Раздел 4. Общественные финансы России

ГЛАВА 8. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И ПРОЦЕСС

1. Бюджетное устройство в РФ.

2. Бюджетный процесс и его участники.

3. Принятие федерального бюджета: Государственная Дума – Совет Федерации – Президент.

4. Исполнение бюджетов, государственный и муниципальный финансовый контроль.

Бюджетное устройство в РФ

Бюджетное устройство характеризует структуру бюджетной системы, принципы ее построения, организацию межбюджетных отношений и бюджетного процесса. Важнейшими факторами, влияющими на бюджетное устройство страны, являются:

•Административно-территориальное деление.

•Форма государственного устройства.

•Национальные отношения.

•Размер государства.

•Система экономических отношений.

•Численность населения.

•Неравномерность размещения ресурсов.

Особенностями территориального устройства России в настоящее время являются

большая численность субъектов (83) и статусная асимметрия субъектов федерации (6 типов – области, национальные республики, автономные округа, края, автономная область, два мегаполиса); национальная «окрашенность» (треть субъектов РФ образованы по национально-этническим основаниям); конструктивная неупорядоченность (несколько самостоятельных субъектов РФ входят в состав других субъектов РФ); высокая дифференциация природных, экологических, экономических, социально-демографических характеристик.

Элементами бюджетного устройства страны являются: структура бюджетной системы; принципы ее построения; бюджетная классификация, организационные основы взаимосвязи бюджетов.

Бюджет в государствах с различным устройством представлен бюджетной системой, имеющей несколько уровней. В унитарном государстве это, как правило, два уровня бюджета – центральный и местные бюджеты, при федеративном государственном устройстве бюджетная система имеет больше уровней – федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов разного уровня (федерального, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, фондов обязательного медицинского страхования).

В Российской Федерации бюджетная система включает следующие уровни:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов (МР), бюджеты городских округов (ГО), внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (территориальный уровень местных бюджетов);

- бюджеты городских и сельских поселений (ГиСП) (поселенческий уровень местных бюджетов).

Основная координирующая роль в бюджетной системе принадлежит федеральному бюджету. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы в рамках административной территории образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Федеральный бюджет - это основной финансовый план правительства на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу, имеющий силу закона, и основной фонд денежных средств федерального правительства. Федеральный бюджет утверждается Федеральным собранием РФ и является главным звеном бюджетной системы федеративного государства.

Бюджеты субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных округов), иначе называемые региональными бюджетами, образуют второй уровень бюджетной системы. Выделение двух уровней местных бюджетов – территориального и поселенческого является относительно новым в российской бюджетной практике.

Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты относятся к территориальным бюджетам.

Бюджетная система РФ строится на основах бюджетного федерализма, под которым понимается обеспечение баланса интересов между федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением с помощью инструментов бюджетно-налоговой политики.

Важнейшими при построении бюджетной системы в РФ являются принципы:

•единства;

•разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

•самостоятельности;

•равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

•полноты отражения доходов, расходов и дефицита;

•сбалансированности бюджета;

•результативности и эффективности использования бюджетных средств

•общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

•прозрачности (открытости), достоверности;

•адресности и целевого характера бюджетных средств,

•подведомственности расходов;

•единства кассы.

Так, принцип единства бюджета означает единство правовой базы; форм бюджетной отчетности; бюджетной классификации; санкций за нарушение бюджетного законодательства и т.д. А единство правовой базы выражается в том, что

бюджет любого уровня составляется на три финансовых года (напомним, что финансовый год в России равняется календарному году и длится с 1 января по 31 декабря), утверждается в форме закона (или правового акта для органов местного самоуправления) до начала следующего финансового года. Годовой бюджет любого уровня составляется в соответствии с показателями среднесрочного бюджетного планирования, скорректированными с учетом прогноза социально-экономического развития, концепции бюджетной политики на очередной финансовый год.

Для составления, исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, сопоставимости показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация - группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация включает нескольких видов: доходов бюджета; расходов бюджета; источников финансирования дефицитов; операций сектора государственного управления[101].

Так, классификация доходов бюджетов определяет главный группировочный признак – источник формирования доходов.

При начислении платежей в бюджет указываются администратор и виды доходов: налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления, а также уровни бюджетов, в доходную часть которых поступают доходы. Администраторами доходов бюджетов выступают органы государственной власти, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты обязательных платежей в бюджет. Например: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Министерство иностранных дел РФ, Высший арбитражный Суд РФ и др.

Классификация расходов бюджетов включает: главных распорядителей бюджетных средств, разделы и подразделы расходов (1)общегосударственные вопросы, 2)

национальная оборона; 3)национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4) национальная экономика; 5)ЖКХ; 6) охрана окружающей среды; 7) образование; 8) культура, кинематография, СМИ; 9) здравоохранение, физкультура и спорт; 10) социальная политика;11) межбюджетные трансферты). Целевые статьи и виды расходов формируются в соответствии с расходными обязательствами бюджетов.

Основы взаимосвязи бюджетов проявляются в четкости разграничения расходных и доходных полномочий и обязательств в бюджетной сфере, бюджетном регулировании, обязательности государственного и муниципального финансового контроля.

В рамках распределения расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы закреплены определенные расходные полномочия. В Бюджетном кодексе РФ устанавливаются расходные обязательства Российской Федерации, ее субъектов, расходные обязательства муниципальных образований на основе общего принципа - тот уровень власти, который устанавливает расходное обязательство, должен обеспечивать его выполнение либо непосредственно из своего бюджета, либо путем передачи целевых средств бюджетам других уровней.

Например, национальная оборона, судебная власть, международная деятельность преимущественно финансируются из федерального бюджета. Вместе с тем, значительная часть расходов осуществляется из нескольких источников бюджетной системы. Например, социальные расходы (образование, здравоохранение, культура, социальная политика) финансируются и из бюджетов бюджетной системы, а также из бюджетов государственных внебюджетных фондов (пенсионного, фонда социального страхования, фонда обязательного медицинского страхования). За бюджетами субъектов Федерации закреплены,в первую очередь, расходы на социальную политику. Они ответственны за осуществление учебного процесса и выплату заработной платы учителям в общеобразовательных школах, за выплату адресных жилищных субсидий населению, обеспечение платежей за неработающее население в систему обязательного медицинского страхования, обеспечение социальной защиты и социального обслуживания населения. Кроме того, они обеспечивают противопожарную безопасность, поддержку сельхозпроизводства и т.д.

Местные бюджеты отвечают за реализацию вопросов местного значения, т.е. непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Речь идет об обеспечении граждан электричеством, теплом, водой, распоряжении муниципальным имуществом, содержании и строительстве автомобильных дорог, обеспечении малоимущих граждан жильем, предоставлении услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга, благоустройство территории, вывоз мусора и т.д. (ст. 14 ФЗ №131)

Наши рекомендации