Идеи классиков политэкономии
Важнейший этап развития и политэкономии и финансовой науки связан с именем А.Смита и его фундаментальным трудом «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776) Финансовую науку А.Смит не выделяет из политэкономии, его экономическое учение представляет собой вторую фазу развития теории свободной конкуренции.
А.Смит был профессором нравственной философии, поэтому идеи индивидуализма и свободы перенес из области философии и права в область политической экономии.
В отличие от физиократов, он выделяет не один, а три источника народного богатства или три фактора производства – землю, труд и капитал, которые обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Пятую книгу своего труда он посвятил финансовому хозяйству, учению о финансах. В книге три главы – о государственных расходах, о государственных доходах, о государственных долгах.
Государственные расходы он делит на имеющие общее значение (оборона и содержание королевской власти), которые оплачиваются за счет доходов общества, и расходы, в которых заинтересованы отдельные лица (к ним он относил расходы по отправлению правосудия, расходы на народное образование). Эти мысли навели его на идею разделения государственного и местного хозяйства.
Доходы А.Смит делит на доходы от капиталов, предприятий и имуществ государства, т.е. на налоговые и неналоговые. Прибыль должна принадлежать только классу капиталистов, которые через цензовых представителей в законодательных органах уступят часть её государству.
Государственный долг, по мнению А.Смита, не укрепляет, а ослабляет государство, он считал опасными и внутренние, и внешние долги, однако не исключал возможность прибегать к заимствованиям как кредитной форме финансирования государственных расходов.
Д.Рикардо, наиболее талантливый ученик А.Смита в «Началах политической экономии и налогового обложения» создает новую теорию налогов, связав её с теорией ренты и заработной платы. Суть этой теории в следующем: любые налоги на товары и зарплату приведут к росту заработной платы и вызовут понижение прибыли, хотя и в разной степени. Вывод – налоги в целом являются «великим злом» - с ростом налогообложения или увеличения правительственных расходов снижается уровень потребления, что обязательно отразится на производстве, поэтому задача правительства – всячески поощрять накопление капитала.
Таким образом, благодаря идеям классиков политэкономии, в конце 18 и начале 19 века финансовая политика передовых стран, выражая интересы нового класса – буржуазии, провозгласила принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Следствием этого стало некоторое ограничение государственных расходов и налогообложения прибыли.
Последующий этап в развитии политэкономии связан с постепенным отходом от взглядов А.Смита на роль государства в экономике. Последний из представителей классической политэкономии Д.С.Милль (1806-1873) понимал, что свободная конкуренция не может обеспечить решения ряда важнейших проблем, касающихся обеспечения индивиду достаточной прибыли. Без выполнения государством ряда функций (создание инфраструктуры, развитие науки, создание системы социального обеспечения и т.д.) невозможен социальный и экономический прогресс.
Швейцарец Ж.Сисмонди (1773-1842) из ярого сторонника государственного невмешательства превратился в противника такого подхода. « На наш взгляд правительство должно быть защитником слабого против сильного, оно должно быть защитником того, кто не может защититься собственными силами».
За государством, как считал Сисмонди, должны оставаться, как минимум, четыре функции:
1) наведение общественного порядка, правосудия, обеспечение прав собственности;
2) организация общественных работ, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, качественной водой;
3) народное просвещение, поскольку дети получают воспитание, а у взрослых развивается уважение к религии;
4) национальная защита, обеспечивающая участие в выгодах, доставляемых общественным порядком[82].
Эволюция взглядов на роль государства дала толчок к развитию финансовой науки как науки о финансовом хозяйстве государства.
Финансовое хозяйство – это историческая форма организации удовлетворения коллективных потребностей.
Согласно идеям С.Ю.Вите, одного из наиболее ярких министров финансов России начала 20 в., под финансами понималась «Совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. Все материальные ресурсы, имеющиеся в распоряжении государства – его доходы, расходы и долги – это и есть финансы государства»[83].
Ключевые финансовые инструменты – прямые или имущественные государственные доходы, налоги, регалии или государственные монополии, доходные права, исключительно принадлежащие верховной власти.
Государственные доходы – прямые денежные или имущественные (доходы, получаемые государством, регионом либо общиной непосредственно от своего имущества, иначе называемые фискальным имуществом или доменами).
В узком смысле государственное имущество включает недвижимые богатства: недвижимое имущество казны, обработанные земли, леса, рудники, промыслы (земледельческий и горный, фабричный, торговый, банковский и др.) К фискальному имуществу также относятся движимые богатства: военное имущество (оружие, корабли, лошади); карты, книги, картины, статуи и т.д.
К косвенным государственным доходамв Х1Х в.относятся те, которые собираются принудительно с подданных: пошлины и налоги, именуемые податями. В середине Х1Х века были заменены системой налогов, которая охватила все население России.
Налоги – принудительные сборы, взимаемые государственной властью с отдельных лиц и хозяйствующих субъектов для покрытия общих государственных расходов без предоставления лицам, с которых эти сборы взимаются, какого-либо специального эквивалента.
Пошлина отличается от платы за частную услугу тем, что она взимается за услугу общественного характера (суд, почта), а от налога тем, что доходы от неё не превышают издержек по оказанию самой услуги.
Регалии – государство производит продукты и продает их по цене, которая выше цены в частном производстве. Этот излишек между ценой производства и ценой продажи и составляет налог (акциз), который уплачивается потребителем при покупке государственного товара (соляная, табачная, на азартные игры, питейная, на порох, алкоголь и т.д.) Конкуренция здесь не допускается либо крайне ограничивается.
Вопросы для повторения и задания
1. Для чего необходимо изучать теорию финансов? Что обозначает термин «финансы»?
2. В какой исторический период появились финансы и с чем связано их развитие.
3. Когда произошло отделение доходов и расходов главы государства от общегосударственных доходов и расходов?
4. С чем, по вашему мнению, связано появление науки о финансах и почему это произошло позже других социально-политических наук.
5. Расскажите, на какие группы расходов и доходов делил финансы неополитанского королевства Диомеде Карафа.
6. Изложите суть финансовой системы Ж.Бодена.
7. В чем отличие взглядов физиократов от идей меркантилистов по поводу основных источников доходов, каков вклад физиократов в развитие науки о финансах.
8. Каков вклад классиков политэкономии в развитие теории финансов.
9. В чем различия между следующими видами государственных доходов: имущественные доходы, налоги, пошлины, регалии?
ГЛАВА 6. ТЕОРИИ БЮДЖЕТА
1. Бюджет как историческая категория.
2. Бюджет как социально-экономическая категория. Функции бюджета.
3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально-экономического развития страны
4. Дефицит бюджета. Государственный долг. Временные рамки бюджета
5. История бюджета в России