Естественная монополия и механизмы ее государственного регулирования.
Монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Чистый монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы, являющейся производителем данного товара либо поставщиком услуги и обладающей исключительным правом на продажу. Поскольку монополист контролирует общий объем предложения товара, он «диктует цену». При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может изменить его цену, манипулируя количеством предложенного товара, т.е. не имеет кривой предложения (только точку, соответствующую оптимальному для фирмы объему выпуска)[2].
Цель фирмы – максимизировать прибыль – достигается при условии МС=MR, предельные издержки равны предельным выгодам. Из рис. 2.1 можно понять, что фирма-монополист производит продукции меньше, чем в конкурентной отрасли, и устанавливает цену выше конкурентной. Это говорит о том, что общество несет определенные потери. При этом монополист получает сверхприбыль, присваивая себе часть потребительского излишка (к тому же есть возможность экономить на рекламе). Поэтому развитие конкуренции является самым главным способом борьбы с отрицательными последствиями монопольного положения на рынке.
Вместе с тем, в некоторых отраслях современные технологии таковы, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто за счет крупного размера предприятия. Это явление принято называть положительным эффектом масштаба. Там, где он значителен, средние и предельные издержки фирмы будут понижаться. При данном рыночном спросе достижение низких затрат на 1 ед. продукции означает понижение цены для потребителей. Это возможно либо при небольшом числе крупных фирм, либо при наличии всего одной фирмы.
Монополия, возникающая под влиянием положительного эффекта масштаба, называется естественной монополией[3]. Причинами появления естественных монополий, как правило, являются объективные закономерности технологических и производственных процессов, следствием – стремление получения максимальной прибыли за счет положительного эффекта увеличения масштаба производства.
Рис. 2.1. Спрос и предложение в случае монополий
Из теории конкурентных рынков следует, что более высокая эффективность крупных компаний обеспечивается в случае, когда несколько стадий производства товара (услуги), или производство одного товара в рамках одной фирмы обходится дешевле, нежели на нескольких фирмах. Этот подход является определяющим при выборе размеров фирмы. Существенным аргументом неоинституциональной экономической теории в изучении преимуществ естественной монополии является идея о возможности экономии на трансакционных издержках. Этим объясняется энергичное развитие вертикально и горизонтально интегрированных естественно-монопольных структур.
Отличительная черта естественной монополии - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередач, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, недоступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы, воплощенные в линиях электропередач, проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие виды продукции. Этим определяется эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.
Таким образом, экономическое содержание естественной монополии состоит в преимущественном положении экономического субъекта на рынке, приобретаемом крупными формами хозяйствования в результате экономии на масштабах, на трансакционных издержках, географического расположения и создания системы совместного хозяйственного комплекса.
Таким образом, естественная монополия – это такое состояние товарного рынка, когда:
· спрос удовлетворяется в условиях ограниченной конкуренции;
· спрос является неэластичным: в обычных экономических отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен незначительным изменениям
· в силу особенностей производства используются сетевые структуры;
· проявляется положительный эффект масштаба, выражаемом в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства.[4]
Неэластичность спроса можно проиллюстрировать на следующем примере: при существенном увеличении цены на сливочное масло потребители могут использовать заменитель этого товара - масло растительное. Это приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено тем, что электроэнергия является практически безальтернативным источником энергии.
Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, действующий в сфере естественной монополии и занимающий на соответствующих товарных рынках доминирующее положение, которое возникает вследствие владения, пользования, распоряжения инфраструктурой. Примерами естественных монополий в России являются ОАО РЖД, энергетические компании в электроэнергетике, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.
Естественная монополия обладает как отрицательными, так и положительными свойствами, развивается в рамках постоянного противоречия. В ней сочетаются все негативные проявления монополизации рынка, что может приводить к злоупотреблению неограниченной рыночной властью, например – возможности повышения цен на продукцию даже при снижении качества. Однако, получая существенные преимущества от положительного эффекта масштаба или разнообразия, от организации целой отрасли в рамках вертикального или горизонтального интегрированного предприятия, естественная монополия играет важную положительную роль в рыночной экономике.
В настоящее время естественные монополии действуют в отраслях, определяющих направления экономического (электроэнергетика, нефте- и газодобыча, телекоммуникации, трубопроводный, железнодорожный транспорт), социального (жилищно-коммунальное хозяйство) и административного (бюрократическая монополия) развития национальной экономики. Ведь от эффективности деятельности этих отраслей, во многом, зависит уровень развития любого государства и его положение в современном мире.
