Понятие финансовой устойчивости и ее роль и задачи в оценке финансового состояния предприятия
Финансовая устойчивость – характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.
Анализ устойчивости финансового состояния на ту или иную дату позволяет выяснить, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате. Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная – препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Таким образом, сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.
Финансовая устойчивость хозяйствующий субъект за счет собственных средств покрывает вложенные в активы средства, не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.
На устойчивость предприятия оказывают такие факторы, как:
ü положение предприятия на товарном рынке;
ü производство дешевой и пользующейся спросом продукции;
ü потенциал в деловом сотрудничестве;
ü степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов;
ü наличие платежеспособных дебиторов;
ü эффективность хозяйственных и финансовых операций.
В зависимости от влияния различных факторов можно выделить следующие виды устойчивости:
ü внутренняя устойчивость – такое общее финансовое состояние предприятия, при котором обеспечивается стабильно высокий результат его функционирования. В основе достижения такой устойчивости лежит принцип активного реагирования на изменение внутренних и внешних факторов;
ü общая устойчивость – такое движение денежных потоков, которое обеспечивает постоянное превышение поступления средств (доходов) над их расходованием (затратами);
ü финансовая устойчивость – определяется превышением доходов над расходами, обеспечивает предприятию свободное маневрирование денежными средствами и бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.
Среди множества факторов, влияющих на финансовую устойчивость предприятия, можно выделить:
ü по месту возникновения – внешний и внутренний;
ü по важности результата – основной и второстепенный;
ü по структуре – простые и сложные;
ü по времени действия – постоянные и временные.
При проведении анализа основное внимание уделяется внутренним факторам, зависящим от деятельности предприятия, на которые оно имеет возможность влиять, корректировать их воздействие и в определенной мере управлять ими:
К внутренним факторам относят:
ü отраслевая принадлежность предприятия;
ü структура выпускаемой продукции (услуг), ее доля в общем, платежеспособном спросе;
ü размер оплаченного уставного капитала;
ü увеличение издержек, их динамика по сравнению с денежными доходами;
ü состояние имущества и финансовых ресурсов, включает запасы и резервы, их состав и структуру.
К внешним факторам относят:
ü влияние экономических условий хозяйствования;
ü господствующую в обществе технику и технологию;
ü платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей;
ü налоговую и кредитную политику Правительства РФ;
ü законодательные акты по контролю над деятельностью предприятия;
ü внешнеэкономические связи;
ü систему ценностей в обществе.
Воздействовать на вышеперечисленные факторы предприятие не в состоянии, оно может лишь адаптироваться к их влиянию.
Среди внешних пользователей финансовой отчетности выделяются, в свою очередь, две группы: пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности в компании; пользователи, опосредованно заинтересованные в ней.
К первой группе относятся:
ü нынешние и потенциальные собственники предприятия, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств предприятия и оценить эффективность использования ресурсов руководством компании;
ü нынешние и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности представления или продления кредита, определения условий кредитования, определения гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;
ü поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
ü государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют политику;
ü служащие компании, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы на данном предприятии.
Вторая группа пользователей внешней финансовой отчетности – это те юридические и физические лица, кому изучение отчетности необходимо для защиты интересов первой группы пользователей.
В эту группу входят:
ü аудиторские службы, проверяющие данные отчетности на соответствие законодательству и общепринятым правилам учета и отчетности с целью защиты интересов инвесторов;
ü консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;
ü биржи ценных бумаг;
ü регистрирующие и другие государственные органы, принимающие решения о регистрации фирм, приостановке деятельности компаний, и оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;
ü законодательные органы;
ü юристы, нуждающиеся в отчетности для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
ü пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой отчетности;
ü торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и для сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;
ü профсоюзы, заинтересованные в финансовой информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие [19. С. 148].
Традиционно оценка финансового состояния проводится по пяти основным направлениям:
ü имущественное положение;
ü ликвидность;
ü финансовая устойчивость;
ü деловая активность;
ü рентабельность.
Оценка финансового состояния внешними пользователями проводится по двум направлениям:
ü сравнение расчетных оценочных коэффициентов с нормативными значениями;
ü анализ динамики изменения показателей.
При анализе коэффициентов необходимо учитывать, что нормативные значения являются приблизительными средними ориентирами, полученными на основе обобщения мирового опыта.
Российские условия хозяйствования отличаются от общемировых, поэтому нормативные значения не всегда являются точными индикаторами прочного финансового положения. Кроме того, условия хозяйствования различных предприятий также значительно отличаются друг от друга[12. С. 69].
Таким образом, существующий подход к оценке финансового состояния не дает достоверной информации для принятия управленческих решений. Его использование возможно для проведения экспресс-анализа внешними пользователями.
Искажения при проведении оценки связаны, во-первых, с недостаточно адаптированной к российским условиям нормативной базой оценки, во-вторых, с отсутствием методического единства при расчете оценочных показателей.
