Таким образом, предполагалось восполнить пробел действующего права, которое не содержало коллизионных норм в области труда.

Российская доктрина выработала и определенную позицию по реализации принципа lex voluntatis в международных трудовых отношениях. В частности, при определении границ применения автономии воли сторон трудового соглашения было предложено руководствоваться следующими условиями:

1) соблюдение письменной формы выбора сторонами права как в момент заключения трудового договора, так и во время его действия или изменения;

2) наличие тесной связи выбранного сторонами закона с трудовым контрактом;

3) невозможность снижения уровня условий труда работника по сравнению с обязательными положениями закона той страны, который был бы применен при отсутствии выбора права сторонами;

4) возможность подчинять элементы содержания трудовых правоотношений разным правовым системам <1>.

--------------------------------

<1> Довгерт А.С. Правовое регулирование международных трудовых отношений. Киев, 1992. С. 13.

Современный период развития науки международного частного права не внес существенных изменений в ранее высказанные предложения о законотворчестве в сфере коллизионного регулирования труда.

Разрешение коллизий при регулировании трудовых отношений с иностранным элементом происходит с помощью формул прикрепления, содержащихся не только в национальном законодательстве, но и в международных актах. Большинство государств, в том числе и Россия, рассматривают общепризнанные нормы и принципы международного права и нормы международных договоров как составную часть своей правовой системы, устанавливая приоритетный порядок применения этих норм. В этой связи пробелы национального законодательства могут восполняться путем применения международных норм, включенных в правовую систему государства.

Унифицированные коллизионные нормы содержат как двусторонние, так и многосторонние договоры государств <1>. Особое значение среди источников международного частного трудового права имеет Регламент ЕС "Рим I", поскольку в сферу его применения входят трудовые договоры (ст. 8). Закрепляя на международном уровне автономию воли сторон как основной принцип в определении права, применимого к договору о труде, в документе формулируется специальная защитная оговорка: выбор права не может повлечь за собой лишение работника защиты, предоставляемой ему правом, которое применялось бы при отсутствии выбора права сторонами договора.

--------------------------------

<1> О нормах, содержащихся в многосторонних и двусторонних договорах РФ, подробнее в следующих параграфах настоящей главы.

Выбор права сторонами трудового соглашения должен быть "прямо выражен" или определенно вытекать из положений договора либо из обстоятельств дела. Он может быть осуществлен до заключения договора или в процессе его исполнения. При этом любое изменение в определении подлежащего применению права, которое происходит после заключения договора, не может затрагивать формальную действительность договора и наносить ущерб правам третьих лиц.

Регламент "Рим I" устанавливает, что в отсутствие выбора права трудовой договор подчиняется системе коллизионных привязок, среди которых главенствующее положение занимает lex loci laboris - право страны, в которой работник "обычно выполняет свою работу", даже если он временно работает в другой стране. Субсидиарно (если применимое право не может быть определено с помощью привязки lex loci laboris) используется закон работодателя - право страны, где находится учреждение, которое наняло работника (lex societatis). Если из всех обстоятельств дела вытекает, что договор более тесно связан с правом другой страны, чем та, которая избрана с помощью формул прикрепления lex loci laboris или lex societatis, то применяется право этой другой страны.

Документ акцентирует внимание на том, что наемные работники не должны лишаться защиты со стороны положений, от которых не разрешается отступать посредством соглашения или от которых разрешается отступать только в их пользу (п. 34 преамбулы Регламента). Кроме того, коллизионная норма в отношении индивидуального трудового договора не должна наносить ущерба применению преобладающих императивных положений страны, в которую откомандирован работник в соответствии с Директивой 96/71/ЕС Европейского парламента и Совета от 16 декабря 1996 г. об откомандировании работников в рамках предоставления услуг (п. 35 преамбулы Регламента).

Статья 12 Регламента "Рим I" очерчивает сферу действия права, подлежащего применению к договорам, что включает и трудовые договоры. Это, в частности, вопросы его толкования, осуществления прав и обязанностей сторон, возмещения вреда, причиненного при исполнении договора, исковой давности, признания договора недействительным.

Поскольку унификация коллизионных правил обеспечивает решение спора на основе использования одного и того же правила, отпадает необходимость определять, в каком государстве Евросоюза имеет место конфликт в сфере труда. Происходит сужение сферы действия национального права: нормы международного частного права государств-членов частично вытесняются правом ЕС.

Право, указанное Регламентом "Рим I", может применяться даже в том случае, если оно не является правом одного из государств-членов. В этом смысле документ носит универсальный характер. Вместе с тем следует учитывать, что любое государство вправе запретить применение норм иностранного права на территории своего государства. Такой запрет будет носить обоснованный характер, если нормы применимого иностранного права противоречат публичному порядку (ст. 21).

Наши рекомендации