Развитое антимонопольное законодательство
Развитое антимонопольное законодательство
характерная черта современного государственного регулирования в капиталистических странах. Еще в 1890 году в США был принят Акт Шермана, положивший начало системе антитрестовского законодательства. Основной задачей антимонопольного регулирования стало поддержание конкуренции между контролирующими рынок крупными предприятиями и защита малого предпринимательства. Со временем был сформирован антимонопольный кодекс, который определял все виды действий компаний, нарушающих права других производителей и подпадающих под определение ограничительной практики. К их числу отнесены:
— явная монополизация рынка на основе контроля основной доли производства и сбыта в отрасли;
— фиксирование цен на основе соглашений между предприятиями- производителями однородной продукции;
— объединение компаний, влекущее их господствующее положение на рынке;
— личная уния менеджеров, выражающаяся в их участии в директорате нескольких крупных корпораций;
— ценовая дискриминация, проявляющаяся в дифференциации цен для различных потребителей;
— навязывание покупателям условия дополнительной покупки при приобретении необходимого им товара — связанные контракты;
— исключительные контракты, ограничивающие права потребителя приобретать аналогичную продукцию у других предприятий.
На основании квалификации подобных действий как противозаконных в отношении допустивших их корпораций принимаются санкции, что является прерогативой судебной власти.
Применение антимонопольных мер преследует четыре конечные цели. Первая — эффективное и полное использование всех производственных ресурсов, чему препятствует монополизация. Она позволяет предприятиям-монополистам, контролирующим цены в отрасли, консервировать часть производственных ресурсов для сокращения и стабилизации предложения на уровне, обеспечивающем повышенную цену и максимизирующем совокупную прибыль фирмы. Вторая цель антитрестовского регулирования — содействие развитию национальной экономики. Искусственно ограничивая объемы производства и сдерживая процесс его научно-технического совершенствования, монополисты противодействуют росту национального продукта. Третья цель борьбы с монополизмом — поддержание стабильности в общественном производстве и сокращение безработицы, четвертая — равные права и справедливость в распределении совокупных общественных доходов, реализация принципа соразмерности дохода с реальной производственно-экономической эффективностью деятельности предприятий, их вкладом в развитие национальной экономики.
Главным инструментом антимонопольной политики в современных условиях повсеместно остается расширение конкурентного поля деятельности предпринимателей, в том числе обеспечение большей открытости национальной экономики.
Развитое антимонопольное законодательство
характерная черта современного государственного регулирования в капиталистических странах. Еще в 1890 году в США был принят Акт Шермана, положивший начало системе антитрестовского законодательства. Основной задачей антимонопольного регулирования стало поддержание конкуренции между контролирующими рынок крупными предприятиями и защита малого предпринимательства. Со временем был сформирован антимонопольный кодекс, который определял все виды действий компаний, нарушающих права других производителей и подпадающих под определение ограничительной практики. К их числу отнесены:
— явная монополизация рынка на основе контроля основной доли производства и сбыта в отрасли;
— фиксирование цен на основе соглашений между предприятиями- производителями однородной продукции;
— объединение компаний, влекущее их господствующее положение на рынке;
— личная уния менеджеров, выражающаяся в их участии в директорате нескольких крупных корпораций;
— ценовая дискриминация, проявляющаяся в дифференциации цен для различных потребителей;
— навязывание покупателям условия дополнительной покупки при приобретении необходимого им товара — связанные контракты;
— исключительные контракты, ограничивающие права потребителя приобретать аналогичную продукцию у других предприятий.
На основании квалификации подобных действий как противозаконных в отношении допустивших их корпораций принимаются санкции, что является прерогативой судебной власти.
Применение антимонопольных мер преследует четыре конечные цели. Первая — эффективное и полное использование всех производственных ресурсов, чему препятствует монополизация. Она позволяет предприятиям-монополистам, контролирующим цены в отрасли, консервировать часть производственных ресурсов для сокращения и стабилизации предложения на уровне, обеспечивающем повышенную цену и максимизирующем совокупную прибыль фирмы. Вторая цель антитрестовского регулирования — содействие развитию национальной экономики. Искусственно ограничивая объемы производства и сдерживая процесс его научно-технического совершенствования, монополисты противодействуют росту национального продукта. Третья цель борьбы с монополизмом — поддержание стабильности в общественном производстве и сокращение безработицы, четвертая — равные права и справедливость в распределении совокупных общественных доходов, реализация принципа соразмерности дохода с реальной производственно-экономической эффективностью деятельности предприятий, их вкладом в развитие национальной экономики.
Главным инструментом антимонопольной политики в современных условиях повсеместно остается расширение конкурентного поля деятельности предпринимателей, в том числе обеспечение большей открытости национальной экономики.