Список основной и дополнительной литературы по курсу
Список нормативных правовых документов
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М., 2008 (в редакции, вступающий в силу с 1 января 2008 г.)
2. О стратегии развития России до 2020 года - эл.сайт http://president.kremlin.ru/appears/2008/02/08/1542_type63374type63378type82634_159528.shtml
3. «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Федеральный закон.
4. Бюджетное послание Президента РФ на соответствующий плановый период.
5. Программа социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.
6. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40.
7. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации.
8. Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг. (Пост.Правительства РФ №249)
9. Принципы реструктуризации бюджетного сектора в РФ. Федеральный закон №83.
Список основной литературы - учебники, учебно-методические пособия
1. Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора. Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2007
2. Пономаренко Е.В. Общественные финансы. УМК – М.: Изд-во РАГС, 2010
3. Национальная экономика. Учебник под общей ред.В.И.Кушлина. – М.: Изд-во РАГС,2010.
Список дополнительной литературы
Интернет-ресурсы
Электронные версии изданий
1. Библиотека Либертариума («Moscow Libertarium Library (Russian)») – http://libertarium.ru/library
2. Библиотека Академии Наук – www.csa.ru
3. Библиотека МГУ – www.lib.msu.su
4. Библиотека экономической и деловой литературы – http://www.ek-lit.agava.ru
5. Газета «Коммерсант» – www.kommersant.ru
6. Газета «Экономика и жизнь» – www.akdi.ru
7. Журнал«Вопросы экономики»– http://infomag.mipt.rssi.ru/
8. Журнал «Деньги» – http://www.kommersant.ru/money.aspx
9. Журнал «Проблемы теории и практики управления» – http://www.ptpu.ru
10. Журнал «Эксперт» – www.expert.ru
11. Институт «Экономическая школа». Галерея экономистов – http://www.ise.spb.ru/gallery/main.html
12. Институт экономики переходного периода – www.iet.ru
13. Институт экономики РАН – www.inst-econ.org.ru
14. Информационное агентство Интерфакс – www.interfax.ru
15. Национальная электронная библиотека. Аналитические материалы – http://www.nel.ru/analytdoc/
16. Официальная Россия – www.gov.ru
17. Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ – http://wcer.park.ru
18. Региональный фонд научно-технического развития – www.rfntr.neva.ru
19. РосБизнесКонсалтинг – http://www.rbc.ru
20. Российская Государственная Библиотека – www.rsi.ru
21. Росстат – www.gks.ru
Глоссарий
Акциз – косвенный налог на продажу определенной продукции (алкоголя, табачных изделий, деликатесов, предметов роскоши и т.д.). Под акцизным минеральным сырьем признаются нефть и стабильный газовый конденсат, а также природный газ.
Анализ эффективности издержек– это метод оценки эффективности разных вариантов проекта, результаты которого сопоставимы в нестоимостных показателях, и где критерием выбора является наибольший результат с наименьшими затратами.
Асимметричная информация - это неполная информация, неравномерно распределённая информация, некачественная информация. Неполнота информации, её неравномерное распределение между покупателями и продавцами ведёт к тому, что покупатели и производители могут принимать неверные решения, неэффективно используют ресурсы.
Асимметричная информация в общественном секторе - это неполная информация, неравномерно распределённая информация, некачественная информация, возникает тогда, когда индивиды или организации, функционирующие в общественном секторе, знают что-то, чего не знают другие индивиды и организации. Правительство, государственные органы, бюрократия вообще обладает информацией, которая может быть недоступна избирателям.
Безвозмездные перечисления – финансовая помощь из бюджетов вышестоящего уровня бюджетам нижестоящего уровня. Безвозмездные перечисления могут принимать форму нецелевой (дотации), целевой (субвенции) и долевой (субсидии) помощи.
Бюджет - план доходов и расходов государства, с подведением баланса, утверждаемый Парламентом. Бюджет представляет собой денежные отношения, которые возникают у государства с субъектами хозяйства (фирмами и домашними хозяйствами) по поводу образования и распределения бюджетного фонда в ходе производства, распределения и использования ВВП для целей социального, экономического и территориального развития в рамках конкретного временного периода (как правило – годового), разрабатываемый и принимаемый ветвями публичной власти в форме закона.
