Понятие, функции и значение бюджета
В настоящее время бюджет рассматривается по следующим основным направлениям.
1. Как экономическая категория бюджет обусловлен тем, что выполнение функций государства объективно требует финансовых ресурсов. В данном аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования главного государственного централизованного фонда денежных средств.
Сущность бюджета как экономической категории реализуется через ряд функций: распределительную (регулирующую), контрольную, фискальную и информационную.
Содержание распределительной функции бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом выступают почти все участники общественного производства.
Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через качественно-количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях национальной экономики.
Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены. С другой стороны, необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности.
2. В материальном смысле бюджет представляет централизованный денежный фонд, который формируется на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной власти. Материальное содержание бюджета имеет сложную организационную структуру и находится в постоянной динамике: изменяется объем аккумулируемых денежных средств, виды доходов и расходов.
3. С правовой точки зрения бюджетпредставляет собой план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства (ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. (далее – БК).
Данный финансовый план действует определенный промежуток времени, который, как правило, длится один год. В соответствии со ст. 5 БК финансовый год для всех бюджетов на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.
Правовой формой бюджета является соответствующий нормативный правовой акт, которым он утверждается. В соответствии со ст. 9 БК республиканский бюджет утверждается законом, местные бюджеты утверждаются решениями местных Советов депутатов.
Главное значение бюджетасостоит в том, что через него происходит мобилизация финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов. Именно наличие бюджета как главного централизованного фонда страны должно исключить формирование различных параллельных денежных фондов государства (практика создания государственных целевых внебюджетных фондов должна быть сведена к минимуму, а в перспективе и полностью исключена в контексте однократного исполнения гражданами своей налоговой обязанности), которые могут привести как к нарушению процесса эффективного образования и использования финансовых ресурсов в национальной экономике, так и к узурпации управленческих решений по вопросам распределения денежных средств.
Бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет есть неотъемлемый признак государства, он вместе с налогами обеспечивает реализацию суверенитета путем создания финансовой основы для деятельности государства. В настоящее время бюджет необходим каждому государству для удовлетворения государственных и общественных потребностей в денежных средствах.