показатели | Ед.изм. | | |
Общее число предприятий и организаций | Тыс.ед | | |
Доля гос.и муниц.организаций в общем числе в РФ | % | | |
Численность занятых в государственном секторе | Тыс.чел | 24 228 | 21 530 |
Доля в общем количестве занятых | % | | |
Число акционерных обществ в уставных капиталах которых участвует государство | единиц | | |
Занятость в общественном секторе России в 2008 г. составила около 21,5 млн.человек или более трети наемных работников. При этом около 40% было занято в образовании (5.7 млн.чел.), 28.3% - в здравоохранении (более 4 млн.чел.), 24.2% - в управлении, военной безопасности, социальном обеспечении (свыше 3.5 млн.чел.)
Среднемесячная заработная плата составляла (по отраслям общественного сектора) в образовании России от 56% в 2000 г. до 65 % в 2007 г.; в здравоохранении – от 60 до 74% и в государственном управлении – от 122 до 125 в процентах к среднероссийскому уровню.
Таблица 1.3.
Доля организаций различных организационно-правовых форм в структуре собственности, в процентах к итогу.
Государствен-ная и муниципаль-ная |
u nW7YKDgdt89vIHxA1tg6JgU/5GG1fHzIMdPuxnu6HoIRMYR9hgrqELpMSl/WZNFPXEccucr1FkOE vZG6x1sMt62cJsmrtNhwbKixo/eayu/DxSqYf6zH9HV2Vdiku7Qw+2KXmkKp0dOwXoAINIR/8d39 qeP8+Qz+nokXyOUvAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQDb4fbL7gAAAIUBAAATAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAFr0LFu/AAAAFQEAAAsA AAAAAAAAAAAAAAAAHwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAHhA+fbEAAAA3AAAAA8A AAAAAAAAAAAAAAAABwIAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAAAwADALcAAAD4AgAAAAA= " filled="f" stroked="f">
M FHEVbMPOwPH763kGKiZki21gMvBLEVbL0cMCCxtuvKfrITklIRwLNFCn1BVax6omj3ESOmLRzqH3 mGTtnbY93iTct/o1y960x4alocaO3muqLocfb2D6sX6i3Smc02e+yUu3Lze5K415HA/rOahEQ7qb /6+3VvCngi/PyAR6+QcAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEA2+H2y+4AAACFAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBa9CxbvwAAABUBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAB8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQAHe//1xQAAANwAAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAAcCAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAMAAwC3AAAA+QIAAAAA " filled="f" stroked="f">
M FHEVbMPOwOHn63kGKiZki21gMvBHEVbL0cMCCxuuvKPLPjklIRwLNFCn1BVax6omj3ESOmLRTqH3 mGTtnbY9XiXct/o1y6baY8PSUGNH7zVV5/2vN/D2sX6i7TGc0me+yUu3Kze5K415HA/rOahEQ7qb b9ffVvCnQivPyAR6+Q8AAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEA2+H2y+4AAACFAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBa9CxbvwAAABUBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAB8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQB81GUuxQAAANwAAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAAcCAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAMAAwC3AAAA+QIAAAAA " filled="f" stroked="f">
Обществен-ных и религиозных объединений |
Прочие (включая иностранную, совместную российскую и иностранную) |
С начала рыночных реформ структура финансовой системы России претерпела существенные изменения, которые вызваны адаптацией к потребностям рыночных отношений российской экономики. Они обусловлены переменами в отношениях собственности, перераспределении властных полномочий между федеральным центром и регионами, усилении финансовой децентрализации, развитии бюджетного федерализма и т.д.
Масштабы ресурсов,которыми оперирует каждая из составных частей общественного сектора экономики, различны по странам в силу исторических традиций, этапов экономического развития, состояния национального производства. Для определения величины финансов общественного сектора России на современном этапе следует иметь в виду следующее.
Первая их составляющая - величина государственных и муниципальных финансов. Ключевой элемент – консолидированный бюджет РФ, включающий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ; затем – размеры бюджетов государственных внебюджетных фондов. Что же касается финансовых ресурсов некоммерческого сектора, их размер в силу ограниченности системных статистических данных может быть определен, в основном, экспертным путем.
Доля ВВП, перераспределяемая через консолидированный бюджет РФ за десять последних лет составляла свыше трети ВВП. Около 8% ВВП аккумулируется в бюджетах государственных социальных внебюджетныхфондов, являющихся составной частью общественных финансов.
Для сравнения рассмотрим динамику государственных расходов в индустриально развитых странах. За последние 120 лет государственные расходы по отношению к ВВП неуклонно росли во всех развитых странах, хотя и в разной степени: в США они выросли, например, в 4 раза, в Швеции – 10, в Германии – почти в 5 раз. При этом доля ВВП, перераспределяемая через каналы государственных финансов, различается по странам - от 33% в США до 60% в Швеции.
Таблица 1.4
Доля государственных расходов по отношению к ВВП, 1950-2015 гг., %
Страны | | | | | прогноз |
США | 24,9 | 33,5 | 35,0 | 35,7 | 36,5 |
Германия | 28,4 | 42,2 | 42,9 | 42,9 | 42,8 |
Франция | 31,4 | 45,3 | 47,2 | 47,5 | 45,5 |
Англия | 32,1 | 40,6 | 42,9 | 43,1 | 43,4 |
Япония | 13,2 | 25,0 | 26,9 | 27,2 | 29,7 |
СССР/РФ | 54,4 | 47,7 | 52,2 | 42,2 | 43,3 |
Доля госрасходов России всегда была высока, но имеет тенденцию к снижению: свыше 54% ВВП в 1950 г., 47,7% - в 1980 г., 42,2% в 2000 г., 41,3 в 2009 г., 34 % в 2010 г. (по расчетам МВФ) и 40 % - по данным Министерства финансов РФ.
Законодательная и исполнительная власти в России постоянно находятся перед дилеммой выбора между социальными, оборонными и инвестиционными приоритетами, становится очевидным, что решать эти проблемы возможно, с одной стороны, существенно повышая эффективность государственных расходов и, с другой, - привлекая всех возможных потенциальных союзников к производству общественных благ. Международный опыт свидетельствует, что такими союзниками могут стать бизнес-структуры и некоммерческий сектор.
Что касается некоммерческого сектора, принято считать, что он существует преимущественно за счет благотворительных поступлений. Однако, согласно статистическим данным, частные пожертвования составляют примерно всего 10% общей суммы поступлений некоммерческих организаций (от 1% в Японии до 20% в США). Ввиду этого становится очевидным, что объемы финансовых средств, которыми в целом располагают некоммерческие организации, весьма существенны. Только оперативные расходы третьего сектора в развитых странах достигают в среднем 3,5% ВВП - от 1,2% ВВП в Венгрии до 6,3% в США. В России, по нашим оценкам, в начале 2000-х годов эта цифра составляла около 2 % ВВП.
Вопросы для повторения и обсуждения
1.Что такое «провалы рынка» и почему их наличие объясняет необходимость общественного сектора экономики?
2. Поясните, что представляет собой общественный сектор экономики, каковы его составляющие.
3. Что относится к финансам общественного сектора? В чем отличие финансов общественного сектора от общественных финансов?
4.Каковы масштабы ресурсов, сконцентрированных в общественном секторе экономики (трудовых, финансовых, других)?