Бюджет муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения задач и функций, отнесенных к компетенции местного самоуправления.
Бюджет субъекта РФ –финансовыйплан и фонд денежных средств субъекта Федерации.
Бюджетирование, ориентированное на результаты (БОР)– более прогрессивная – по сравнению с затратным методом – методология подготовки и исполнения бюджета, в соответствии с которой акцент переносится с затрат на результаты.
Бюджетная система –совокупность отношений и институтов, в рамках которой реализуется бюджет РФ.
Бюджетное послание Президента– документ, который в начале каждого года направляется Президентом РФ Федеральному собранию. В данном документе Президент обозначает важнейшие стратегические и тактические приоритеты бюджетной политики на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.
Бюджетный процесс – составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета и контроль на всех этапах этого процесса, возведенное в рамки закона.
Бюрократическая монополия – это свойство бюрократии, означающее, что бюрократия часто является единственным экономическим субъектом, определяющим масштабы тех или иных государственных расходов.
Взаимодополняющие внешние эффекты возникают в ситуации, когда при производстве или потреблении благ появляются внешние эффекты, дополняющие друг друга. Пример положительных взаимных внешних эффектов – это пример с пасекой и фруктовым садом.
Внешние эффекты - это издержки или выгоды, которые достаются “третьим лицам”, не участвующим в рыночной сделке, то есть внешние эффекты оказывают воздействие на производителей или потребителей, не вовлечённых в процесс купли-продажи данного товара.
Главная особенность анализа издержек и выгод по проектам государственных расходов– это использование альтернативных методов оценки затрат и выгод в условиях, когда рыночные цены не отражают общественные издержки и общественные выгоды.
Государственные внебюджетные фонды (ГВФ) –государственные фонды денежных средств, которые образуются вне бюджета и управляются органами государственной власти. Средства ГВФ формируются преимущественно за счет страховых платежей, которые отчисляются предприятиями всех форм собственности и составляют определенный процент от фонда оплаты труда. Существуют : Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Государственные доходы – прямые или имущественные (доходы, получаемые государством, регионом либо общиной непосредственно от своего имущества), иначе называемые фискальным имуществом или доменами
Государственный долг –долг РФ физическим и юридическим лицам, иностранным государствам, международным организациям.
Государственный сектор экономикивключает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики: государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
Государство– это, во-первых, система институтов, с помощью которых обеспечивается координация действий членов общества, преследующих общие цели, во-вторых, это совместно действующие люди, хозяйствующее общество, где общество выступает как нечто единое, и где координация достигается на основе сознательных усилий, а не в результате действия стихии рыночных сделок.
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.
Дисконтирование – процесс приложения ставки процента к сумме капитала, используется для определения нынешнего, текущего, эквивалента стоимости сумм, которые будут получены или израсходованы в будущем. Это процедура, обратная начислению процентов.
Дотации –нецелевая финансовая помощь для выравнивания бюджетной обеспеченности.
Доходы бюджета – денежные средства, которые поступают в бюджет за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
Душевая бюджетная обеспеченность.Онхарактеризует величину расходов бюджетной системы на одного человека и показывает, какое количество общественных (бюджетных) услуг может получить гражданин
Естественная монополия - это отрасль производства, где возрастающая отдача от масштаба настолько высока, что требуется только одна производящая компания в данном регионе.
Задачи экономики общественного сектора: во-первых, теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики, с позиций эффективности и справедливости, во-вторых, определение важнейших направлений этого вмешательства, в-третьих, анализ механизма принятия решений в общественном секторе, в-четвёртых, формулировка проблем и трудностей государственного регулирования экономики, другими словами, выявление недостатков («сбоев») государства, сопоставление их с недостатками («сбоями») рынка.
Закон Вагнерапредставляет собой тенденцию более быстрого увеличения государственных расходов по сравнению с ростом ВВП, рост их доли в ВВП.
