов.
9.Автоматизация аналитической работы.