В целом различия коллизионных правил отражают особенности фактического состава отдельных видов трудовых правоотношений. В этой связи зарубежному законодательству известны и иные формулы прикрепления.
Легальное оформление получают также вопросы, касающиеся объема коллизионной нормы. Венгерский Указ 1979 г., в частности, гласит, что по праву, применимому к трудовым отношениям, определяются материальные и формальные правовые условия действительности трудового договора, последствия его недействительности, а также вопросы содержания и прекращения трудовых отношений (ст. 53.3).
Российское законодательство
В Российской Федерации практически отсутствуют специальные нормы, разрешающие коллизионные проблемы в сфере международного труда. Вместе с тем отдельные положения Трудового кодекса (ТК) РФ 2001 г. применимы к отношениям, осложненным иностранным элементом.
Так, ст. 11 ТК РФ провозглашает, что на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Приведенная норма обеспечивает иностранным лицам национальный режим использования ими прав и обязанностей в сфере труда и служит весомой гарантией осуществления и защиты их интересов. По сути, ТК РФ содержит правило о применении к трудовым отношениям международного характера, возникающим на территории РФ, российского права.
Кроме того, законодатель счел необходимым установить особое правовое регулирование отношений отдельных категорий работников, труд которых имеет выраженную специфику. Соответствующие правила помещены в Особенной части ТК РФ (ч. IV, разд. XII, гл. 53 "Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей").
Условия труда и отдыха лиц, направляемых на работу в представительства РФ за границей, определяются локальными нормативными актами соответствующего представительства и трудовыми договорами, которые не могут ухудшать их положение по сравнению с нормами, установленным ТК РФ. Минимальная продолжительность ежегодных дополнительных отпусков и условия их предоставления, порядок и условия установления дополнительных гарантий и выплаты компенсаций в связи с переездом к месту работы, а также условия материально-бытового обеспечения и оплаты труда таких работников определяются Правительством РФ с учетом климатических и иных особых условий в стране пребывания. Таким образом, для работников представительств РФ за границей установлен особый режим труда и отдыха, регламентированный российским трудовым правом. В этом проявляется экстерриториальный характер национального права, регулирующего труд собственных граждан.
Коллизионные нормы, затрагивающие сферу труда, содержит Кодекс торгового мореплавания (КТМ) РФ 1999 г. Закон имеет в своем составе разд. XXVI "Применимое право", включающий общую норму об определении права, подлежащего применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом (ст. 414). В качестве основного коллизионного принципа, применимого к договорным отношениям в обозначенной сфере, закреплена автономия воли сторон - lex voluntatis, ограниченная общим требованием о недопустимости ухудшения положения работника, установленного императивными нормами.
Однако в отношении трудовых договоров сформулировано специальное правило, распространяющее свое действие на достаточно узкий состав работников - членов экипажей морских торговых судов (ст. 416). Отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами, в отсутствие выбора применимого права регулируются законом государства флага судна - lex flagi. Правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна также определяются коллизионной привязкой - lex flagi.
Защитная оговорка в ситуации, допускающей автономию воли, звучит так: "Выбор сторонами трудового договора права, подлежащего применению к отношениям между судовладельцем и членами экипажа судна, не должен приводить к ухудшению условий труда членов экипажа по сравнению с нормами права того государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве" (ст. 416). Таким образом, в целях защиты прав работников - членов экипажа установлена гарантия соблюдения трудовых стандартов, которые в соответствии с основными принципами международного трудового права включает правовая система любого государства.
Кроме того, ст. 57 КТМ РФ определяет объем коллизионной нормы: она распространяет свое действие на порядок заключения и прекращения трудового договора, установление условий труда, трудовые споры и иные отношения.
Приведенные примеры указывают лишь на часть вопросов сферы международного труда, подверженных правовому регулированию. В целом проблемы коллизий в международном частном трудовом праве остались за рамками реформы и трудового, и гражданского законодательства РФ.
Позиция российской правовой науки по урегулированию коллизий в сфере международного труда была сформулирована в обобщенном виде в Проекте закона СССР о международном частном праве и международном гражданском процессе, разработанном во Всесоюзном научно-исследовательском институте советского государственного строительства и законодательства в 1989 - 1990 гг. <1>. В Проекте был отражен наиболее распространенный подход, сложившийся в международном частном праве России того времени.
--------------------------------
<1> Проект закона СССР о международном частном праве и международном гражданском процессе // Материалы по иностранному законодательству и международному частному праву: Труды ВНИИ советского государственного строительства и законодательства. М., 1991. Вып. 49. С. 134. Идея принятия Закона, к сожалению, осталась нереализованной.
Проект допускал автономию воли сторон как коллизионного начала в регулировании трудовых отношений. При отсутствии выбора сторонами применимого права в качестве основной коллизионной привязки предлагалось применять правило lex loci laboris - право страны, в которой (полностью или преимущественно) осуществляется работа. В качестве дополнительных формул прикрепления предусматривались такие формулы прикрепления, как:
- lex flagi - право страны, под флагом которой используется транспортное средство - для трудовых отношений на водном и воздушном транспорте;
- lex loci delegationis - право страны учреждения, командировавшего работника - в случае выполнения работы лицом, командированным за границу (ст. 32).