Изъяны государства – это неспособность государственного сектора реализовать эффективность по Парето. Другими словами, изъян (провал) государства возникает в результате действий государства, ведущих к неэффективности, к неэффективному результату.
Индекс бедности – это доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Институт – общественный обычай, норма, заведённый порядок, порядок, закреплённый в законе. Например, такие явления как семья, государство, моральные и правовые нормы, частная собственность, рынок являются институтами.
Интегрированный показатель доли государственного производства представляет собой среднюю арифметическую доли государственных предприятий в инвестициях, в численности занятых, в ВВП страны.
Интернализация внешних эффектов означает, что фирма принимает во внимание производимый внешний эффект, учитывает ранее неучитываемые общественные издержки при определении оптимальных объёмов производства продукции.
Инфляция – обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, необусловленное повышением их качества.
Исчерпаемый внешний эффект – это эффект, который имеет место тогда, когда его потребление каким-то третьим лицом означает, что он не доступен для потребления другим лицам. Если, например, в процессе производства мёда пчела опыляет в саду какое-то дерево, то при этом она не может опылять другое дерево.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации – группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Клубное благо – это смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом потребители делят между собой как выгоды, так и издержки. Клубное благо в какой-то степени обладает свойством исключаемости в потреблении.
Количественный анализ программы государственных расходов– экономическая оценка программы государственных расходов с точки зрения издержек и выгод, их сопоставление в стоимостном выражении.
Консолидированный бюджет –свод бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Корпоратизация государственных предприятий означает реформу управления предприятием, новую организационную форму предприятия, предполагающую большую самостоятельность и независимость менеджмента, введение "жесткого бюджетного ограничения", возможность конкурировать с частными предприятиями.
Коэффициент Джини– площадь между кривой Лоренца и диагональю равномерного распределения доходов, умноженная на два, уровень коэффициента колеблется от 0 до 1.
Либеральная модель государственного сектора экономики отличается наиболее низким уровнем как огосударствления производства, так и социального обеспечения.
Лоббирование - один из механизмов подготовки и принятия решения по общественным проектам, представляет собой разъяснение позиции группы специальных интересов, стремление представить её в наиболее выгодном свете, привлечение на свою сторону общественного мнения, политиков, государственных чиновников.
Макроэкономическая нестабильность– это колебания экономической активности (экономические циклы), появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса в условиях рыночной экономики.
Механизм некоммерческого хозяйствования – экономический механизм, объединяющий преимущества экономической эффективности рыночного хозяйствования и социальной эффективности деятельности государства.
Модели государственного сектора экономики - это важнейшие типы вмешательства государства в развитие экономики в зависимости от степени огосударствления производства и уровня социального обеспечения. Условно по этим критериям можно выделить четыре модели государственного сектора экономики: социалистическую, скандинавскую, латиноамериканскую и либеральную.
Мягкое бюджетное ограничение– это финансовые условия функционирования предприятия, которые включают в себя необязательность получения прибыли как условия эффективности предприятия, слабый контроль за расходами, доступность средств для покрытия убытков.
Налог на добавленную стоимость (НДС) –налог,взимаемый на сумму прироста добавленной стоимости на предприятиях, объединениях и организациях, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на их производство.
Налог на прибыль– налог, взимаемый с прибыли предприятий, объединений и организаций, имеющих самостоятельный баланс и являющихся юридическими лицами, их филиалов и отделений, международных неправительственных организаций, осуществляющих хозяйственную, предпринимательскую и иную коммерческую деятельность.
Налог Пигу (по имени автора идеи) – специальный налог, с помощью которого можно решить проблему отрицательных внешних эффектов, при его введении масштабы производства благ, порождающего внешние эффекты, сокращаются и достигают общественно оптимального объёма.
Налоги – обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований по предоставлению общественных благ и услуг.
Налоги косвенные – налоги на расходы (потребление), являются добавкой к цене товара, оплата которой перелагается на покупателя (акцизы, НДС и др.).
Налоги прямые – налоги на доходы: текущие (зарплата, прибыль), либо капитальные (имущество, земля, транспортные средства).
