Региональное целевое программирование
эффективный инструмент непосредственного государственного воздействия на экономику. Это способ выделения приоритетных задач в экономической политике. Метод позволяет федеральному центру активно влиять на проблемные регионы, решать как текущие, так и стратегические задачи, в первую очередь выравнивание региональных уровней социально-экономического развития.
Федеральная целевая программа развития региона представляет собой согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно- исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, реализуемых при активной поддержке государства и обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, научно-технического, социально-культурного и экологического развития региона.
Региональные программы могут осуществляться в форме комплексных программ развития экономики региона как цельного образования либо частных программ, призванных решать отдельные наиболее важные проблемы регионального развития. Основная цель разработки программ регионального развития - обеспечение подъема экономики и повышения жизненного уровня населения в каждом регионе страны. Региональные программы включают: цели экономического развития региона, мероприятия по достижению поставленных целей, обоснование материальных и финансовых затрат, необходимых для реализации этих мероприятий. Источники финансирования: бюджеты различного уровня, внебюджетные фонды, привлеченные кредиты и собственные накопления.
Критерии отбора программ:
- особая её значимость для национальной экономики региона,;
- межотраслевой и многоплановый характер;
- принципиальная новизна и прогрессивность технических, организационных и других программных мероприятий, ожидаемые высокие результаты.
Выделяют следующие основные инструменты, регламентирующие территориальное развитие экономики:
- Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны
- комплексный документ, отражающий направления рационального развития производства, а также его размещение по территории страны.
- Схемы размещения и развития отдельных отраслей (многоотраслевых комплексов) - документы, отражающие рациональное развитие производства той или иной отрасли, а также рациональное размещение производств данной отрасли по территории страны с точки зрения общенациональных интересов.
- Схемы районной планировки - конкретный планы организации и размещения производства в рамках данной таксономической единицы: административного района, города.
31 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.
Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике - протекционизм и фритредерство (концепция свободной торговли). Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.
Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И, напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе.
В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений - мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.
К числу важнейших форм мировых экономических отношений относятся:
• международная торговля товарами и услугами;
• движение капиталов и зарубежных инвестиций;
• миграция рабочей силы;
• обмен в области науки и техники;
• валютно-кредитные отношения.
Хотя различные формы международных экономических связей развиваются во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет говорить о них как о составных частях структуры мирового хозяйства.
В структуру мирового хозяйства входят: мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы; международная валютная система; международная кредитно- финансовая система; сфера обмена в области науки, техники и информации; международный туризм и др.