Реформа регулирования и надзора за финансовыми институтами в Европейском союзе
В целях повышения эффективности регулирования и надзора за финансовыми рынками в законодательство Евросоюза планируется внести существенные изменения. Разработан проект реформы регулирования и надзора за финансовыми институтами (еще недавно об этом не могло быть речи), суть его - в создании новых структур надзора, задачами которых является мониторинг работы финансовой системы и предупреждение возможных кризисов на ранней стадии.
Первый орган – Европейский совет по системным рискам (European Systemic Risk Board, ESRB) будет сформирована из центральных банков и регуляторов финансовых рынков стран-членов ЕС. Его задача - общее наблюдение за состоянием финансовой системы ЕС и предупреждение Еврокомиссии о любых признаках, которые могут свидетельствовать о надвигающемся кризисе. Предполагается, что он будет жестко ограничен в полномочиях, сможет лишь предупреждать о зарождении новых кризисов и давать предписания национальным регуляторам, однако никаких санкций за несоблюдение национальными регуляторами этих предписаний в проекте реформы не предусмотрено.
Вторая структура - Европейская система финансовых наблюдателей (European System of Financial Supervisors, ESFS) - будет состоять из национальных европейских финансовых регуляторов стран-членов ЕС и трех новых европейских наблюдательных агентств, ответственных за осуществление надзора за деятельностью банков, финансовых компаний, страховых компаний и пенсионных организаций. Европейская система финансовых наблюдателей должна будет осуществлять контроль за исполнением общеевропейских банковских правил, а также за принятием экстренных антикризисных мер.
Три новые наблюдательные агентства (создаваемые на основе действующих) - это Европейская банковская организация (European Banking Authority, EBA), Европейская организация страхования и пенсионного обеспечения (European Insurance and Occupational Pensions Authority, EIOPA) и Европейская организация по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority, ESMA). Новые отраслевые надзорные органы наделяются реальными полномочиями. Они смогут проводить собственные расследования, запрашивать информацию у европейских компаний напрямую и выступать арбитром в спорах между национальными регуляторами. Новые отраслевые надзорные получат право выдавать предписания национальным надзорным органам, указания которых должны выполняться в течение 10 дней. В случае невыполнения предписаний новых европейских надзорных органов будет принимать меры Европейская комиссия.
Итоговый проект реформы финансового регулирования в Евросоюзе уже передан на рассмотрение и утверждение Совета ЕС и Европарламента. Планируется, что новые надзорные органы начнут работу уже в текущем 2010 году.
Против данной реформы выступает Великобритания. Британское правительство опасается, что новые финансовые регуляторы получат слишком много полномочий, в результате чего сама Великобритания потеряет часть контроля над своей финансовой системой. Власти Великобритании утверждают, что план Еврокомиссии может противоречить интересам отдельных стран ЕС[61].
Банковский сектор России
Для современной структуры банковского сектора России характерно большое количество небольших банков как по объему активов, так и по величине капитала. На 1 декабря 2008 всего в реестре российских банков насчитывалось 1228 банков. При этом на долю 200 крупнейших банков приходилось 93% совокупных активов банковского сектора и около 87% собственного капитала. При этом 44% совокупных активов и 45% собственного капитала приходилось на 5 крупнейших банков страны[62]. К 2011 г. число действующих банков сократилось, но не так существенно, как могло бы случиться без принятия антикризисных мер – до 1012 кредитных организации, из них 955 банков и 57 небанковских кредитных организаций, 283 из них обладали генеральной банковской лицензией[63].
Банковский сектор России еще до финансового кризиса характеризовался недостаточной степенью капитализации, что не позволяло ему осуществлять адекватное финансирование крупнейших российских предприятий. К тому же, капитал поступал в страну не столько через банковскую систему, сколько напрямую в корпоративный сектор (крупные нефинансовые корпорации обладали широким доступом к внешнему финансированию (в валюте), поскольку страна имела высокие рейтинги государственных обязательств, жесткое регулирование обменного курса и потенциал государственных гарантий.
Это привело к тому, что как для российского финансового рынка, так и для российских предприятий характерна высокая зависимость от внешнего финансирования и существенный уровень внешнего долга. А повышение ставок на мировом финансовом рынке и ограничение кредитования заемщиков из развивающихся стран привело к существенному удорожанию заемных средств крупнейших банков России и вызвало кризис рынка межбанковского кредитования.
К концу 2008 г. внешний долг частного сектора (российских банков и предприятий) за исключением участия в капитале, составлял около 500 млрд долл. Чистый отток частного капитала из России за 2008 год составил $130 млрд.[64] В таких условиях уход зарубежных инвесторов с российского рынка не мог не спровоцировать кризис ликвидности в банковском секторе, хотя в России наблюдается относительно низкая доля иностранной собственности в российской банковской системе – 25% по сравнению с некоторыми другими странами Европы с формирующимися рынками[65].
В период кризиса государство решило использовать сложившуюся ситуацию для консолидации банковского сектора.[66]