Налоговая система - институциональная совокупность налогов, форм, методов, субъектов налоговой системы, а также правового поля ее функционирования.
Налоговая политика – система взаимосвязанных мер государства по целенаправленному использованию налогов и их функций для формирования эффективной рыночной экономики на основе развития производства, роста доходов предприятий и граждан, решения социально-экономических задач, повышения качества жизни.
Налоговые доходы –доходы бюджета, которые формируются за счет поступлений от налогов и сборов, а также пеней и штрафов.
Налоговый потенциал региона - отражает не величину собранных налогов, а потенциальные налоговые возможности территории
Недостатки (повалы) рыночной экономики представляют собой фундаментальные дефекты рынка с позиций эффективности или справедливости, к которым относятся: проблема производства общественных благ; наличие внешних, или побочных, эффектов; проблема асимметричной информации; неравенство в распределении ресурсов и доходов; возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции; макроэкономическая нестабильность.
Неисключаемость блага означает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, то есть невозможно запретить потребление блага другим лицам.
Неисчерпаемый внешний эффект – это эффект, который имеет место тогда, когда его потребление каким-то третьим лицом означает, что он также доступен для потребления другим лицам. В случае с отрицательными внешними эффектами ущерб, наносимый какому-то лицу, не спасает других от такого же ущерба.
Неналоговые доходы – доходы от использования государственного или муниципального имущества, предоставления платных услуг бюджетными учреждениями, а также средства, полученные в результате применения мер юридической ответственности, а также иные суммы принудительного изъятия.
Необходимость производства в государственном секторе в экономической теории объясняется проблемой естественных монополий, отрицательными и положительными внешними эффектами, асимметричной информацией, макроэкономической нестабильностью.
Неполные рынкикак изъян (несовершенство) рынка представляют собой ситуацию, когда рынок не в состоянии обеспечить какое-то благо, даже если издержки при этом меньше, чем цена на это благо.
Непроцентные расходы – все расходы федерального бюджета, кроме расходов на обслуживание государственного долга.
Несоперничество в потреблении означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами, другими словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага.
Неэффективность государства в определённой ситуации означает, что в данных условиях возможны институциональные изменения, предполагающие действия государства, ведущие к Парето-улучшениям.
Неэффективность общественного выбора при пропорциональном налогообложении означает, что мажоритарное голосование ведёт к чрезмерному объёму производства и потребления общественных благ, то есть к неэффективному результату голосования.
Общественная ставка дисконтирования – это ставка дисконтирования, применяемая правительством при оценке долгосрочных общественных проектов, она определяется в результате экономического анализа содержания конкретного проекта, её уровень не совпадает с рыночной ставкой дисконтирования.
Общественное благо - это благо, потребление которого доступно одновременно многим людям, например, мост через реку Клязьму, уличное освещение, маяк в море, оборона, общественная безопасность и т. д. Они обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости и несоперничества в потреблении.
Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор, представляющий собой систему государственных финансов, государственные предприятия, государственных ресурсы. Вместе с тем, в принципе понятие общественного сектора несколько шире, в него входят также бесприбыльные предприятия общественных организаций, коллективные предприятия, общественные и религиозные организации, предоставляющие различного рода услуги, связанные главным образом с социальным обеспечением населения.
Общий критерий для реализации проекта государственных расходов состоит в том, что положительное решение по проекту государственных расходов принимается в том случае, если общественные выгоды превышают общественные издержки, или если отношение общих выгод к общим издержкам больше единицы.
Общими чертами демократического государства являются принуждение, ответственность и подотчётность, особая мотивация работающих в государственных органах и вообще работающих на государство.
Оптимальный объём производства общественного блага имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага: ΣМВ = МС.
Основные последствия экономической деятельности государства: она изменяет наши доходы и воздействует на экономические стимулы.
Особенности отраслей с государственным производством состоят в том, что, во-первых, конкуренция в них сильно затруднена или просто невозможна, во-вторых, с этими отраслями связаны значительные государственные интересы.