Для внутренних пользователей необходим более тщательный анализ, с использованием оценочных показателей (при анализе финансовой устойчивости).
Таким образом, финансовая устойчивость является важнейшей характеристикой финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, то оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля и привлечений инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату – рабочим и служащим, дивиденды – акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.
Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.
Финансовая сторона деятельности предприятия является одним из основных критериев его конкурентного статуса. На базе финансовой оценки делаются выводы об инвестиционной привлекательности того или иного вида деятельности и определяется кредитоспособность предприятия.
Перед финансовыми службами предприятия ставятся задачи по оценки финансового состояния и разработке мер по повышению финансовой устойчивости [8. С. 61].
Финансовое состояние в общих чертах обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота производственных фондов и особенно оборотных средств. Таким образом, хорошо организованное финансовое планирование, базирующееся на анализе финансовой деятельности, служит залогом хорошего финансового состояния.
Финансовой состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, является оценкой степени гарантированности экономических интересов самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям [17. С. 103].
Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Определение его на ту или иную дату отвечает на вопрос, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение отчетного периода. Однако партнеров и акционеров интересует не процесс, а результат, то есть сами показатели и оценки финансового состояния, которые можно определить на базе данных официальной публичной отчетности.
В настоящее время разработано и используется множество методик оценки финансового состояния предприятия, таких как методика Артеменко В.Г., Белендира М.В., Ковалева В.В., Донцовой Л.В., Никифоровой Н.А. и другие. И отличие между ними заключается в подходах, способах, критериях и условиях проведения анализа.
Используемая методика предназначена для обеспечения управления финансовым состоянием предприятия и оценки финансовой устойчивости в условиях рыночной экономики.
Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана со структурой баланса предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Но степень зависимости от кредиторов оценивается не только соотношением заемных и собственных источников средств. Это более многогранное понятие, включающее оценку и собственного капитала, и состава оборотных и внеоборотных активов, и наличие или отсутствие убытков и т.д. [10. С. 164].
Кроме того, финансовое состояние предприятия небезразлично налоговым органам – с точки зрения способности предприятия своевременно и полностью уплачивать налоги. Наконец, финансовое состояние предприятия является главным критерием для банков при решении вопроса о целесообразности выдачи ему кредита, размерах процента и срока.
Таким образом, от улучшения показателей финансового состояния предприятия зависят его экономические перспективы, надежные деловые отношения с партнерами [4. С. 95].
Под воздействием внутренних и внешних факторов финансовое состояние предприятия постоянно изменяется, поэтому ни само предприятие, ни участников рынка не удовлетворяют дискретные отчетные данные о финансовом состоянии предприятия. Им необходимо знать и качественную характеристику финансового состояния, то есть насколько оно устойчиво во времени, как долго оно может сохраняться под воздействием внутренних и внешних факторов, и какие упреждающие меры необходимо предпринять для сохранения этого нормального состояния или для выхода из предкризисного или кризисного состояния.
Для решения среднесрочных и стратегических задач по развитию предприятия руководству необходимо иметь соответствующий инструментарий для оценки и прогнозирования изменения финансовой устойчивости [7. С. 90].
Практически применяемые сегодня в России методы анализа финансово-экономического состояния предприятия отстают от развития рыночной экономики. Несмотря на то, что в бухгалтерскую и статистическую отчетность уже внесены и вносятся изменения, в целом она ещё не соответствует потребностям управления предприятием в рыночных условиях, поскольку существующая отчетность предприятия не содержит какого-либо специального раздела или отдельной формы, посвященной оценки финансовой устойчивости отдельного предприятия. Финансовый анализ предприятия проводится факультативно и не является обязательным [24. С. 79].
У предприятия, с одной стороны, возникает потребность в наличии своевременной и полной информации для принятия управленческих решений и оценки их результатов. С другой стороны, предприятие должно предоставить соответствующую информацию и тем, кто инвестировал (или собирается инвестировать) в него свои средства. Наряду с этим, и в условиях рынка продолжает сохраняться необходимость отчета перед государством о правильности налоговых отчислений.
Финансовый анализ в зависимости от классификации пользователей и их целей можно разделить на внутренний и внешний. Соответственно финансовая отчетность подразделяется на внешнюю и внутреннюю в зависимости от пользователей и целей её составления [3. С. 81].
К внутренним пользователям относится управленческий персонал предприятия. Он принимает различные решения производственного и финансового характера. Например, на базе отчетности составляется финансовый план предприятия на следующий год, принимаются решения об увеличении или уменьшении объема реализации, ценах продаваемых товаров, направлениях инвестирования ресурсов предприятия, целесообразности привлечения кредитов и другого. Очевидно, что для принятия таких решений требуется полная, своевременная и точная информация, поскольку в противном случае предприятие может понести большие убытки и даже обанкротиться.
Приведенная (таблица 1.1.) дает сжатую и наглядную картину того, какой интерес у наиболее важных групп пользователей вызывает тот или иной источник информации о деятельности предприятия.
Таблица 1.1.