Расходы бюджетной системы РФ
Формирование расходов федерального бюджета в посткризисный период происходит с учетом положений Бюджетного послания Президента РФ в условиях адаптации бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в доле к ВВП.
В 2011-2013 годах определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета:
- безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
- обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
- индексация денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;
- обеспечение обязательств в сфере образования здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
Таблица 10.5
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов*
млрд. рублей
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||
проект | % к пред. году | проект | % к пред. году | проект | % к предгоду | ||
ВСЕГО | 10 212,4 | 10 385,1 | 101,7 | 10 844,6 | 104,4 | 11 749,1 | 108,3 |
ВСЕГО (без учета условно утвержденных), в т.ч. | 10 212,4 | 10 385,1 | 101,7 | 10 573,5 | 101,8 | 11 162 | 105,6 |
Общегосударственные вопросы | 838,7 | 809,1 | 96,5 | 753,8 | 93,2 | 723,4 | 96,0 |
Национальная оборона | 1 264,4 | 1 433,5 | 113,4 | 1 573,3 | 109,8 | 2 025,6 | 128,7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 096,4 | 1 192,2 | 108,7 | 1 187,2 | 99,6 | 1 170,9 | 98,6 |
Национальная экономика | 1 583,4 | 1 611,8 | 101,8 | 1 615,7 | 100,2 | 1 554,7 | 96,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 197,6 | 202,0 | 102,2 | 83,3 | 41,2 | 74,9 | 89,9 |
Охрана окружающей среды | 12,4 | 14,5 | 116,9 | 14,7 | 101,4 | 14,1 | 95,9 |
Образование | 433,2 | 492,5 | 113,7 | 492,3 | 100,0 | 492,2 | 100,0 |
Культура и кинематография | 67,1 | 74,5 | 111,0 | 74,4 | 99,9 | 74,4 | 100,0 |
Здравоохранение | 340,9 | 375,6 | 110,2 | 395,9 | 105,4 | 356,1 | 89,9 |
Социальная политика | 3 370,6 | 3 059,6 | 90,8 | 3 265,4 | 106,7 | 3 515,5 | 107,7 |
Физическая культура и спорт | 74,8 | 75,8 | 101,3 | 62,9 | 83,0 | 56,9 | 90,5 |
Средства массовой информации | 61,2 | 58,8 | 96,1 | 60,6 | 103,1 | 54,4 | 89,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 280,3 | 386,2 | 137,8 | 505,2 | 130,8 | 584,8 | 115,8 |
Межбюджетные трансферты общего характера | 591,3 | 598,8 | 101,3 | 488,6 | 81,6 | 463,7 | 94,9 |
* разделы приведены в сопоставимом виде
- обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
- обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;
- постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках.
- подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).
Расходы федерального бюджета, несмотря на крупнейший с начала двухтысячных годов мировой финансовый кризис, продолжали расти, что во многом, вызвано необходимостью поддержания финансово-банковской системы, отраслей реального сектора экономики и доходов населения, особенно слабо защищенных групп.
С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика с ежегодным ростом расходов в среднем на 7 процентов.
Увеличивается доля расходов в сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации - на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности - сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.
В 2010-2013 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 7,9 % в 2009 году до 3% к ВВП в 2012 году.
В условиях адаптации федерального бюджета к сокращению бюджетных доходов прогнозируются определенные изменения в функциональной структуре расходов федерального бюджета:
Доля расходов по разделу "Общегосударственные вопросы" возрастает, в основном за счет увеличения расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, обеспечение судебной системы. В части обеспечения государственного управления расходы несколько снижены.
Важно отметить, что, несмотря на увеличение объемов финансирования науки в последние годы, их уровень финансирования в России (1,11 % ВВП) отстает от уровня экономически развитых стран (Япония - 3,39 %, США - 2,68 %, Германия - 2,53 %, Франция - 2,08 %, Канада - 1,89 %, Великобритания - 1,78 %, Италия -1,14 % ВВП).
Доля расходов по другим разделам снижается незначительно, поскольку в них основные полномочия осуществляются региональными и местными органами власти. Снижение доли расходов на образование, здравоохранение и культуру в основном обусловлено сокращением расходов на выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением оплаты труда) и на реализацию федеральных целевых программ.
Одним из инструментов в сфере модернизации, технологического обновления и повышения энергетической эффективности экономики являются проекты, одобренные Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, по пяти приоритетным направлениям: «Энергоэффективность», «Ядерные технологии», «Стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение», «Космос и телекоммуникации», «Медицинская техника и фармацевтика».
Финансовое обеспечение проектов, одобренных Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России будет осуществляться за счет средств частных инвесторов, федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом общий объем Инвестиционного фонда Российской Федерации в 2011-2013 годах составит 149,7 млрд. рублей, в том числе в 2011 году – 57,3 млрд. рублей, из них на завершение региональных проектов 6,6 млрд. рублей. Его средства позволят завершить инвестиционные проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства и направленные на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение.
В целом объем бюджетных расходов обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах.
В 2011 – 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделяться ассигнования из федерального бюджета в 2011 году в размере 890,9 млрд. рублей, в 2012 году – 980,4 млрд. рублей, в 2013 году – 1 109,5млрд. рублей.
Таблица 10.6