Отрицательны внешние эффекты – это такие внешние эффекты, которые связаны с возникновением дополнительных общественных издержек, перекладываемых на других, то есть на третьи лица.
Парето-улучшение имеет место тогда, когда изменение экономической ситуации приводит к улучшению положения хотя бы одного индивидуума без ухудшения положения какого-то другого индивидуума. Другими словами, это такие изменения, при которых никто не проигрывает, но хотя бы кто-то выигрывает.
Парето-эффективность, или Парето-эффективное состояние экономики, - это такое состояние, при котором все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы, новые Парето-улучшения невозможны, то есть невозможно улучшить чьё-то благосостояние, не ухудшая благосостояние других.
Погоня за рентой – это вложение средств с целью приобретения особых привилегий и получения ренты.
Положительные внешние эффекты – это такие внешние эффекты, которые связаны с возникновением дополнительной общественной пользы, потребляемой другими, то есть третьими лицами.
Пошлина отличается от платы за частную услугу тем, что она взимается за услугу общественного характера (суд, почта), а от налога тем, что доходы от неё не превышают издержек по оказанию самой услуги.
Принципиальные варианты общественных действий в связи с изъянами рынка – это, во-первых, организация государственного производства, во-вторых, осуществление государственного регулирования, в-третьих, предоставление рынку свободы действий.
Проблема безбилетника (фрирайдера) - это проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него.
Профицит бюджета –превышение доходов бюджета над расходами.
Распределение Лоренца– кривая, которая показывает накопленную долю дохода, полученного группой населения, представленной как процент от всего населения.
Расходы бюджета – денежные средства, которые государство направляет на выполнение возложенных на него задач.
Регалии– государство производит продукты и продает их по цене, которая выше цены в частном производстве. Этот излишек между ценой производства и ценой продажи и составляет налог (акциз), который уплачивается потребителем при покупке государственного товара (соляная, табачная, на азартные игры, питейная, на порох, алкоголь и т.д.) Конкуренция здесь не допускается либо крайне ограничивается.
Рента - цена, уплачиваемая за использование ограниченного ресурса, такой вид дохода, который не стимулирует привлечение дополнительных ресурсов, их просто нет. Именно поэтому рента рассматривается как излишек, как плата за монополию на ресурс.
Реструктуризация государственных предприятий (реформа государственных предприятий)–это комплекс мер, направленных на изменение принципов их действия, изменение системы управления, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.
Роулсианская функция общественного благосостояния - названа по имени современного американского философа Дж. Роулса – предполагает заинтересованность общества в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества. Мерой общественного благосостояния признаётся наименьшее из значений функций индивидуальной полезности.
Сборы за пользование – частичная оплата общественных благ и услуг, например – плата за пользование автомагистралью, оплата детского сада, посещения музея и др.
Семейный бюджетсостоит из доходов и расходов домашних хозяйств. К доходам домохозяйства относятся доходы всех его членов: заработная плата работающих, денежное довольствие военнослужащих, пенсия пенсионеров, пособия, студенческие стипендии, а также доходы от собственности (аренды, доходы от ценных бумаг, процентов по вкладам и т.д.) и предпринимательской деятельности. Расходы структурированы на оплату потребляемых товаров и услуг, налогов и других обязательных платежей, накопления и сбережения.
Скандинавская модель государственного сектора экономики отличается низким уровнем огосударствления производства, но высоким уровнем государственного социального обеспечения.
Смешанное общественное благо – это общественное благо, у которого свойства неисключаемости и несоперничества в потреблении проявляется лишь в ограниченной степени.
Социальная эффективность – соотношение между конечными результатами (отражающими влияние деятельности государственной организации на общество в целом) и объемом полученных потребителями бюджетных услуг.
Социально-экономическая эффективность – соотношение между конечными результатами и затраченными на их получение денежными средствами.
