Общественный сектор России, некоторые показатели

показатели Ед.изм.
Общее число предприятий и организаций Тыс.ед
Доля гос.и муниц.организаций в общем числе в РФ %
Численность занятых в государственном секторе Тыс.чел 24 228 21 530
Доля в общем количестве занятых %
Число акционерных обществ в уставных капиталах которых участвует государство единиц

Занятость в общественном секторе России в 2008 г. составила около 21,5 млн.человек или более трети наемных работников. При этом около 40% было занято в образовании (5.7 млн.чел.), 28.3% - в здравоохранении (более 4 млн.чел.), 24.2% - в управлении, военной безопасности, социальном обеспечении (свыше 3.5 млн.чел.)

Среднемесячная заработная плата составляла (по отраслям общественного сектора) в образовании России от 56% в 2000 г. до 65 % в 2007 г.; в здравоохранении – от 60 до 74% и в государственном управлении – от 122 до 125 в процентах к среднероссийскому уровню.

Таблица 1.3.

Доля организаций различных организационно-правовых форм в структуре собственности, в процентах к итогу.

Виды собствен- ности
 
 
 
 
 
 
 
 
Государствен-ная и муниципаль-ная
 
u nW7YKDgdt89vIHxA1tg6JgU/5GG1fHzIMdPuxnu6HoIRMYR9hgrqELpMSl/WZNFPXEccucr1FkOE vZG6x1sMt62cJsmrtNhwbKixo/eayu/DxSqYf6zH9HV2Vdiku7Qw+2KXmkKp0dOwXoAINIR/8d39 qeP8+Qz+nokXyOUvAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQDb4fbL7gAAAIUBAAATAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAFr0LFu/AAAAFQEAAAsA AAAAAAAAAAAAAAAAHwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAHhA+fbEAAAA3AAAAA8A AAAAAAAAAAAAAAAABwIAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAAAwADALcAAAD4AgAAAAA= " filled="f" stroked="f">
23,1
 
 
M FHEVbMPOwPH763kGKiZki21gMvBLEVbL0cMCCxtuvKfrITklIRwLNFCn1BVax6omj3ESOmLRzqH3 mGTtnbY93iTct/o1y960x4alocaO3muqLocfb2D6sX6i3Smc02e+yUu3Lze5K415HA/rOahEQ7qb /6+3VvCngi/PyAR6+QcAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEA2+H2y+4AAACFAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBa9CxbvwAAABUBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAB8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQAHe//1xQAAANwAAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAAcCAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAMAAwC3AAAA+QIAAAAA " filled="f" stroked="f">
10,7
 
M FHEVbMPOwOHn63kGKiZki21gMvBHEVbL0cMCCxuuvKPLPjklIRwLNFCn1BVax6omj3ESOmLRTqH3 mGTtnbY9XiXct/o1y6baY8PSUGNH7zVV5/2vN/D2sX6i7TGc0me+yUu3Kze5K415HA/rOahEQ7qb b9ffVvCnQivPyAR6+Q8AAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEA2+H2y+4AAACFAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBa9CxbvwAAABUBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAB8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQB81GUuxQAAANwAAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAAcCAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAMAAwC3AAAA+QIAAAAA " filled="f" stroked="f">
10,3
 
9,8
 
9,2
 
8,7
 
Частная
 
63,4
 
75,0
 
75,8
 
76,9
 
78,0
 
79,2
 
80,5
 
Обществен-ных и религиозных объединений
 
4,2
 
6,7
 
6,6
 
6,4
 
6,1
 
5,7
 
5,3
 
Прочие (включая иностранную, совместную российскую и иностранную)
 
9,3
 
9,3
 
7,3
 
6,8
 
6,4
 
6,1
 
5,6
 

С начала рыночных реформ структура финансовой системы России претерпела существенные изменения, которые вызваны адаптацией к потребностям рыночных отношений российской экономики. Они обусловлены переменами в отношениях собственности, перераспределении властных полномочий между федеральным центром и регионами, усилении финансовой децентрализации, развитии бюджетного федерализма и т.д.

Масштабы ресурсов,которыми оперирует каждая из составных частей общественного сектора экономики, различны по странам в силу исторических традиций, этапов экономического развития, состояния национального производства. Для определения величины финансов общественного сектора России на современном этапе следует иметь в виду следующее.

Первая их составляющая - величина государственных и муниципальных финансов. Ключевой элемент – консолидированный бюджет РФ, включающий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ; затем – размеры бюджетов государственных внебюджетных фондов. Что же касается финансовых ресурсов некоммерческого сектора, их размер в силу ограниченности системных статистических данных может быть определен, в основном, экспертным путем.

Доля ВВП, перераспределяемая через консолидированный бюджет РФ за десять последних лет составляла свыше трети ВВП. Около 8% ВВП аккумулируется в бюджетах государственных социальных внебюджетныхфондов, являющихся составной частью общественных финансов.

Для сравнения рассмотрим динамику государственных расходов в индустриально развитых странах. За последние 120 лет государственные расходы по отношению к ВВП неуклонно росли во всех развитых странах, хотя и в разной степени: в США они выросли, например, в 4 раза, в Швеции – 10, в Германии – почти в 5 раз. При этом доля ВВП, перераспределяемая через каналы государственных финансов, различается по странам - от 33% в США до 60% в Швеции.

Таблица 1.4

Доля государственных расходов по отношению к ВВП, 1950-2015 гг., %

Страны прогноз
США 24,9 33,5 35,0 35,7 36,5
Германия 28,4 42,2 42,9 42,9 42,8
Франция 31,4 45,3 47,2 47,5 45,5
Англия 32,1 40,6 42,9 43,1 43,4
Япония 13,2 25,0 26,9 27,2 29,7
СССР/РФ 54,4 47,7 52,2 42,2 43,3

Доля госрасходов России всегда была высока, но имеет тенденцию к снижению: свыше 54% ВВП в 1950 г., 47,7% - в 1980 г., 42,2% в 2000 г., 41,3 в 2009 г., 34 % в 2010 г. (по расчетам МВФ) и 40 % - по данным Министерства финансов РФ.

Законодательная и исполнительная власти в России постоянно находятся перед дилеммой выбора между социальными, оборонными и инвестиционными приоритетами, становится очевидным, что решать эти проблемы возможно, с одной стороны, существенно повышая эффективность государственных расходов и, с другой, - привлекая всех возможных потенциальных союзников к производству общественных благ. Международный опыт свидетельствует, что такими союзниками могут стать бизнес-структуры и некоммерческий сектор.

Что касается некоммерческого сектора, принято считать, что он существует преимущественно за счет благотворительных поступлений. Однако, согласно статистическим данным, частные пожертвования составляют примерно всего 10% общей суммы поступлений некоммерческих организаций (от 1% в Японии до 20% в США). Ввиду этого становится очевидным, что объемы финансовых средств, которыми в целом располагают некоммерческие организации, весьма существенны. Только оперативные расходы третьего сектора в развитых странах достигают в среднем 3,5% ВВП - от 1,2% ВВП в Венгрии до 6,3% в США. В России, по нашим оценкам, в начале 2000-х годов эта цифра составляла около 2 % ВВП.

Вопросы для повторения и обсуждения

1.Что такое «провалы рынка» и почему их наличие объясняет необходимость общественного сектора экономики?

2. Поясните, что представляет собой общественный сектор экономики, каковы его составляющие.

3. Что относится к финансам общественного сектора? В чем отличие финансов общественного сектора от общественных финансов?

4.Каковы масштабы ресурсов, сконцентрированных в общественном секторе экономики (трудовых, финансовых, других)?


Наши рекомендации