Расходы бюджетной системы РФ

Формирование расходов федерального бюджета в посткризисный период происходит с учетом положений Бюджетного послания Президента РФ в условиях адаптации бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в доле к ВВП.

В 2011-2013 годах определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета:

- безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

- обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;

- индексация денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;

- обеспечение обязательств в сфере образования здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;

Таблица 10.5

Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов*

млрд. рублей

  2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
проект % к пред. году проект % к пред. году проект % к предгоду
ВСЕГО 10 212,4 10 385,1 101,7 10 844,6 104,4 11 749,1 108,3
ВСЕГО (без учета условно утвержденных), в т.ч. 10 212,4 10 385,1 101,7 10 573,5 101,8 11 162 105,6
Общегосударственные вопросы 838,7 809,1 96,5 753,8 93,2 723,4 96,0
Национальная оборона 1 264,4 1 433,5 113,4 1 573,3 109,8 2 025,6 128,7
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 096,4 1 192,2 108,7 1 187,2 99,6 1 170,9 98,6
Национальная экономика 1 583,4 1 611,8 101,8 1 615,7 100,2 1 554,7 96,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 197,6 202,0 102,2 83,3 41,2 74,9 89,9
Охрана окружающей среды 12,4 14,5 116,9 14,7 101,4 14,1 95,9
Образование 433,2 492,5 113,7 492,3 100,0 492,2 100,0
Культура и кинематография 67,1 74,5 111,0 74,4 99,9 74,4 100,0
Здравоохранение 340,9 375,6 110,2 395,9 105,4 356,1 89,9
Социальная политика 3 370,6 3 059,6 90,8 3 265,4 106,7 3 515,5 107,7
Физическая культура и спорт 74,8 75,8 101,3 62,9 83,0 56,9 90,5
Средства массовой информации 61,2 58,8 96,1 60,6 103,1 54,4 89,8
Обслуживание государственного и муниципального долга 280,3 386,2 137,8 505,2 130,8 584,8 115,8
Межбюджетные трансферты общего характера 591,3 598,8 101,3 488,6 81,6 463,7 94,9

* разделы приведены в сопоставимом виде

- обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;

- обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;

- постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках.

- подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).

Расходы федерального бюджета, несмотря на крупнейший с начала двухтысячных годов мировой финансовый кризис, продолжали расти, что во многом, вызвано необходимостью поддержания финансово-банковской системы, отраслей реального сектора экономики и доходов населения, особенно слабо защищенных групп.

С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика с ежегодным ростом расходов в среднем на 7 процентов.

Увеличивается доля расходов в сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации - на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности - сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

В 2010-2013 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 7,9 % в 2009 году до 3% к ВВП в 2012 году.

В условиях адаптации федерального бюджета к сокращению бюджетных доходов прогнозируются определенные изменения в функциональной структуре расходов федерального бюджета:

Доля расходов по разделу "Общегосударственные вопросы" возрастает, в основном за счет увеличения расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, обеспечение судебной системы. В части обеспечения государственного управления расходы несколько снижены.

Важно отметить, что, несмотря на увеличение объемов финансирования науки в последние годы, их уровень финансирования в России (1,11 % ВВП) отстает от уровня экономически развитых стран (Япония - 3,39 %, США - 2,68 %, Германия - 2,53 %, Франция - 2,08 %, Канада - 1,89 %, Великобритания - 1,78 %, Италия -1,14 % ВВП).

Доля расходов по другим разделам снижается незначительно, поскольку в них основные полномочия осуществляются региональными и местными органами власти. Снижение доли расходов на образование, здравоохранение и культуру в основном обусловлено сокращением расходов на выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением оплаты труда) и на реализацию федеральных целевых программ.

Одним из инструментов в сфере модернизации, технологического обновления и повышения энергетической эффективности экономики являются проекты, одобренные Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, по пяти приоритетным направлениям: «Энергоэффективность», «Ядерные технологии», «Стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение», «Космос и телекоммуникации», «Медицинская техника и фармацевтика».

Финансовое обеспечение проектов, одобренных Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России будет осуществляться за счет средств частных инвесторов, федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом общий объем Инвестиционного фонда Российской Федерации в 2011-2013 годах составит 149,7 млрд. рублей, в том числе в 2011 году – 57,3 млрд. рублей, из них на завершение региональных проектов 6,6 млрд. рублей. Его средства позволят завершить инвестиционные проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства и направленные на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение.

В целом объем бюджетных расходов обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах.

В 2011 – 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделяться ассигнования из федерального бюджета в 2011 году в размере 890,9 млрд. рублей, в 2012 году – 980,4 млрд. рублей, в 2013 году – 1 109,5млрд. рублей.

Таблица 10.6

Наши рекомендации