Стабилизационный фонд (СФ) –фондденежных средств, полученные государством в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры - высоких мировых цен на нефть. Фонд формируется за счет превышения текущей цены на нефть над некой базовой ценой на нефть марки «Юралс». Отчисление средств в фонд началось 1 января 2004 г. Средства стабилизационного фонда предназначены на покрытие бюджетного дефицита (в случае снижения цены на нефть ниже базовой), а также на другие цели. В 2006 г. разделен на два фонда – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Страховые платежи – целевое резервирование начислений на заработную плату наемных работников для систем социального страхования (пенсионного, медицинского, от безработицы и др.)
Субвенции– целевая форма финансовой помощи.
Субсидии– долевая форма финансовой помощи.
Счетная палата – независимый орган государственного финансового контроля, созданный в 1994 году совместно Государственной Думой и Советом Федераций РФ. В функции Счетной палаты входит контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Таможенные пошлины – налоги, взимаемые с провозимых через государственную границу товаров.
Таможенные сборы– сборы для покрытия расходов таможенных служб, взимаемые сверх таможенных пошлин.
Текущая стоимость (PV – present value) – это стоимость будущих потоков доходов или расходов, приведённая к текущему моменту с учётом ставки процента.
Теневые цены представляют собой расчётные цены, не совпадающие с рыночными ценами, но отражающие общественные затраты и общественные выгоды в условиях провала рынка.
Условие эффективности производства - одно из условий эффективности по Парето, предполагает, что эффективное производство в экономике (максимальные объёмы производства благ при имеющихся ресурсах) существует тогда, когда предельные нормы технического замещения труда капиталом равны в производстве всех благ.
Условие эффективности размещения ресурсов - одно из условий эффективности по Парето, предполагает, что эффективное распределение (размещение) ресурсов в экономике существует тогда, когда предельные нормы трансформации в производстве благ равны предельным нормам замещения потребления благ для всех потребителей.
Утилитаристская функция общественного благосостояния предполагает, что общественное благосостояние выступает как сумма благосостояний (общих полезностей) членов общества, индивидуумов.
Федеральные целевые программы (ФЦП) – бюджетные программы, с помощью которых в настоящее время осуществляется программно-целевое бюджетное планирование на федеральном уровне. ФЦП призваны решать важные государственные проблемы, требующие взаимодействия ряда министерств и ведомств.
Федеральный бюджет – финансовый план правительства федеративного государства на текущий финансовый год, имеет силу закона. Это основной фонд денежных средств федерального правительства.
Финансовое хозяйство – это историческая форма организации удовлетворения коллективных потребностей
Фискальная иллюзия состоит в том, что избиратели не понимают всех последствий увеличения государственных расходов для налогообложения и поэтому голосуют за правительственные программы увеличения государственных расходов. Правительства, пользуясь сложностью налоговых систем, скрывают истинные издержки, связанные с увеличением государственных расходов.
Функциональная классификациярасходов бюджетов Российской Федерации разбивает бюджетные расходы на группы исходя из функций, выполняемых государством. Такими группами, к примеру, являются «Национальная оборона», «Международная деятельность», «Жилищно-коммунальное хозяйство» и другие.-
Целевой бюджетный фонд– фонд денежных средств, образуемый внутри бюджета за счет доходов определенного целевого назначения. Эти средства могут расходоваться только на определенные, строго оговоренные цели.
Чистая текущая стоимость – это сумма, которая получается при вычитании дисконтированной стоимости ожидаемых инвестиционных расходов из дисконтированной стоимости ожидаемых инвестиционных доходов.
Чистые общественные блага – это общественные блага, которым свойства неисключаемости и несоперничества присущи в высокой степени.
Экономическая деятельность государства включает в себя такие важнейшие элементы как административно-правовое регулирование, например, принятие и контроль за действием законов по защите прав собственности; установление и контроль за ценами на некоторые товары и услуги, как напрямую, так и через механизм налогов и субсидий; производство определённых товаров и услуг, например, в сфере образования и обороны.
Экономическая классификация расходов делит расходы на группы исходя из экономического содержания расходов: например, «Оплата труда и начисления на оплату труда», «Приобретение услуг», «Социальное обеспечение» и другие.