Современная естественная монополия находится на пересечении важных общественных интересов, приобретает различные организационно-правовые формы, что предполагает развитие форм и инструментов ее государственного регулирования и контроля, направленных на преодоление отрицательных последствий провалов рынка и развитие позитивного эффекта.
Положительные эффекты крупных сетевых производств, связанные с экономией на специализации и концентрации производства, доставляют им значительные преимущества в сравнении с другими фирмами в конкурентных условиях.
В силу высокой общественной значимости товаров и услуг, производимых естественными монополистами, для преодоления данного провала рынка требуется общественный контроль за деятельностью естественных монополистов, т.е. вмешательство государства для того, чтобы противоречия в развитии естественных монополистов решались неантагонистическим путем. В странах с развитой рыночной экономикой современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и (или) экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономией на масштабах)[5].
Государственное вмешательство, а именно - формы и методы государственного регулирования, постоянно изменяются вслед за развитием общества и различаются для отдельных отраслей, стран, исторических периодов.
Механизм государственного регулирования естественных монополий представляет систему взаимосвязанных действий, направленных на осуществление общественного контроля за эффективностью деятельности естественных монополистов, и реализуется с помощью различных инструментов.
Инструментами преодоления провалов рынка в целом и естественных монополий в частности, являются:
1) внедрение конкуренции: реорганизация и приватизация; конкуренция за монопольный рынок, которая организуется в форме конкурса (аукциона), выделение естественно-монопольного ядра, привлечение иностранной конкуренции, государственно-частное партнерство.
2) антимонопольное регулирование: отделение функций регулирования, осуществляемого государством (лицензия, охрана окружающей среды, стандарты качества, тарифы); от функций ведения хозяйственной деятельности, передаваемой бизнесу;
3) обязательность участия государства в собственности (активах) естественных монополий;
4) территориальная специализацияпроизводств естественных монополий в целях их эффективного размещения;
5)тарифное регулирование, ограничение нормы доходности:
- непосредственное установление цен регулятором, цена формируется на основе бухгалтерской отчетности об издержках производителя, к которой прибавляется норма прибыли, устанавливаемая регулятором;
регулирование уровня рентабельности;
регулирование верхнего предела тарифа:
Предел тарифа рассчитывается следующим образом: индекс потребительских цен (уровень инфляции) уменьшается на Х фактор (планируемое регулятором относительное снижение цен в процентах на основе оценки перспективного спроса, размера инвестиций, вероятности снижения издержек и т.п.)[6];
6) преодоление асимметрии информации - законодательство о правах потребителей, о рекламе страхового, о страховании банковских вкладов, регулирование общественного здравоохранения, образования;
7) преодоление внешних эффектов – специальное налогообложение, прямой госконтроль и т.д.;
8) необходимость государственного сектора экономики для производства общественных благ (государственное предпринимательство, бюджетные учреждения, ГУПы, МУПы и т.п.);
9) неполные рынки – страхование неработающего населения сектором госуправления;
10) макроэкономическое регулирование – антикризисные программы, инструменты денежно-кредитной, бюджетно-налоговой политики, дефицитное финансирование и т.п..
В зависимости от степени воздействия государства на естественную монополию различаются формы прямого и косвенного регулирования, при этом выделяются структурное направление (оптимизация структуры естественной монополии, внедрение конкурентных отношений), стоимостное (тарифная политика, ограничение нормы доходности) и нормативное (применение государственных стандартов, лицензирование деятельности, ограничения и регламентация деятельности) направления государственного регулирования.
Наряду с усилением конкурентных начал в сфере действия естественных монополий, важнейшим является тарифное регулирование. Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона ситуации: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен естественных монополий является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.
Практика государственного регулирования естественных монополий свойственна для всех стран, что, во-первых, свидетельствует о необходимости вмешательства государства, а, во-вторых, о важности изучения эффективного зарубежного опыта госрегулирования.
Сочетание инструментов государственного регулирования в целях достижения наибольшей эффективности в деятельности отраслей естественных монополий постоянно изменяется в ходе проводимых реформ естественных монополий, поскольку естественная монополия как экономическое явление, постоянно развивается, испытывая на себе воздействие множества факторов, влияющих на механизм ее функционирования.
Основные методы государственного регулирования естественных монополий мы разделяем на политико-экономические, нормативно-правовые, а также финансово-экономические, цели которых существенно различаются.
Таблица 2.1