Часть ii. финансы общественного сектора

Раздел 3. Финансы общественного сектора в экономической теории и истории

ГЛАВА 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

1. Введение в теорию финансов.

2. Меркантилизм о финансах.

3. Взгляды физиократов на финансы.

4. Идеи классиков политэкономии.

Введение в теорию финансов

Во второй половине ХХ века была создана автономная система финансового рынка, которая неразрывно связывает с помощью глобальных сетей биржи, банки, страховых компании, инвестиционные фонды в различных странах.

Свобода перемещения денег и капиталов позволила финансовому капиталу занять лидирующее положение среди всех других рынков. В эпоху глобализации, взаимозависимости экономик, свободных перетоков финансов, которые не знают границ, таможен и т.д., наиболее уязвимыми точками национальных хозяйств становятся именно финансовые рынки в силу их определенной «виртуальности» - мировые финансы давно оторвались от своей содержательной основы – мирового продукта, значительно превышая его реальный объем, выраженный в стоимости реальных ценностей: товаров, услуг, ресурсов. Мировой ВВП в 2007 г. равнялся 67,2 трлн.дол.США, а совокупные финансовые активы семи наиболее развитых стран – 94,3 трл.долл.США. Капитализация фондовых рынков в США достигла в 2007 г. 65,5 трлн.долл, что в 4,5 раза больше ВВП США –13,8 трлн.долл.; операции с производными финансовыми инструментами (фьючерсы) в 48 раз превысили материальные активы США.[79]

Уже в середине ХХ века масштабы мирового финансового рынка превысили объем валового мирового продукта, что свидетельствует о том, что национальные воспроизводственные процессы больше, чем наполовину опосредствуются иностранными капиталами. Вместе с тем, мировой финансовый рынок из вспомогательного средства облегчения торговых операций и инвестиций в реальный сектор превратился в самодовлеющую систему, оторванную от реального сектора и функционирующую по собственным правилам. Эта система несет весьма опасные последствия для многих стран, когда крупные финансовые спекулянты, играя на понижении курсов валют или ценных бумаг, получают миллиардные барыши «из воздуха», провоцируя финансовые кризисы и другие глобальные потрясения.

По данным МВФ, с середины 70-х гг. в мире произошло свыше 160 валютных и более 60 банковских кризисов, практически ежегодно 7-8 финансовых потрясений, у большинства стран мира растут долги, особенно тяжелым по масштабам стал мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг.

Объяснение всем этим экономическим и политическим процессам может дать экономическая теория, неотъемлемой составной частью которой является теория финансов.

Профессор Колумбийского университета Э Селигман писал в 1908 г. «Главная задача экономики – объяснить нам то, что есть. Если все общество, однако, результат эволюции, то мы можем понять то, что есть, только зная, что было. Исследование социальных тенденций вводит вопрос о том, что должно быть»

Финансы – это система денежных отношений между субъектами (государство, фирмы, некоммерческие организации, домашние хозяйства), в рамках формальных и неформальных институтов, действующих в обществе для перераспределения создаваемого валового внутреннего продукта.

Термин «финансы» берет свое начало от латинского «finis», т.е. конец. В средневековой латыни оно употреблялось для обозначения срока уплаты, а затем для обозначения документов, доказывающих погашение долга, при окончании сделки.

Впоследствии при осуществлении всякого принудительного платежа использовался этот термин. Отсюда финансы – принудительный платеж публично-правовой организации (государству)

В Германии 16-17 вв. выражение «финансы» употреблялось для обозначения хитрости, лукавства, обмана, вымогательства, поскольку взыскание платежей сопровождалось, как правило, притеснениями, иногда – насильственно.

На стадии разложения первобытнообщинного строя возникла надстройка (вождь, князь с дружиной), прототип государственных органов, которые содержались за счет принудительных нерегулярных поборов со всех граждан. Формами государственных доходов являлись натуральные подати и трудовые повинности.

Во времена античности, при значительной финансовой деятельности государства финансовой науки не было, хотя у Ксенофонта, Аристотеля можно найти рассуждения о государственных доходах (к ним Ксенофонт относил сдачу в аренду государственного имущества, невольников, таможенные пошлины и налоги. Он предлагал государству расширять собственную хозяйственную деятельность – покупать невольников для сдачи их внаем владельцам Лаврионских серебряных рудников, строить гостиницы, склады магазины для сдачи внаем и даже для этих целей предлагал осуществить заем.

На стадии разложения рабовладельческой формации появились денежные налоги в форме откупа и таможенных сборов.

Финансы существовали не всегда. К причинам, которые породили финансовые отношения, исследователи относят:

- возникновение государства;

- развитие товарно-денежных отношений;

- появление налогов в денежной форме.

