Экономический анализ и теория познания
Теория познания (гносеология, эпистемология) является одним из фундаментальных методологических разделов философии. Она изучает возможности и закономерности познания от ощущений, представлений. Это теория, которая пытается объяснить статус науки и ее рост. Теория познания, выступая в качестве методологической основы всех отраслей науки, определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа.
Теория познания определяет понятия объекта и субъекта. Объект – объективная действительность, практика как чувственно-предметная, материальная деятельность человека, персонифицирующая силу познания, составляющая основу развития человеческого общества. Субъект – сам человек или сообщество людей, все человечество, т.е. живые личности, творчески относящиеся к объекту познания.
Объектом познания является практика с ее чувственно-предметным, материально-вещественным, жизненно-социальным и природоохранным содержанием.
Инструменты процесса познания следующие:
- анализ,
- синтез,
- эксперимент,
- моделирование.
Анализ – это разложение изучаемого объекта на части, на присущие этому объекту составляющие. Синтез – объединение полученных в результате анализа элементов в систему. Эксперимент – это искусственное создание условий научного поиска, целенаправленный опыт, строящийся по программе, предполагаемой исследователем. Моделирование – это метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому.
Активно составляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Мышление в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению. Анализ без синтеза невозможен. Таким образом, умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.
Процесс мышлений происходит через три стадии:
– созерцание,
– научную абстракцию,
– формирование новых практических предложений и умозаключений.
Созерцание – начальный момент познания, начальный момент анализа. Созерцание – объединяет собой структуры разной природы: понятийную и фактуальную. Факты – это воздух ученого. Множественность фактов – основа всех последующих этапов анализа-мышления. Единичные факты, важные для ревизии, в анализе существенной роли не играют. Созерцание на данном этапе существенно облегчается наличием заранее собранной, систематизированной экономической, маркетинговой информации, прошедшей необходимую сводку и машинную обработку.
На стадии абстрактных обобщений возможна многовариантность теоретических суждений и умозаключений; чем больше таких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения (здесь вполне применим Дельфийский метод). Абстрактное мышление, основанное на объективных данных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии. Это позволяет перейти к обобщенным выводам, к конструированию соответствующих практических предложений, направленных на дальнейшее совершенствование практики. Логика аналитического исследования представляет собой, таким образом, метод восхождения от абстрактного к конкретному, к превращению теоретических положений (если потребуется, то и через дополнительный научный эксперимент) в практические дела.
Экономический анализ – наука прикладная. Если она, опираясь на теорию познания, обеспечивает практическую полезность, повышает экономическую эффективность практической деятельности человека, то только в этом случае ее можно считать наукой.