Экономическая теория благосостояния (Welfare Economics) – направление современной экономической теории, которое исследует содержание индивидуального и общественного благосостояния, определяющие его факторы, влияние институциональных особенностей экономической системы на благосостояние общества.
Экономическая эффективность –соотношение между объемом полученных потребителями бюджетных услуг и объемом трудовых и материальных ресурсов, использованных государственной организацией для предоставления этих услуг.
[1]Данная классификация принадлежит И.А.Погосову и представлена в учебнике: Экономика общественного сектора. Под ред.П.В.Савченко, И.А.Погосова, Е.Н.Жильцова. – М.: ИНФРА-М,2009, гл.1
[2] См.:Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Я. Иохина – М.: «Юрист», 2007.
[3] См.: Ивашковский С.Н. Макроэкономика: учебник - 2-е изд., доп. / под ред. С.Н. Ивашковского – М: Дело, 2008.
[4] См.ФЗ-147 от 17.08 1995 г. «О естественных монополиях» с изменениями и дополнениями от 6.12.2011 г.
[5] См.:Архангельский В.П. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В.П. Архангельского, А. В. Будорина, В. И. Кушлина и др.;– 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2008.
[6] На сегодняшний день, последний метод регулирования цен считается наиболее эффективным, так как при установлении цены учитываются не только затраты, но и принципы организации производства, которые оказывают существенное влияние на эффективность деятельности предприятия. Этот метод зародился в конце 80-х гг. 20 века в Великобритании, затем получил развитие в США. Его особенность в отсутствии жестких ограничений на норму прибыли и установлении согласованной на 4-5 лет формулы расчета ежегодного тарифа на основе дефлятора(уровня цен) и фактора повышения производительности (Х-фактора), что приводит на практике к заинтересованности фирм - естественных монополистов к сокращению издержек, поскольку выгоды от их снижения в среднесрочном периоде остаются у производителя, при этом отпадает надобность в громоздкой системе тотального контроля структуры издержек предприятия-монополиста.
[7] См.: Князева И.В. Антимонопольная политика в России. Изд. 4-е. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. С. 425.
[8] Торги за франшизу существуют более, чем в 40 странах и имеют давнюю историю. Например, в Париже еще в 1882 г. был заключен контракт с братьями Перрье на поставку воды в течение 15 лет. В настоящее время около 70% населения снабжается водой частными фирмами.
[9] См.: Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 1999. – 423 с.
[10] Альчин А.Г. Взгляд на проблему необходимости регулирования естественных монополий // Вестник Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, 2003. - № 1. – С. 72.
[11] Князева И.В. Антимонопольная политика в России. Изд. 4-е, испр. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. с. 425.
[12] Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования. – Ростов: Изд-во СКАГС, 2008. – 144 с.
[13]Лейбенстайн Х. Аллокативная неэффективность в сравнении с «Х-эффективностью». - СПб.: Экономическая Школа, 1995. - С. 477-506.
[14] Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования. – Ростов: Изд-во СКАГС, 2008. С. 144
[15] См.: №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 08.07.2006 и редакции от 29.04.2008, а также №147-ФЗ «О естественных монополиях» от 19.07.1995 с дополнениями от 6.12.2011 г..
[16] Казенова Т.М. Развитие правового регулирования электроэнергетической отрасли в РФ // Энергетическое право, 2006, № 2.
[17] Там же, с.
[18] Албегова И.М. Государственная экономическая политика / И.М. Албегова, Р.Г. Емцов, А.В. Холопов. - М.: Дело и сервис, 2008
[19] См.: Гутман Г. В. Правовое государство, как атрибут рыночного хозяйства и самоуправления / Г. В. Гутман, Б. К. Коробков, А.И. Тяжов; МО РФ, КГТУ – Кострома: КГТУ, 2007.
[20] См.:Артемов А. Модернизация государственного управления экономикой / Журнал «Экономист», А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев – 2008. №2.
[21]См.: Уильямсон О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб, 1996.
[22] Архангельский В.П. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В.П. Архангельского, А. В. Будорина, В. И. Кушлина и др.;– 2-е изд, доп. и пе