Во Франции, а с конца 17 в. в других странах под финансами стали понимать всю совокупность государственного хозяйства, доходы, расходы и долги государства. Но только с переходом к капитализму произошло отделение доходов и расходов главы государства от государственных доходов и расходов, которые стали объектом контроля и ограничений со стороны представительных органов власти.

Меркантилизм о финансах

Финансовая наука в целом выросла из науки о финансах государства, его финансовом хозяйстве. Возникла она позже других социально-политических наук, одновременно с политической экономией в 15 столетии в городах северной Италии. В это время бурно развивающийся торговый капитал создал материальные условия для новой отрасли общественного знания, но и потребность в серьезном отношении к финансам.

Меркантилизм появился как отражение успехов торгового капитала. В конце 15 вв. появляются труды ученых-меркантилистов – Диомеде Карафа (умер в 1487 г.), который руководил финансовым хозяйством неополитанского королевства, что дало ему возможность ввести в научный оборот ряд проблем. Он делил расходы на три группы:

- расходы по обороне страны;

- расходы по содержанию государя;

- расходы по удовлетворению чрезвычайных потребностей.

Как представитель торгового класса он настоятельно рекомендует отменить обложение вывоза. Карафа считает, что основой государственных доходов должны стать домены.

Домены[80] - государственное имущество, которые должны приносить доход казне, а именно:1) культивируемые земли; 2)леса; 3) вещные права на пользование частным имуществом; 4) всякого рода капиталы, принадлежащие правительству).

Государь не должен истощать народ большими поборами, налоги должны быть лишь чрезвычайным источником, в мирное время надо копить денежный запас для будущей войны.

В 16 в. из-за недостатка доходов от доменов, государство перешло к использованию в качестве источников дохода регалий.

Регалии - это такие виды государственной монополии, где не допускалась либо существенно ограничивалась частная конкуренция: казенные фабрики, железные дороги, почтовая регалия, телеграфная, горная, монетная, соляная, табачная, винная и т.д.

Ярким представителем меркантилистов и финансовой науки в целом является Ж.Боден (Франция, 1530-1597). «Финансы, нервы государства», по его выражению, являются впервые предметом системного изучения в его труде «Шесть книг о республике». В свою финансовую систему он включает семь источников доходов государя:

1) домены;

2) военная добыча;

3) подарки дружественных государств;

4) сборы с союзников;

5) доходы от торговли;

6) пошлины с вывоза и ввоза;

7) дань с покоренных народов.

В этих источниках отсутствуют налоги, к которым, по мнению Ж.Бодена, необходимо прибегать в исключительных случаях, поскольку они ссорят короля с его подданными, побуждают к восстаниям. Что касается расходов, он указывает, что их необходимо тратить на содержание королевского двора, благотворительность, содержание армии, строительство крепостей, городов, общественных зданий.

Новые формы промышленности требовали поддержки государства, но когда они выросли и окрепли, регламентация и опека стали излишними. Накануне 1680 г. один из депутатов купечества, Франсуа Лежандр в разговоре с министром финансов Франции Ж.Б.Кольбером произнес знаменитую фразу «Laisser nous fair» - дайте нам действовать, которая позднее стала лозунгом физиократов. В условиях хронического дефицита бюджета, непомерных налогов, взяточничества и излишеств аристократии (до 82% валового дохода крестьян поглощал поголовный налог и многочисленные феодальные повинности), деревенское население постоянно испытывало голод. Сужение сферы деятельности государства становилось необходимой предпосылкой прогресса.

В 17 веке – веке абсолютизма- потребность государств Европы в налогах, как наиболее надежных источниках, активизировала поиски их разумного обоснования. Английские философыи экономисты Т.Гоббс и Д.Локк внесли свой вклад в развитие финансовой науки. Гоббс в 1642 г. писал об абсолютном праве государей облагать поданных налогами, но убеждал в необходимости соблюдать умеренность и равномерность в распределении налогов, отдавая предпочтение косвенным налогам. Д.Локк был приверженцем прямых налогов.

Немецкие финансисты рассматривали науку как часть камеральных наук, изучающих дворцовое и государственное хозяйство в целом. Осуществили первую попытку систематического изложения основ финансового управления, заложив прочный фундамент финансовой науки. Л.фон Секендорф (1626-1692) высказал идею о связи народного хозяйства, благосостояния и податной силы населения. Ф.Юсти и И.Зонненфельс (1733-1692) построили общую систему финансовой науки, Юсти в 1766 г. издает первое методологическое сочинение « Система финансового хозяйства», по оценке академика И.И.Янжула Ф.Юсти является отцом финансовой науки. В 1768 г. появляется труд министра финансов Австрии И.Зонненфельса «Основные начала полиции, торговли и финансов», которая была переведена почти на все европейские языки.

Наши рекомендации